Страшнее «кошки»
04 апр, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Страшнее «кошки»

Воздушный таран, как правило, приводит к печальным последствиям для обоих противников. Но в начале Первой мировой в условиях столкновения почти безоружных самолетов он являлся одним из наиболее эффективных средств поражения.

Известен подвиг выдающегося русского летчика штабс-капитана П. Н. Нестерова, погибшего при таране. Но у него были более удачливые последователи. Один из них – признанный ас № 1 русских ВВС в годы Первой мировой подполковник Александр Казаков, сбивший 17 самолетов противника в индивидуальных и 15 в групповых боях. Один из 17 лично сбитых летчик таранил.

В марте 1915 года «Моран» младшего офицера 4-го корпусного авиационного отряда поручика Казакова не имел вооружения. Но летчик освоил специальное изобретенное им приспособление – «кошку».

Страшнее «кошки»

Под самолетом был закреплен трос, на конце которого имелся простейший якорь. Применение этой «снасти» основывалось на точном расчете маневра и отличном глазомере летчика: пролетая над вражеским аэропланом на высоте, меньшей длины троса, он должен был захватить его «кошкой». В момент сцепки взрывалась прикрепленная к «кошке» пироксилиновая шашка.

Казаков, готовясь применить «кошку», проводил тренировки. Снижаясь к канату, натянутому на высоте пять-шесть метров между деревьями, он пытался зацепить его «кошкой». В момент зацепа особый нож перерезал канат, и гиря, на тренировках заменявшая взрывчатку, летела на землю.

Вскоре представился случай проверить изобретение на практике.

18 марта 1915 года германский самолет «Альбатрос» проводил разведку в ближнем тылу русских войск в Польше и бомбил Гузовский аэродром. Увидев немца, поручик бросился за германским аэропланом и настиг его над поместьем Воля Шидловская. Инициативный летчик приступил к реализации своего плана. Но во время разматывания троса «кошка» зацепилась за фюзеляж его самолета и болталась под днищем.

Сорок тысяч русских и немецких глаз наблюдали за этим противостоянием из окопов на земле, и Казаков, находясь в нескольких метрах от противника, не мог себе позволить уйти ни с чем. Поручик решил идти на таран. Первый заход не удался – наш летчик ошибся с определением высоты. Второй заход также был неудачен, но Казаков настойчиво продолжал преследование противника.

В третьей попытке, находясь над противником, поручик резко снизился и «Моран» ударил своими колесами тяжелый германский «Альбатрос» по фюзеляжу.

У «Морана» было разбито шасси и оторвана одна лопасть винта. С выключенным двигателем самолет поручика благополучно сел, но при посадке перевернулся. Германский же самолет наклонился набок, затем камнем рухнул вниз, развалившись при ударе о землю. Оба члена экипажа погибли.

Это был второй таран на Русском фронте и первый таран в мире с благополучным исходом для атакующего. За этот подвиг А. А. Казаков был награжден Георгиевским оружием.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук, ведущий рубрики

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация