Страшнее «кошки»
Воздушный таран, как правило, приводит к печальным последствиям для обоих противников. Но в начале Первой мировой в условиях столкновения почти безоружных самолетов он являлся одним из наиболее эффективных средств поражения.
Известен подвиг выдающегося русского летчика штабс-капитана П. Н. Нестерова, погибшего при таране. Но у него были более удачливые последователи. Один из них – признанный ас № 1 русских ВВС в годы Первой мировой подполковник Александр Казаков, сбивший 17 самолетов противника в индивидуальных и 15 в групповых боях. Один из 17 лично сбитых летчик таранил.
В марте 1915 года «Моран» младшего офицера 4-го корпусного авиационного отряда поручика Казакова не имел вооружения. Но летчик освоил специальное изобретенное им приспособление – «кошку».
Под самолетом был закреплен трос, на конце которого имелся простейший якорь. Применение этой «снасти» основывалось на точном расчете маневра и отличном глазомере летчика: пролетая над вражеским аэропланом на высоте, меньшей длины троса, он должен был захватить его «кошкой». В момент сцепки взрывалась прикрепленная к «кошке» пироксилиновая шашка.
Казаков, готовясь применить «кошку», проводил тренировки. Снижаясь к канату, натянутому на высоте пять-шесть метров между деревьями, он пытался зацепить его «кошкой». В момент зацепа особый нож перерезал канат, и гиря, на тренировках заменявшая взрывчатку, летела на землю.
Вскоре представился случай проверить изобретение на практике.
18 марта 1915 года германский самолет «Альбатрос» проводил разведку в ближнем тылу русских войск в Польше и бомбил Гузовский аэродром. Увидев немца, поручик бросился за германским аэропланом и настиг его над поместьем Воля Шидловская. Инициативный летчик приступил к реализации своего плана. Но во время разматывания троса «кошка» зацепилась за фюзеляж его самолета и болталась под днищем.
Сорок тысяч русских и немецких глаз наблюдали за этим противостоянием из окопов на земле, и Казаков, находясь в нескольких метрах от противника, не мог себе позволить уйти ни с чем. Поручик решил идти на таран. Первый заход не удался – наш летчик ошибся с определением высоты. Второй заход также был неудачен, но Казаков настойчиво продолжал преследование противника.
В третьей попытке, находясь над противником, поручик резко снизился и «Моран» ударил своими колесами тяжелый германский «Альбатрос» по фюзеляжу.
У «Морана» было разбито шасси и оторвана одна лопасть винта. С выключенным двигателем самолет поручика благополучно сел, но при посадке перевернулся. Германский же самолет наклонился набок, затем камнем рухнул вниз, развалившись при ударе о землю. Оба члена экипажа погибли.
Это был второй таран на Русском фронте и первый таран в мире с благополучным исходом для атакующего. За этот подвиг А. А. Казаков был награжден Георгиевским оружием.