Задел для Калашникова
23 май, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Задел для Калашникова

Изобретения русских ученых способствовали победам на поле боя и сбережению жизней наших солдат и офицеров.

Выдающийся оружейник Владимир Федоров создал автоматическую винтовку. Имея калибр 6,5 миллиметра и магазин емкостью пять патронов, она обладала скорострельностью 18 выстрелов в минуту. Уже в ходе войны Федоров укоротил на 25 миллиметров ствол, изменив систему его охлаждения, и сконструировал съемный магазин на 25 патронов. В результате появилось оружие, которое конструктор назвал автоматом: оно соответствовало требованиям не только Первой мировой, но и последующих войн XX века. Автомат имел длину 104 сантиметра, вес с патронами – 5,2 килограмма, прицельную дальность – 300 метров и скорострельность – до 100 выстрелов в минуту. На первых образцах имелись сошки.

“ Академик Зелинский считал создание противогаза самым важным в своей жизни ”

В конце 1916 года подразделение из состава 189-го пехотного Измаильского полка получило 45 автоматических винтовок и восемь автоматов Федорова. Планировалось перевооружить все стрелковые и ударные части. Автомат использовался в ВВС, будучи штатным для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но решение о заказе и поставке в войска 25 000 автоматов оказалось сорванным по техническим причинам, изготовлено было лишь чуть более 150 единиц этого перспективного оружия.

Необходимо отметить, что Федоров стал пионером в создании ручного автоматического оружия не только в России, более того, он в значительной мере предвосхитил развитие аналогичных систем последующей эпохи.

Газу – нет!

Одно из замечательных изобретений, спасших жизни тысяч солдат и офицеров, – угольный противогаз принадлежит Николаю Зелинскому. Научная деятельность академика была разносторонней, но сам он, автор более 700 изобретений и трудов, считал создание противогаза самым важным в своей жизни. Конструкция Зелинского в модифицированном виде до сих пор спасает человеческие жизни по всему миру.

Задел для КалашниковаСлуживших в армии лошадей тоже
снабжали противогазами
Фото: moscow.mchs.ru

Один из основоположников зарождавшейся в конце XIX века органической химии, он в числе первых оценил опасность массового применения нового оружия, наносившего большой урон и подрывавшего боевой дух войск. Зелинский смог добиться преобразования древесного угля, обладающего природной абсорбирующей способностью, в активированный. В этом была суть открытия. Летом 1915 года в ходе эксперимента, прижав платок с измельченным активированным березовым углем к носу и рту, Зелинский смог пробыть в отравленной атмосфере несколько минут. Первые опытные образцы противогазов были готовы уже в августе. А 3 февраля 1916-го после показательных испытаний в Ставке Главковерха всех имевшихся на вооружении образцов противохимической защиты противогаз был принят на вооружение русской армии.

В 1916–1917 годах в России было произведено более 11 миллионов противогазов Зелинского. Русская инструкция времен войны гласила: «Этот противогаз предохраняет от всех неприятельских удушливых газов, как употребляемых в виде облака, так и в снарядах». Протоколы испытательных комиссий отмечали простоту конструкции и дешевизну коробок.

Авиация будущего

Велик вклад в развитие мировой и отечественной авиации Игоря Сикорского. С 1912 по 1918 год он руководил конструкторским бюро авиаотдела Русско-Балтийского завода. В 1913–1914-м появились первые в мире многомоторные самолеты: «Русский витязь», «Гранд», «Илья Муромец». В годы войны изготовлено 75 четырехмоторных бомбардировщиков конструкции Сикорского. «Илья Муромец» фактически ознаменовал начало в авиации новой эры.

Россия стала единственной страной, в которой к 1914 году имелись дальние бомбардировщики. Именно благодаря созданным Сикорским самолетам отечественная авиация получила международное признание. Одним из наиболее удачных проектов стал С-16 – эскортный истребитель для прикрытия тяжелых бомбардировщиков. Всего было пять модификаций этого самолета. Машина могла оснащаться различными типами шасси (лыжным, колесным и даже поплавковым). На таком самолете воевал один из лучших русских асов Юрий Глишер.

Невидимый «Краб»

Многие военно-морские технические новинки также впервые появились в России. Среди них – подводный минный заградитель «Краб». Он был первым в мире, у Германии аналогичные подводные лодки появились позже и уступали по своим характеристикам. «Краб» осуществил несколько ответственных минных постановок вблизи вражеских берегов. Об эффективности его действий говорит, в частности, факт подрыва крейсера «Бреслау» на минном заграждении, установленном «Крабом».

Алексей Олейников,
ведущий рубрики, доктор исторических наук

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация