Дальневосточное крещение «Авроры»
17 май, 2016 0 Комментариев 1 Просмотров

Дальневосточное крещение «Авроры»

Первое судно, которое достигло берегов Камчатки, было построено в 1716-м в Охотске. А городом и портом он стал считаться с 10 мая 1731 года. Именно этот день (21 мая по новому стилю) определен как дата рождения Тихоокеанского флота (ТОФ) согласно приказу главнокомандующего ВМФ РФ № 252 от 5 мая 1999-го.

Охотск действительно явился колыбелью Дальневосточного флота, о котором думал еще Петр I. Он не только прорубил «окно в Европу», но и постоянно заботился о восточных землях России. Вспомним Камчатские экспедиции Витуса Беренга, «птенца гнезда Петрова», который первым подал мысль о создании военного порта в Охотске.

Дальневосточное крещение «Авроры»
Фото: blogspot.com

В становлении этого города участвовали опальные сподвижники Петра, первым был Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев. Строительство Охотского порта было завершено в 1741-м. Он раскинулся немного ниже острога, у самого устья реки Охта. Вскоре превратился в важнейший центр Дальнего Востока. Стал базой Охотской военной флотилии, первого постоянно действующего военно-морского подразделения России на Тихом океане. Но фактически это было только на бумаге.

Для создания реально действующей флотилии в 1799-м в Охотск был направлен контр-адмирал И. К. Фомин, который начал строительство боевых кораблей. К 1805 году спущены на воду один бриг и три малых корабля. Но Охотская военная флотилия больше использовалась в коммерческих целях, а не в военных, поэтому она не могла противостоять даже одному каперскому бригу Дж. Кокса в 1788–1789 годах в период Русско-шведской войны, как и помешать тихому проникновению японцев на Сахалин и Курильские острова.

С 1849-го указом императора Николая I главной базой становится Петропавловск-на-Камчатке, и флотилия стала именоваться Камчатской. Именно на ее долю выпало первое боевое крещение дальневосточных морских сил. С 18 по 24 августа 1854 года фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» при 67 орудиях вместе с гарнизоном Петропавловска противостояли англо-французской эскадре из четырех больших кораблей и одного парохода. Руководил обороной камчатский военный губернатор и командир порта генерал-майор Василий Завойко.

В начале XX века Сибирская военная флотилия, имея в своем составе 1-ю Тихоокеанскую эскадру, базирующуюся в Порт-Артуре, обладала полным правом именоваться флотом. Но начавшаяся Русско-японская война, вписавшая многие героические страницы в историю ВМФ, не смогла спасти ВМС России на Дальнем Востоке от значительных потерь. Последующие Первая мировая и Гражданская войны не позволили полностью восстановить флот.

В апреле 1932 года были созданы Морские силы Дальнего Востока, 11 января 1935-го переименованные в Тихоокеанский флот.

Советская история ТОФ представляет собой героический путь концентрации военно-морских сил на дальневосточных рубежах страны. Роль ТОФ в ее защите понимало не только правительство, но и каждый рядовой гражданин. После Великой Отечественной войны флот рос и развивался быстрыми темпами. Но после распада Союза ТОФ пережил разорение как ни один из других. Казалось, он уже не воспрянет. Но пришло осознание, что без могучего флота на Дальнем Востоке Россия не сможет отстоять свои интересы в Тихоокеанском регионе. И сегодня ТОФ на подъеме.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация