Европейская перспективная авиационная платформа может быть создана на базе малозаметного БЛА "Таранис" в 2030-е годы
МОСКВА, 22 июля. (АРМС-ТАСС). Данные, полученные в ходе испытаний в Великобритании демонстратора малозаметной версии боевого беспилотного летательного аппарата (БЛА) "Таранис" будут использоваться в исследованиях, которые дадут результаты в 2030-е годы.
Программу "Таранис" по-прежнему окружает завеса строгой секретности и его летные испытания проводились в конце 2013 г. и начале 2014 г. на удаленном и до сих пор официально не разглашаемом полигоне Вумера в Южной Австралии, сообщает еженедельник "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи".
В настоящее время демонстрационный БЛА проходит техобслуживание в Великобритании в целях подготовки к возможному проведению третьего этапа летных испытаний. Они, как предусматривается, "наполнят содержанием" соглашение, подписанное на Международном авиакосмическом салоне "Фарнборо-2014" министром обороны Франции Жан-Ив Ле Дрианом и бывшим министром обороны Великобритании Филиппом Хаммондом. 15 июля стороны заключили договор о запуске двухлетней совместной программы предварительного проектирования боевого БЛА, который в конечном итоге обеспечит создание европейской Перспективной боевой авиационной системы FCAS (Future Combat Air System). Стоимость программы составит 120 млн фнт ст (193 млн дол) для шести промышленных партнеров: "БАе системз" (BAE Systems), "Дассо аиасьон" (Dassault Aviation), "Роллс- Ройс" (Rolls-Royce), "Сафран" (Safran), "Селекс" (SELEX) и "Талес" (Thales).
Об общих планах сотрудничества по программе FCAS две страны-партнера объявили в январе 2013 г., после предварительных исследований, проведенных "БАе" и "Дассо", начиная с середины 2012 г. К новым исследованиям подключаются также объединенные группы специалистов "Роллс- Ройс" и "Снекма" (дочка "Сафран") для разработки двигательной установки и "Селекс" и "Талес" - для разработки многофункционального набора датчиков и связи. Работа должна начаться этой осенью, и будет использовать опыт, накопленный Францией и Великобританией в ходе создания и испытаний БЛА "Нейрон" и "Таранис".
Между тем полеты демонстратора малозаметного варианта "Тараниса" проводились в рамках второго этапа летных испытаний. По данным руководства компании "БАе системз" (BAE Systems), которая управляет программой, первый раунд испытаний частично был посвящен корректировке конформной системы воздушных сигналов. Для этих испытаний в носовой части БЛА устанавливался большой датчик воздушных сигналов. Для исследований характеристик тепловой и радиолокационной малозаметности "Тараниса" на втором этапе летных испытаний этот датчик был демонтирован, а аппарат был оборудован антенной, контролирующей "заметность". Изменения также затронули программное обеспечение управления полетом БЛА перед его испытаниями в рамках "реалистичных боевых сценариев".
В ходе первых двух этапов летных испытаний завершилась определенная фаза тестирования датчиков, сообщил Крис Гарсайд, главный специалист по перспективным боевым платформам компании "БАе" . "Датчики были частью исходных критериев оценки, и в настоящее время мы обсуждаем с Министерством обороны опции дальнейших их испытаний", - сообщил он.
На протяжении выполнения всей поставленной задачи на "Таранисе" обеспечивается высокий уровень автоматизации. Помимо автоматических руления, посадки и взлета, аппарат летит по запрограммированной траектории, выбирает способ атаки на основе характера распознанных датчиками целей, а затем открывает огонь.
При необходимости "Таранис" оценивает ущерб и осуществляет повторную атаку. На любом этапе полета самолет способен справиться с появляющимися угрозами, поскольку оснащен электронными системами разведки и наблюдения. Он также может разработать альтернативный маршрут, чтобы свести к минимуму воздействие средств ПВО противгника.
Высокая автоматизация БЛА предусмотрена для сокращения применения каналов передачи данных, которые можно легко обнаружить. В этой связи аппарат находится под полным контролем наземных служб - он запрограммирован так, чтобы ни одно из его действий не осуществлялась без одобрения оператора. Обнаружение, идентификация и геопозиционирование целей передается оператору, который должен дать согласие на их атаку.
"В ходе боевого вылета аппарат может выбирать наилучшее решение об атаке цели, однако, согласно правилу применения вооружения, система автоматизации всегда гарантирует осведомленность оператора об этих действиях", - сообщил Гарсайд.
"БАе" не разглашает данные о том, сможет ли "Таранис" избежать обнаружения радарами УКВ-диапазона. Однако форма его аэродинамической поверхности, не имеющей острых кромок или составляющих, резонирующих с УКВ-частотами, предполагает, что это возможно.
Также специалисты не подтвердили и не опровергли возможность управляения вектором тяги по углу рыскания, хотя, по словам Гарсайда, на некоторых режимах полета четыре подвижные поверхности над и под крылом будут блокироваться. Он также отметил, что решение управлять углом рыскания с помощью всего двух элевонов предусматривается программным обеспечением управления полетом. "Это малозаметный летательный аппарат, а "стелс- самолетами" по определению трудно управлять", - сказал он.
"БАе системз" ранее продемонстрировала жидкостную систему отклонения вектора тяги на БЛА "Демон" (Demon БЛА) в рамках проекта "Флейвир" (Flavir), который компания реализовала совместно с Кэнфилдским университетом с в 2007 г.
Главный специалист по научным исследованиям и технологиям оборонного отделения "Роллс-Ройс" Конрад Бэнкс отметил, что двигатель "Адур" Mk.951 (Adour Mk.951) отработал без помпажа всю программу испытаний несмотря на сложные входную и выхлопную системы, а также треугольный воздухозаборник, который вызвал искажение и закручивание воздушного потока на входе.
"Задача состояла в том, чтобы полностью встроить газотурбинный двигатель и скрыть все его признаки на БЛА. Это является непременным условием, но оно приводит к большим проблемам, необычным воздушному потоку и аэродинамике. При этом не допускается помпаж и ухудшение характеристик на протяжении всего полета", - пояснил Бэнкс.
Двигатель "Тараниса" подвергается гораздо более высоким электрическим и гидравлическим нагрузкам, чем, в частности, учебно-боевой самолет "Хоук" (Hawk).
Крис Бордман, руководитель отделения военных самолетов в компании "БАе системз", отметил, что "Таранис" мог бы стать основой для европейской Перспективной боевой авиационной платформы и считает, что он находится на более продвинутом технологическом уровне, чем была в свое время программа EAP (Experimental Aircraft Program), которая привела к созданию истребителя "Тайфун" (Typhoon) консорциума "Еврофайтер" (Eurofighter).
На данный момент по-прежнему существует очень ограниченная информация о программе летных испытаний демонстратора "Тараниса". Министерство обороны Великобритании отказывается разглашать подробную информацию о количестве полетов или летных часов.
Источник: http://www.arms-tass.su/