Арктический авангард
03 апр, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Арктический авангард

Когда в новостях увидел, как Владимир Путин ходит по ледникам Земли Франца-Иосифа, а переключив канал, посмотрел репортаж из Архангельска, где проходил весьма представительный форум «Арктика – территория диалога» с участием президентов Исландии и Финляндии, посла США в РФ, подумал: насколько же серьезно руководство России относится к возвращению приполярного региона в круг насущных интересов государства.

“ Аэродром военный, но он для всех. Случись какая нужда или беда, есть опорная точка. При ограничении финансовых ресурсов иного пути для освоения Крайнего Севера, как пускать вперед армию, у России нет ”

Пионерами нашего возвращения в Арктику стали военные. Россия должна стоять гарнизонами на всех границах, и Крайний Север в этом отношении не менее важен, чем рубежи на востоке, юге или западе.

Армия 70–80-х и в наше время – принципиально разные Вооруженные Силы, и отличие тут в качестве. В Арктику возвращается уже совсем другая армия, с новыми задачами и силами. Нужен ли сейчас полк связи, что стоял в свое время в районе Диксона? Думаю, и без него с передачей информации проблем не будет. Подразделения ПВО в Диксоне, Тикси, Мысе Шмидта тоже перестали быть актуальными – есть способы прикрыть страну от воздушного нападения и без размещения на краю света сотен солдат. Но пусть с меньшим количеством людей и техники армия должна присутствовать в Арктике и решать там поставленные задачи. Главное – то, что сейчас делают военные, идет на пользу всем. Скажем, в послевоенные годы на острове Котельный существовал аэродром гражданской авиации, обслуживавший полярников, промысловиков и радиолокационный пост ПВО. В 90-е аэропорт забросили, как практически и всю деятельность на острове. Но сегодня там строится военная база «Северный клевер», соответственно восстановили аэродром. Да, он военный, но для всех. Случись какая нужда или беда, есть опорная точка. И такие точки восстанавливаются по всему нашему Северу, что облегчит работу и ученым, и геологоразведчикам. При ограничении финансовых ресурсов иного пути для освоения региона, как пускать вперед армию, у России нет.

Именно благодаря возвращению в Арктику военных заработал важнейший проект очистки территорий от десятилетиями копившегося там металлолома. И Путин прилетел на Землю Франца-Иосифа не в последнюю очередь для того, чтобы лично убедиться, как выполняется его поручение, данное здесь же в 2010 году. Этот проект реализуется по личной инициативе главы государства силами Русского географического общества, и то, что президент этой организации по совместительству министр обороны Сергей Шойгу, – для Арктики огромное счастье. Есть здесь и определенная историческая справедливость, все-таки Минобороны внесло в замусоривание полярного побережья изрядную лепту.

Дмитрий Шпаро

Наконец пришло понимание, что Север – национальная гордость России, это потрясающие места, которые мы просто обязаны показывать другим людям. Но как можно привезти тех же туристов на мыс Челюскин, самую северную точку материковой части страны, которую 9 мая 1742 года открыл военный штурман Семен Челюскин, если для того, чтобы добраться от взлетной полосы непосредственно к мысу, приходится передвигаться буквально по горам ржавых бочек. Надеюсь, что проект просуществует до полной очистки арктического побережья. И хорошо, что начали с Земли Франца-Иосифа – это интересное место для посещения туристами и тут же самая современная на сегодня пограничная застава Нагурская. Я на ней был много раз и убежден – именно так должны выглядеть все наши заставы и военные базы в Арктике.

Много разговоров идет о территориальной принадлежности участков Арктического бассейна. Если разграничение шельфа особых вопросов не вызывает, то проблема приполюсного района дает пищу для споров. Думаю, не стоит вести дело к взаимной неприязни – полярники всех стран прекрасно умеют договариваться, значит, и правительства смогут сделать то же самое. К слову, утвержденная в 2013-м «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» тоже делает упор на международное сотрудничество, а не на конфронтацию.

Мы стараемся внести свой вклад в возвращение России в высокие широты. Наша задача – всячески популяризовать исследования Севера среди молодежи. С 2008 года мы провели уже девять международных лыжных экспедиций на Северный полюс – от дрейфующей станции «Барнео» около ста километров ребята одолели самостоятельно. Это испытание прошли 63 подростка 16–18 лет из 42 регионов. Чтобы попасть в экспедицию, претенденты проходят серьезный отбор, и желающих проверить себя походом к Северному полюсу с каждым годом все больше. А это значит, что вслед за армией на наш Север будут возвращаться те, для кого эти земли не забытые богом и никому не нужные территории, а самая что ни на есть Россия.

Дмитрий Шпаро,
Исследователь Арктики, руководитель клуба «Приключение»

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация