Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я
Как правило, война начинается внезапно. Вооруженные силы страны, подвергшейся агрессии, к ней оказываются абсолютно не готовы. Справедливо также мнение, что генералы готовятся не к будущим, а к прошедшим войнам. В полной мере это относится к состоянию средств противовоздушной обороны британских сухопутных подразделений.
Впрочем, к моменту начала полномасштабных боевых действий такое положение было в армиях большинства государств, участвовавших в войне. Со средствами ПВО РККА ситуация в 1941 году была ещё более тяжелой.
В августе 1938 года на вооружение британской пехоты приняли ручной пулемет «Брен» Мк 1 калибра 7,7-мм (.303 «бритиш»), представляющий собой британскую модификацию чешского пулемёта ZB-30 «Зброевка Брно». Пулемёт получил своё название от первых двух букв названия городов Брно (Brno) и Энфилда (Enfield), в которых было развёрнуто производство. К июню 1940 года в британской армии насчитывалось более 30 тыс. пулеметов «Брен».
Британский солдат демонстрирует королю Великобритании ) Георгу VI 7,7-мм (.303 british) зенитный пулемет Брен (Bren Mk.I)
Для пулемёта были разработаны несколько вариантов зенитных станков, в том числе для спаренной установки. Эффективная дальность стрельбы по воздушным целям не превышала 550 м, т. е. пулемёт мог бороться только с маловысотными целями. Пулемет «Брен» использовали в качестве зенитного вооружения танков, САУ и бронемашин, ставили на корабли, катера и автомобили.
В качестве зенитного «Брен» имел ряд недостатков:
Магазины небольшой ёмкости — на 30 патронов.
Низкий темп стрельбы — 480-540 выстрелов в минуту (темп стрельбы германского MG-42 был вдвое больше).
Расположение магазина сверху частично перекрывало передний обзор во время стрельбы и затрудняло слежение за воздушными целями. Тем не менее, благодаря широкому распространению «Брен» применялся для борьбы с низколетящими самолётами противника в течение всей войны.
После неудачного для британцев начала войны в Европе и спешной эвакуации войск из Дюнкерка, где они были вынуждены оставить врагу самое современное на тот момент вооружение, которое только имелось у британской армии. Для компенсации недостатка вооружения, находясь под угрозой вторжения немецкого десанта в Британию, было инициировано возвращение в армию старых систем, а также ряд импровизаций. Среди прочего на вооружение вернули со складов и около 50 тыс. пулеметов «Льюис».
«Льюисы» различных модификаций в зенитных установках устанавливались на бронепоездах местной обороны, автомобили и даже мотоциклы.
В спешном порядке для усиления ПВО пехотных подразделений было создано несколько сотен спаренных и счетверённых зенитных установок.
«Брен» использовался в британской армии как ручной пулемёт пехотного отделения. Роль пулемёта ротного звена отводилась пулемётам «Виккерс» Mk.I калибра 7,7-мм (.303 british) с водяным охлаждением, представлявшим собой английский вариант станкового пулемёта «Максим».
По сравнению с «Бреном» из него было можно вести более интенсивный огонь, но и масса оружия на станке была в разы больше. Для зенитных вариантов пулемета использовался специальный надульник — ускоритель отката ствола, использовавший давление пороховых газов на дульный срез ствола для повышения энергии отката, тем самым увеличивая темп стрельбы.
Со складов в ПВО было передано так же значительное количество устаревших авиационных пулемётов винтовочного калибра «Виккерс-К», созданных на базе пулемёта «Виккерс-Бертье».
Спаренные установки с дисковыми магазинами емкостью 100 патронов устанавливали на «Лендроверы» повышенной проходимости для подразделений SAS и «пустынных групп дальней разведки».
Из-за отсутствия отечественных конструкций пулеметов, пригодных для установки в бронированных боевых машинах, командование британской армии в 1937 году подписало с чехословацкой фирмой «Зброевка-Брно» контракт на производство по лицензии станковых пулеметов ZB-53 калибра 7,92-мм. Конструкция пулемета ZB-53 была модифицирована с учетом британских требований, и он был принят на вооружение под названием BESA, составленным из начальных букв слов Brno, Enfield, Small Arms Corporation.
Британский «пехотный» танк «Матильда» Мк.2 с зенитным пулемётом «Беса»
Пулемёты «Беса» широко использовались на различной британской бронетехнике, в том числе и в качестве зенитных. Питание пулемётов «Беса» всех модификаций осуществлялось из металлической ленты емкостью 225 патронов.
Британский легкий зенитный танк Vickers AA Mark I, вооруженный четырьмя 7,92-мм пулеметами «Беса»
В начале 1920-х годов в Англии были начаты работы по созданию крупнокалиберных пулеметов для борьбы с бронетехникой и аэропланами. Первоначально было создано оружие под патрон 5 Vickers (12,7х81-мм в метрической системе), мало чем отличающиеся, кроме габаритов, от пулемёта «Виккерс» Mk.I.
Морская зенитная счетверённая установка Vickers .5 Mk.3
В 1928 году крупнокалиберные пулеметы фирмы Vickers .5 Mk.3 принял на вооружение королевский военно-морской флот, в армии пулемёт большого распространения не получил, в ограниченном количестве крупнокалиберные пулемёты монтировались на бронетехнику.
Бронеавтомобиль «Кросслей» D2E1 с зенитной установкой спаренных 12,7-мм пулеметов «Виккерс»
Осознавая недостаточную мощность патронов 12,7х81 мм (особенно в сравнении с американским патроном 12,7х99 мм и французским 13,2х99 мм), компания «Виккерс» в конце 1920-х годов разработала более мощный боеприпас того же калибра, известный как .5 Vickers HV (12,7х120 мм). Этот патрон разгонял 45-граммовую бронебойную пулю до скорости в 927 м/с. Под этот патрон был разработан увеличенный вариант все того же пулемета Виккерс водяного охлаждения, известный как .5 Vickers Class D. Внешне эти пулеметы отличались от менее мощных «флотских» Виккерсов того же калибра заметно большей длиной. Пулемёт имел темп стрельбы 500-600 выстр./мин и дальность стрельбы по воздушным целям до 1500 м.
Спаренная установка Виккерс — Vickers .5 Class D
Крупнокалиберные 12,7-мм пулемёты фирмы «Виккерс» применялись в основном во флоте; из-за чрезмерного веса и водяного охлаждения на суше они использовались в основном в объектовой ПВО и для вооружения бронетехники.
Спаренная ЗПУ 12,7-мм пулемётов Browning M2
Наиболее же распространенным в Великобритании зенитным пулемётом калибра 12,7-мм стал поставляемый по ленд-лизу Browning M2.
ЗСУ T17E2
На британских предприятиях серийно производилась ЗСУ T17E2 на базе американского бронеавтомобиля «Стагхаунд». От базовой машины он отличался одноместной цилиндрической башней без крыши, с двумя крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB.
В 1937 году в Чехословакии был создан крупнокалиберный пулемет ZB-60 под новый патрон 15x104 Brno, изначально предназначавшийся в качестве зенитного оружия. В 1937 году лицензию на производство 15-мм пулемета ZB-60 и патронов к нему приобрела британская компания Birmingham Small Arms (BSA), где эти пулеметы были выпущены малой серией, а патроны получили еще одно обозначение — 15-mm Besa.
15-мм пулемет BESA весил 56,90 кг, темп стрельбы составлял 400 выстрелов в минуту, начальная скорость пули 820 м/с. Дальность стрельбы по воздушным целям до 2000 м.
Зенитный 15-мм пулемёт «Беса»
Большого распространения 15-мм пулемёт «Беса» по ряду причин не получил, из-за «нештатного» боеприпаса во второй половине войны предпринимались попытки его переделки под 20-миллиметровый выстрел «Испано-Сюиза».
Британский лёгкий зенитный танк Vickers Mark V со спаренными 15 мм пулемётами «Беса»
В британском флоте в годы войны широко использовались 20-мм автоматические зенитные пушки Oerlikon. Их модификации имели обозначения Mk 2, Mk 3 и Mk 4, на их базе создавались одноствольные и счетверенная установки. В значительно меньших количествах «Эрликоны» устанавливались на берегу.
В 1942 году была создана ЗСУ Crusader AA Mk II. В качестве базы использован крейсерский танк "Крусейдер" («Крестоносец»). На базовое шасси монтировалась легкобронированная открытая сверху башня кругового вращения, со спаренной установкой двух 20-мм автоматических зенитных пушек "Эрликон" с длиной ствола 120 калибров.
ЗСУ Crusader AA Mk II
В начале 1944 года в производство была запущена 20-мм зенитная установка Polsten. Прототип орудия был создан накануне войны в Польше. Польские инженеры пытались упростить конструкцию зенитного автомата «Эрликон», сделав его более скорострельным, легким и дешевым. Разработчики сумели сбежать в Великобританию вместе с чертежами.
Зенитный 20-мм автомат «Польстен» давал темп стрельбы 450 выстрелов в минуту, максимальную дальность стрельбы 7200 м, досягаемость по высоте 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 890 м/с, установка могла бороться не только с самолетами, но и с легкобронированными наземными целями.
Канадские зенитчики у строенной установки «Польстен»
«Польстен» получился существенно проще и дешевле своего прототипа, не уступая ему по боевым характеристикам. Была сохранена возможность установки орудия на станок от «Эрликона». Зенитка имела рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, питание патронами осуществлялось из 30-ти зарядных магазинов. Помимо одинарных установок, выпускались строенные и счетверённые орудия, а также ещё более облегчённый разборный вариант зенитки для парашютно-десантных войск.
После Первой мировой войны на вооружении британского флота имелось значительное количество 40-мм зенитных автоматов «Виккерс» в одно-, двух-, четырёх- и восьмиствольных установках.
Четырёхствольные установки использовались на эсминцах и крейсерах Королевского флота, восьмиствольные на крейсерах, линкорах и авианосцах. Из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе, они были широко известны как «Пом-пом».
40-мм автомат «Виккерс» представлял собой облегченный и несколько упрощенный 37-мм автомат Максима с водяным охлаждением ствола.
Использованию «пом-помов» на суше препятствовали большой вес установок, техническая сложность конструкции и невысокая надёжность. Для охлаждения орудий требовалось значительное количество чистой воды, что обеспечить в полевых условиях не всегда было возможно.
В конце 30-х в Швеции была приобретена лицензия на производство 40-мм зенитных орудий Bofors L60. По сравнению с флотскими «пом-помами» это орудие имело большую дальность эффективного огня и досягаемость по высоте. Было значительно легче, проще и надёжней. Осколочный 900-граммовый снаряд (40х311R) покидал ствол Bofors L60 со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы — около 120 выстр./мин. Достягаемость по высоте — до 4000 м.
Зенитное орудие установлено на четырёхколёсной буксируемой «телеге». В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из «походного» положения в «боевое» занимал около 1 минуты.
Англичане проделали огромную работу по упрощению и удешевлению орудий. Для ускорения наведения по быстро перемещающимся и пикирующим самолётам британцы использовали механический аналоговый вычислитель майора Керрисона (A.V. Kerrison), который стал первой автоматической системой управления зенитным огнем. Прибор Керрисона представлял собой механическое счётно-решающее устройство, позволяющее определять углы наведения орудия на основе данных о положении и движении цели, баллистических параметрах орудия и боеприпасов, а также метеорологических факторов. Полученные углы наведения автоматически передавались на механизмы наведения орудия с помощью сервомоторов.
Вычислитель управлял наведением орудия, а расчету оставалось только заряжать его и вести огонь. Первоначальные рефлекторные прицелы были заменены более простыми кольцевыми зенитными прицелами, которые использовались в качестве дублирующих. Данная модификация QF 40 mm Mark III стала армейским стандартом легкой зенитной установки. Это британское 40-мм зенитное орудие имело самые совершенные прицельные приспособления из всего семейства «Бофорсов».
Однако при размещении орудий не на постоянных стационарных позициях было обнаружено, что использование устройства Керрисона в некоторых ситуациях было не всегда возможно, а кроме того, требовалось снабжение горючим, которое применялось для питания электрогенератора. Из-за этого зачастую при стрельбе пользовались только обычными кольцевыми прицелами без использования какого-либо внешнего целеуказания и расчетов поправок на упреждение, что очень снижало точность стрельбы.
С учётом боевого опыта в 1943 году была разработано простое трапециевидное устройство Stiffkey, которое перемещало кольцевые прицелы для введения поправок при стрельбе и управлялось одним из зенитчиков.
Британцы с использованием Bofors L60 создали ряд ЗСУ. Зенитные орудия с открытой башней устанавливались на шасси танка Crusader. Эта самоходная зенитная установка получила название Crusader III AA Mark
ЗСУ Crusader AA Mark III
Однако наиболее распространенной британской 40-мм ЗСУ стала Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt, созданная путём монтажа зенитного орудия на шасси полноприводного четырехколесного грузовика Morris.
ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt
Во время боевых действий в Северной Африке, помимо своего прямого назначения, британские 40-мм ЗСУ оказывали огневую поддержку пехоте и боролись с немецкой бронетехникой.
После падения в 1940 году Голландии часть голландского флота ушла в Великобританию, и у англичан появилась возможность детально ознакомиться с морскими 40-мм установками «Хаземейер» в которых использовалось всё то же орудие Bofors L60 . Установки «Хаземейер» выгодно отличались по боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам от британских 40-мм «пом-помов» фирмы «Виккерс».
Спаренные 40-мм установки «Хаземейер»
В 1942 году в Великобритании началось собственное производство таких установок. В отличие от «сухопутных» зениток, большинство морских 40-мм орудий имело водяное охлаждение.
После того как «Люфтваффе» начало массированные налёты на британские острова, выяснилось, что в ПВО страны имеется серьёзная прореха. Дело в том, что в линейке британских зенитных орудий существовал пробел. 40-мм Bofors L60 были эффективны до высоты 4000 м, а 94-мм зенитки начинали представлять серьёзную опасность для вражеских бомбардировщиков с высоты в 5500-6000 м в зависимости от курсового угла. Немцы это очень быстро поняли, и поэтому бомбили с высоты 4500-5000 м.
Перед британскими инженерами была поставлена задача, создать зенитную установку со скорострельностью 100 выстр./мин в калибре 6-фунтов (57-мм).
В связи с тем, что флот тоже желал иметь на вооружении установку такого калибра, работы сильно затянулись. При готовых зенитных автоматах задержка была вызвана неготовностью ряда узлов, не соответствовавших
флотским стандартам. Моряки потребовали ввести электроприводы наведения, скоростную подачу выстрелов из коробов и возможность стрельбы по торпедным катерам противника, что привело к переделке всего лафета. Установка была готова только в начале 1944 года, когда особой нужды в ней уже не было.
По материалам:
http://www.vickersmachinegun.org.uk/
http://www.barrels-n-bullets.ru
http://www.navweaps.com
http://mailer.fsu.edu
http://www.westwoodworks.net
Источник: http://topwar.ru