Афганистан: обострение ситуации
30 июн, 2015 0 Комментариев 13 Просмотров

Афганистан: обострение ситуации

22 июня СМИ сообщили об атаке талибов на парламент Афганистана. Когда депутаты собрались на заседание, террорист-смертник подорвал себя у входа в здание. Другие боевики устроили перестрелку с сотрудниками сил безопасности. В то же время возобновились тяжёлые бои вокруг Кундуза. Эксперты считают, что в «вооружённой оппозиции» Афганистана набирается более 60 тысяч боевиков — как из «Талибана», так и из «Исламского государства». Есть мнение, что боевики планируют закрепиться вдоль границы со среднеазиатскими странами.



Афганистан: обострение ситуации



Источник в ООН анонимно сообщил корреспонденту РИА «Новости», что власти Афганистана не смогут противостоять боевикам без международной поддержки. «Оппозиция» насчитывает уже свыше 60 тысяч боевиков, в т. ч. из «Талибана» и «Исламского государства». По оценкам собеседника, боевики намерены закрепиться на севере — вдоль границы Афганистана со среднеазиатскими государствами.


«Если в прошлом году по оценкам ООН потери военных, полиции и гражданского населения составили 10,5 тысячи человек, то сегодня потери растут. По данным за первые четыре месяца 2015 года, в среднем в день гибнут 15 афганских военных. Раньше этот показатель был от пяти до десяти человек в день. В связи с уходом сил НАТО значительно сократились возможности для воздушной поддержки военных операций, проводимых афганской армией. Это также означает, что нет возможности для эвакуации раненых военнослужащих с поля боя», — сообщил собеседник агентства.

В конце апреля 2015 г. боевики «Талибана» начали наступление одновременно в 24 из 34 афганских провинций. Представитель ООН поясняет: «Судя по стратегическим планам военной оппозиции, они собирались прочно закрепиться на севере вдоль границы Афганистана с центральноазиатскими государствами. Талибов интересуют контрабандные пути доставки наркотиков, а боевики «Исламского движения Узбекистана» рассчитывают на переброску оружия и различных пропагандистских материалов в Центральную Азию. Хотя в пропагандистских целях они в большей степени используют возможности Интернета».

Народное ополчение Афганистана (то есть полицейские формирования) правительству трудно полностью содержать: в основном оплачивается труд охранников магистралей и тех, кто дежурит на блокпостах. «Те же, кто не получает зарплату, переходят на сторону того, кто им платит, то есть идут к местным олигархам, лидерам организованных преступных группировок и наркодельцам», — пишет РИА «Новости».

Что касается активизировавшегося «Исламского государства», то оно объявило о создании «провинции Хорасан»: туда, по планам боевиков, войдут полностью Афганистан и Пакистан, часть Центральной Азии и восточная часть Ирана. Руководителем «провинции» назначен Хафиз Саид Хан. Тем временем несколько тысяч сторонников «ИГ» воюют в более чем 20 провинциях Афганистана. «В отдельных местах у них идут бои с талибами, которые отстаивают свою территорию. «ИГ» пытается как можно больше завербовать людей из числа разочаровавшихся талибов. Молодое поколение реагирует на доводы о том, что 14 лет войны не принесли результатов, а «ИГ» в течение короткого времени добилось больших успехов: захватило большие территории в Ираке и Сирии, стало обладать большими финансовыми возможностями», — сказал собеседник РИА «Новости».

«ИГ» в Афганистане популярно и потому, что полевым командирам из талибов, перешедшим к «ИГ», платят по 500-600 долларов в месяц, а рядовому составу выдают около 200 долларов.

29 июня на сайте «Афганистан.ру» вышла статья политолога Николая Пахомова.

По мнению учёного, атака парламента и одновременное наступление на Кундуз позволяют сделать вывод: талибы сочетают теракты-символы, несущие в себе элемент пропаганды, с «серьёзными стратегическими соображениями».

Кундуз, напоминает аналитик, — ключевой город для связей с Центральной Азией. Ситуация вокруг Кундуза складывается тревожная, в том числе и для России, особенно если учесть, что взаимодействие между талибами и среднеазиатскими экстремистами нарастает. Ряды талибов пополняются добровольцами из республик Средней Азии.

Кроме того, талибы играют на слабости противника, превращая её в своё стратегическое преимущество. Речь идёт о низкой стойкости и слабом моральном духе афганской армии и полиции.

После начала весенне-летнего наступления талибов представители государств Средней Азии выразили озабоченность ситуацией. Помощник президента Таджикистана по вопросам национальной безопасности Шерали Хайруллоев сказал, что наблюдается «рост исламского фундаментализма в самой крайней его форме».

«Их цель — создание очагов напряжённости и вооружённый захват власти в непосредственной близости к южным границам СНГ, — цитирует его газета «Взгляд». — В случае реализации заинтересованными странами и их спецслужбами проекта «Исламское государство Халифат» через Афганистан зона политической нестабильности перейдет на страны СНГ и Китай».

Омар Нессар, директор Центра по изучению современного Афганистана. полагает, что обострение ситуации на севере Афганистана прямо влияет на интересы России: «Россия как ключевой член ОДКБ отвечает за безопасность стран Средней Азии. Движение «Талибан» само по себе не представляет серьёзной угрозы безопасности России и стран Средней Азии. Но есть опасность со стороны союзных группировок, например, «Исламского движения Узбекистана», целью которых являются страны Средней Азии».

В качестве противодействия экстремистским элементам собеседник газеты предложил укреплять границу между странами Средней Азии и Афганистаном, а также усилить буферную зону вдоль северных районов Афганистана.

«Усиливать позиции на границе нужно как можно ближе к Афганистану. Скажем, если это делать на границе России и Казахстана, это не совсем правильно. У России, в свою очередь, нет границы с Таджикистаном. Но нужно в рамках ОДКБ укреплять именно этот участок, который на данный момент является уязвимым», — считает Нессар.

Специалист по Средней Азии, главный редактор журнала РИСИ «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов сказал газете «Взгляд», что скоро пройдёт саммит ШОС, на котором в состав организации будут приняты Пакистан и Индия. «Проблемы Пакистана и Афганистана во многом схожи, и вхождение Исламабада в ШОС улучшит возможности кооперации по региональным проблемам, — отметил эксперт. — Афганские проблемы всерьёз и надолго, не надо ожидать скорой стабилизации этой страны. К тому же есть внешние силы, которые заинтересованы в том, чтобы эта страна оставалась горячей точкой. Это прежде всего США и их союзники по НАТО».

Несмотря на противоречия, добавим от себя, «Талибан» и «Исламское государство» стали грозной «оппозиционной» силой, привлекающей сторонников в свои ряды не только радикальными идеями по превращению мира в халифат, но и деньгами — тем самым, чего остро не хватает центральному правительству Афганистана, не способному эффективно противостоять силе, насчитывающей уже более шестидесяти тысяч вооружённых боевиков. Радикализация Афганистана угрожает безопасности не только стран Средней Азии, но и России. Аналитики предупреждают: для противодействия радикальным элементам необходимо укреплять границы между государствами Средней Азии и Афганистаном.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация