Полосатый сирийский мир
09 май, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Полосатый сирийский мир

4 мая в Астане подписан Меморандум о деэскалации ситуации в Сирии. В его основе решение создать специальные зоны в отдельных районах страны. Там прекращаются боестолкновения между правительственными войсками и отрядами оппозиции.

В зонах деэскалации перестают работать сирийские ВВС и наши Воздушно-космические силы. Гарантами соглашения выступили три страны: Россия, Иран, Турция.

Лицемерные посредники

Договоры о прекращении огня и начале перемирия в ходе гражданской войны в Сирии заключались не один раз. Большинство из них были не выгодны правительству Башара Асада. Такие соглашения при посредничестве ООН и ряда государств навязывались под предлогом неких гуманитарных соображений. Самый известный документ вступил в силу в апреле 2012 года. Дамаск ратифицировал соглашение под давлением международного сообщества. Причем договоренности начали действовать в тот момент, когда отряды боевиков-оппозиционеров понесли серьезные потери и в некоторых районах страны были на грани полного уничтожения.

ООН тщательно следила за тем, как Дамаск выполняет свою часть. Между тем отряды оппозиции, которые также формально находились под контролем, успели пополнить ряды и получить вооружение. Большую финансовую помощь им оказали монархии Персидского залива. 31 мая Свободная сирийская армия объявила ультиматум правительству Башара Асада, которое, по мнению оппозиционеров, не соблюдало условия мира. 

5 июня бандформирования отказались от документа и перешли к боевым действиям. Накопленные силы позволили им нанести ряд серьезных поражений правительственным войскам и переломить ситуацию. Под контроль вооруженной оппозиции перешло несколько районов Сирии. Но США, Франция и Великобритания объявили в нарушении мира Дамаск.

Договор о деэскалации

В чем отличие «Меморандума 4 мая» от остальных подобных документов? Важные элементы соглашения, которые определяют, насколько оно будет соблюдаться, – стороны, выступившие гарантами, и учет интересов подписантов.

«Меморандум 4 мая» стал итогом очередного раунда межсирийских переговоров, проходящих под патронатом Российской Федерации в Астане. Его завизировали как представители официального Дамаска, так и основных оппозиционных движений. Антиправительственные силы до последнего пытались изменить содержание документа в свою пользу. Несколько оппозиционеров демонстративно покинули зал переговоров. Но на итоговое решение это не повлияло. Меморандум был подписан.

Согласно документу в Сирии создаются четыре так называемые зоны деэскалации (ЗД). Первая расположена на севере страны. Она охватывает провинцию Идлиб, а также отдельные районы Латакии, Алеппо и Хамы. Вторая находится в провинции Хомс. Третья – Восточная Гута, за исключением района Кабун, который пока контролируется боевиками запрещенной в России «ан-Нусры». Четвертая зона расположена на юге, в приграничных с Иорданией районах провинций Дейра и Кунейтра.

С момента вступления документа в силу в ЗД останавливаются все боевые действия между правительственными войсками и подписавшими меморандум отрядами оппозиции. Прекращается использование всех видов вооружения.

Нельзя забывать, что часть отрядов оппозиции «Меморандум 4 мая» не подписала. Неприсоединившиеся превращаются в легальные цели. Так трактуется опубликованный текст документа. Борьба с ними будет продолжаться до того момента, пока оппозиционеры не присоединятся к документу.   

Очень важный момент: между зонами деэскалации и другими районами Сирии создаются разделительные полосы. Там будут размещены специальные наблюдательные пункты, а также наблюдатели от России, Ирана и Турции. Их задача создать коридоры для гуманитарной помощи, не допустить входа или выхода вооруженных отрядов, а также поставки боеприпасов и военной техники.

Хотя официальные представители стран-гарантов не упоминали об этом в своих выступлениях, отдельно создается механизм контроля над происходящим в ЗД. Там также будут развернуты наблюдательные посты, которым предстоит следить за действиям разведенных сторон. Сирийская оппозиция добилась, чтобы в ЗД работали на военнослужащие гарантов, а представители других стран. Каких – пока не определено.

Кто что выиграл

Перед началом последнего раунда переговоров в Астане, в Сирии полным ходом шли боевые действия между проправительственными отрядами и оппозиционерами. Эскалация противостояния, начавшаяся в первых числах нынешнего года, достигла пика в апреле. За это время сирийская армия оттеснила оппозиционеров в нескольких ключевых районах страны. Фактически нынешние четыре зоны деэскалации – это районы, пока еще остающиеся под контролем противников правительства Асада. 

«Меморандум 4 мая» прекращает военное давление на оппозиционеров со стороны Сирийской арабской армии, а самое главное Воздушно–космических сил России. Командирам оппозиции разрешается вывести в ЗД ряд своих отрядов, попавших в сложную ситуацию.  Но при этом их силы фактически оказываются заперты в указанных зонах деэскалации. В отличие от апрельского перемирия 2012 года у оппозиции уже не будет свободы передвижения, тем более подпитки боеприпасами, вооружениями и живой силой. На границах зон будут стоять российские, иранские и турецкие военные.  Конечно, в самих ЗД ситуацию будут контролировать военнослужащие стран, выбранных оппозиционерами. Но это по большему счету – «гол престижа». Самый важный элемент в предложенной схеме – разделительные полосы.

Что ждет оппозиционеров в ЗД? Наиболее вероятный сценарий – постепенная деградация отрядов боевиков и их фактическая демобилизация. Сражающиеся не за идею, а также насильно поставленные под ружье разойдутся по домам. Этому будет способствовать программа умиротворения и амнистия, объявленная правительством Асада.

Но, проиграв с военной стороны, оппозиционеры заработали прибыль с политической точки зрения. Фактически они получили в распоряжение районы Сирии, где могут укреплять свое влияние и создавать органы местного самоуправления. Это важно для будущего политического устройства Сирии и интеграции в него оппозиции. 

Нельзя забывать, что раньше Дамаск старался не допустить возникновения такой социальной базы.  А сейчас оппоненты Башара Асада получили гораздо большего того, на что могли рассчитывать по итогам последних боев. Остается вопрос, как оппозиция воспользуется заработанным. Опыт показывает, что оппозиционные отряды воюют друг с другом за власть с такой же страстью, как и с правительственными войсками.

Российское и сирийское командования не скрывают, что планируется вывести из ЗД большую часть войск и направить их на борьбу с запрещенным в нашей стране ИГ. «Меморандум 4 мая» позволяет сконцентрировать достаточно серьезные ресурсы для освобождения Дейр-эз-Зора и похода на Ракку. Если борьба с «ан-Нусрой» и ИГ завершится достаточно быстрой и убедительной победой, официальный Дамаск приобретет дополнительные зоны влияния, которые очень важны при последующем политическом устройстве государства.

«Меморандум 4 мая» – сложный многосторонний компромисс. Достичь его было достаточно сложно. Поэтому и для удержания ситуации странам–гарантам потребуются серьезные усилия.

Павел Иванов

Опубликовано 09.05.2017

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация