Блокадный бизнес
03 июл, 2015 0 Комментариев 14 Просмотров

Блокадный бизнес



В начале весны луганчанин Анатолий Ружевой ездил за продуктами через линию фронта в один из поселков на севере области. Поселок под контролем Киева. Родственник Ружевого, владелец небольшого магазина, собрал для Анатолия и его семьи несколько ящиков съестных припасов.

- В основном - крупы, консервы, мука, сахар, соль, печенье и вафли для детей. Немного хозтоваров - говорит Анатолий. - То, что можно долго хранить. Родственник, конечно, в помощи не отказал, хотя у них жить тоже очень тяжело. Снимал для нас продукты прямо с прилавков, уложил в три больших картонных коробки. Я их даже заклеивать не стал, чтобы на пункте пропуска всё можно было по-быстрому показать.

Однако провезти продукты в Луганск не удалось. На украинском КПП в Золотом Анатолия заподозрили в том, что он везет продукты «на реализацию».

- Сразу подошел человек в военной форме, стал спрашивать: с кем и за сколько я тут договорился, с какой сменой? Открыто, при всех. Намекнул, что можно решить вопрос. Но я ничего не понимал. Кроме того, что от меня «тупо» требуют «дать на лапу».

Попробовал пояснить, что работаю ветеринаром, к коммерческой деятельности отношения не имею. А взятку дать не могу, потому что мы почти всю зиму прожили без пенсий и зарплат, на старых запасах. Поэтому за бесплатными продуктами и поехал.

Но не помогло. Причем, на вопрос, сколько продуктов можно с собой провозить и какими правилами это регламентировано, никто ничего не ответил, - вспоминает Анатолий. И продолжает:

- Меня пропустили, но коробки забрали. Когда я рассказал об этом по телефону тому самому родственнику, он просто долго молчал в трубку. И дома, у матери и жены, реакция была примерно такой же: «Когда они будут этими консервами водку закусывать, пускай еда у них в глотке застрянет». Хотя, я думаю, наши харчи добычливые военные кому-то перепродали.

Ужесточение блокады непризнанной Луганской Народной республики санкционировал в мае назначенный Киевом губернатор Геннадий Москаль с согласия украинского правительства и президента. Одновременно с усилением пропускного режима центральные власти прекратили выплаты пенсий, социальных пособий и заработной платы медикам, коммунальщикам, шахтерам и педагогам.

Коридор в Станице Луганской закрыли для проезда транспорта и провоза товаров. А пересечение границы в пункте пропуска в Золотом возможно теперь только при наличии справки переселенца или специального разрешения, за которым нужно отправляться в Старобельск. Мужчинам призывного возраста проезжать фактически запрещено. Могут задержать и принудительно направить «на проверку» в ближайший военкомат.

Станица, которая, по сути, является спутником Луганска, теперь отгорожена от него блокадным барьером. Чтобы попасть в город, где раньше работали или торговали многие его жители, нужно ехать в объезд. Это занимает около 7 часов. Или пересекать границу за взятку.

Водитель грузовика Валентин, проживающий в Лисичанске, рассказывает, что, несмотря на все строгости, через украинские пункты пропуска удается провести за деньги буквально все. Чем негласно пользуются некоторые крупные торговые компании. Причем, по его словам, представители печально знаменитого батальона «Айдар» давно поставили подобный «бизнес» на поток.

Переброска контрабанды заранее согласовывается по звонку на специальные телефонные номера. Потом - предоплата на чью-то банковскую карту. Сумма зависит от стоимости груза, обстановки на границе и других факторов. После этого машины с «правильными» номерами пропускают даже без осмотра.

По мнению местных журналистов, объемы теневого «бизнеса» на блокаде Донбасса составляют несколько миллионов долларов ежемесячно. И, как показала неудавшаяся попытка разоружить криминальный батальон МВД Украины «Торнадо», центральные власти не могут, да, в общем, и не хотят пресекать действия тех, кто наживается на высокодоходных контрабандных поставках. Скорее всего - потому, что сами имеют хорошую долю.

От блокады страдают только местные жители, которые раньше возили на луганские рынки фрукты, овощи, масло, мясо и молоко. В итоге цены на редиску, черешню или клубнику упали в Станице до минимума. Продавать дары садов и огородов тут некому. Но одновременно жители лишились одного из последних источников заработка.

А в самом Луганске дефицит продовольственных товаров компенсировали поставки продуктов от российских, белорусских и казахстанских производителей. В городе полки магазинов не опустели. Но с июня сильно растут цены.

С начала лета Киев дополнительно ужесточил блокаду. В двадцатых числах июня украинская сторона фактически парализовала движение транспорта через пункты пропуска в районе Донецка. В час там пропускают не более пяти автомобилей. Житель Алчевска, который хотел отвезти семью на море в Бердянск, рассказывает, что ему пришлось простоять на выезде в сторону Волновахи около десяти часов. В пробке, где застряли сотни машин. При этом температура воздуха достигала 38 градусов жары, превращая автомобили в душегубки.

- Некоторым стало плохо. Вода у нас быстро кончилась. Хорошо, что соседи по несчастью поделились минералкой. Ей только детей поили. Сами ради экономии не пили. Люди ходили «в туалет» прямо на трассе, дети измучились, кричали. А развернуться и уехать обратно очень сложно. Многие пытались проехать по обочине, но там могли быть мины. «Скорая помощь» к кому-то приезжала. Но до места не добралась - врачи пешком через десятикилометровую пробку шли, - вспоминает он о поездке.

Побывавшие в заторах люди отмечают, что пробку организовали искусственно - чтобы максимально затруднить пересечение границы. По упрощенной процедуре сейчас не всегда пропускают даже «гуманитарку». Так, 26 июня на дороге застряла колонна грузовиков, которая везла в Донецк 380 тонн гуманитарной помощи.

Вне очереди могут проехать только машины с детьми в возрасте до одного года. Транспорт тщательно досматривают. Отбирают даже медикаменты, если не получается доказать, что они предназначены для личного пользования.

Одна из главных причин огромных заторов в Донбассе - запрет на проезд рейсовых автобусов, маршруток, и транспортных средств вместимостью свыше 8 человек, который ввела 17 июня украинская сторона. Теперь жители вынуждены пользоваться частным легковым автотранспортом, что резко увеличило трафик.

При этом, таксисты берут за проезд от пропускного пункта в Донецк 200 гривень. Плюс требуют еще по 100 гривень за каждый час простоя в многокилометровых пробках. За проезд от границы до Запорожья заплатить требуется почти вдвое больше. А спекулянты, заранее занимая место в очереди, предлагают купить его, когда пропускной пункт окажется поблизости.

Складывается впечатление, что киевское правительство пытается задушить ЛНР и ДНР блокадной удавкой, искусственно создавая на востоке Европы подобие палестинского Сектора Газа. Страдания людей по обе стороны линии фронта не трогают киевских чиновников и командиров националистических батальонов. Они превратили войну в циничный и бесчеловечный, но очень выгодный бизнес. Хотя, таким образом, своими руками углубляют разделение «единой страны».

Источник

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация