Арадо Аr-196. Глаза Кригсмарине
3 декабря 1939 года германский «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее», совершавший рейд в водах Южной Атлантики, столкнулся с эскадрой британских крейсеров. Получивший повреждения в ходе боя, линкор, после отказа Уругвая предоставить гавань для ремонта, был затоплен, чтобы не достаться англичанам, а команда интернирована. Вместе с "Графом Шпее" ушел на дно и его корабельный разведчик - поплавковый «Арадо» Ar-196. Так закончилась история этого карманного линкора, первым из кораблей Кригсмарине получившим новый гидросамолет перед началом своего последнего похода. До своей гибели в гавани Монтевидео «Адмирал граф Шпее» серьезно досадил британцам, успев потопить одиннадцать торговых судов, при этом основную роль в поисках жертв линкора играл его воздушный разведчик.
После окончания Первой мировой войны и до середины тридцатых годов основным производителем поплавковых гидросамолетов в Германии считалась фирма «Хейнкель». В 1931 году «Хейнкель» построила довольно удачный двухместный поплавковый биплан Не-60, последние модификации которого, вместе с более тяжелым двухмоторным гидросамолетом Не-51, входили в состав печально известного легиона «Кондор» и воевали в Испании.
В 1935 году фирма предложила германским ВМС заменить Не-60 полуторапланом Не-114. Однако испытания нескольких опытных образцов Не-114 VI с двигателями «Юмо» выявили весьма слабые летные и гидродинамические качества новой машины. Фактически, ее характеристики остались на уровне предшественниц. Для ограниченного использования заказали три десятка самолетов этого типа с 12-цилиндровыми моторами Юмо 210 и 45 экземпляров - с радиальными 9-цилиндровыми моторами БМВ 132. Впоследствии большинство из них оказалось на вооружении стран-союзниц Германии.
Во второй половине тридцатых годов для «Хейнкеля» наступили не лучшие времена - с его монополией на постройку гидросамолетов было покончено, так как флот и министерство авиации объявили повышенные требования, которым должен был соответствовать новый катапультный двухместный гидросамолет, и конкурс на его разработку. За получение заказа на серийное производство такой машины повели борьбу известные фирмы: «Дорнье», «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гота-Вагон-фабрик». Причем каждый конкурсант обязан был представить проект самолета в двух вариантах (одно - и двухпоплавковый) с использованием двигателей БМВ 132КВ. А «Хейнкель», успокоенная небольшим заказом на Не-114, участия в конкурсе не принимала.
Осенью 1936 года среди претендентов обозначились два основных - «Арадо» и «Фокке-Вульф». Узнав об успехе своего проекта, инженеры «Арадо» ускорили темпы работ над опытными образцами, для того чтобы успеть облетать их уже летом 1937 года. Не отставали и конкуренты из «Фокке-Вульф». Уложившись в необходимые сроки, «Арадо» подготовила четыре опытных экземпляра: Аr-196 V1, Аr-196 V2 с двумя поплавками (прототипы будущей серии «А») и Аr-196 V3, Аr-196 V4 с одним поплавком (прототипы серии «В»). На фюзеляже и крыльях первых нанесли код «D-1ЕНК» и «D-1НО1», а вторых - «D-1LRЕ» и «D-OVМВ». Фирме же «Фокке-Вульф» предложили построить только два экземпляра своего биплана FW-62, используя их в качестве запасного варианта, заслуженно считая проект «Арадо» с одним низкорасположенным крылом более перспективным.
Первые испытательные полеты опытных образцов проходили в Травемюнде. На Аr-196 V4 установили полный комплект бортового вооружения, включавший в себя две 20-мм пушки МG FF фирмы «Эрликон» с боезапасом 60 снарядов и 7,92-мм пулемет МG 17 с 500 патронами к нему. Пушки находились в центроплане крыла, а пулемет - по правому борту фюзеляжа. Кроме того, под крыло могли подвешиваться две бомбы калибра 50 кг.
Оценка летных и гидродинамических качеств новых самолетов проводилась при Геттингенской академии наук в августе 1937 года. Конструкторам предстояло сделать окончательный выбор между двумя поплавками и одним. Особого различия в поведении самолетов замечено не было. У каждой схемы имелись свои достоинства и недостатки. Например, однопоплавковый Арадо прекрасно вел себя при посадке на ровной воде, но взлет проходил менее гладко - поддерживающие крыльевые поплавки имели тенденцию зарываться даже при небольшой волне. Двухпоплавковый вел себя более ровно в любых условиях, только на большой скорости вода попадала на поверхность стабилизатора. Но последний недостаток устранили коррекцией длины поплавков, и, в итоге, к серийному производству приняли двухпоплавковую машину.
Изготовили еще один экземпляр - предсерийный Аr-196 М5 с трехлопастным винтом и двигателем БМВ 132К мощностью 960 л.с., полностью соответствовавший серийному самолету. На нем планировалось установить несколько мировых рекордов среди поплавковых самолетов.
Первую партию из десяти Аг-196А-0 передали люфтваффе в ноябре 1938 года. Церемония состоялась в Варнемюнде. В течение первых месяцев 1939 года самолеты проходили войсковые испытания, результаты которых показали необходимость усиления некоторых узлов конструкции фюзеляжа. С учетом пожеланий военных, фирма в период с июня по декабрь 1939 года выпустила 20 машин модификации А-1 уже с устройствами для закрепления на катапульте корабля. При этом самолет утяжелился на 220 кг и стал весить 3175 кг.
В ноябре 1939 года началось строительство 94 самолетов Аг-196А -2, в основном сходных по конструкции с предыдущим вариантом и отличавшихся только составом оборудования. Следующей модификацией стала Аг-196А-4 (24 самолета). Самолеты этой серии не имели встроенного вооружения.
В 1941 году были выпущены первые экземпляры самой массовой модификации Аг-196А-3 (произведено: в 1941 году - 97 самолетов, в 1942 году - 94, в 1943 году - 106). К производству серии успешно привлекли и французский авиазавод в Сент-Назаре. На всех машинах «А-3» устанавливался пулемет МG 15 для защиты задней полусферы.
Последняя серийная модификация Аг-196А-5 строилась в Голландии на заводе фирмы «Фоккер» в Амстердаме. На этих самолетах изменили состав радиоэлектронного оборудования и заменили оборонительный пулемет МG 15 на спаренный МG 81, с боезапасом 2000 патронов.
Существовали проекты дальнейшего совершенствования самолета, но неблагоприятное для немцев течение войны не позволило их реализовать. Всего же, с учетом опытных образцов, был построен 551 самолет Аг-196.
Первым боевым кораблем, сменившим Не-60 на Аг-196, стал, как было сказано выше, «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее». В течение 1939 года перевооружились и остальные корабли первой линии: «Дойчланд» (позже переименованный в «Лютцов»), «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген».
К началу Второй мировой войны существовала всего одна боевая часть, имевшая на вооружение гидросамолеты Аг-196А, это был отряд корабельных разведчиков 1./Bfl.St.196. Осенью 1939 года была сформирована еще одна часть - отряд 5./Bfl.St.196. Их Аг-196 были приписаны к линкорам и крейсерам.
С началом войны эти корабли начали действовать на коммуникациях союзников, уничтожая попадавшиеся на пути корабли и конвои. Самолеты Арадо стали их «глазами» и в некоторых случаях даже воздушным прикрытием. Известны случаи, когда разведчики с линкора «Бисмарк», пользуясь своим мощным встроенным вооружением, выступали в роли истребителей, атакуя одиночные бомбардировщики противника в открытом море. В ходе войны немцы часто прибегали к хитростям, нанося на нижнюю поверхность крыльев и фюзеляж Аr-196 опознавательные знаки ВВС Великобритании (например, самолеты с борта линкора «Адмирал граф Шпее»).
В сравнительно широких масштабах «Арадо» впервые были использованы весной 1940 года в ходе высадки в Норвегии. «Сто девяносто шестые» вели разведку и выполняли противолодочное патрулирование. Ещё накануне операции «Везерюбунг», 8 апреля 1940 г., один из Аr-196А стал норвежским трофеем - гидросамолет с тяжелого крейсера «Хиппер» после исчерпания запаса топлива вынужден был приводниться у Кристиансунда. 12 апреля эту машину перегнали в Андалснес, где нанесли норвежские опознавательные знаки, а затем включили в состав «Авиагруппы фиорда Ромсолаль». Неделю спустя норвежский Аr-196А перелетел в Великобританию. Впоследствии его включили в состав 240-й эскадрильи Королевских ВВС, где использовали в испытательных целях.
В ходе высадки в Норвегии активно работали корабельные Аr-196А с немецких крейсеров. В частности, гидроплан с легкого крейсера «Карлсруэ» бомбил портовые сооружения в Кристиансунде. На обратном пути в Германию эта машина пошла на дно вместе со своим крейсером, ставшим жертвой британской субмарины. Ещё три Аr-196А затонули на борту тяжелого крейсера «Блюхер», потопленного у Осло, а один - на борту крейсера «Кенигсберг», потопленного британскими пикировщиками у Бергена.
Одной из наиболее ярких операций с участием «сто девяносто шестых» стал захват английской подводной лодки «Сил». 5 мая 1940 года в ходе патрульного полета над водами пролива Каттегат пара Аr-196А обнаружила эту лодку, находящуюся в надводном положении. Уйти на глубину субмарина не могла из-за полученных повреждений от детонации собственной мины. Немецкие летчики обстреляли «Сил» из бортовых пушек и сбросили бомбы, заставив англичан застопорить ход. Командир подводной лодки, взвесив шансы уйти из залива после обнаружения, принял решение сдаться. На субмарине подняли соответствующий сигнал. Один из Аr-196А приводнился и забрал на борт английского капитана. Через некоторое время подошел германский корабль, взявший субмарину на буксир и доставивший ее в оккупированный датский Фредериксхавн.
В сентябре 1940 года отряд 5./Bfl.St.196 был переброшен во французский Брест. Базируясь здесь, «сто девяносто шестые» обеспечивали действия немецких подлодок. Хорошо вооруженные, маневренные и относительно скоростные Аr-196А достаточно эффективно могли противодействовать английским патрульным самолетам «Уитли» и «Веллингтон». По состоянию на 1 марта 1941 г. отряд 5./Bfl.St.196 располагал 20 Аr-196А. Примерно на таком уровне его численность поддерживалась и в последующие два года. Однако появление над Бискайским заливом британских двухмоторных истребителей «Бофайтер» и «Москито» вынудило перевести гидропланы «Арадо» на решение разведывательных задач, выделяя для их прикрытия самолеты FW-190.
Другим регионом, где базировались «Арадо», была Скандинавия. В частности, 25 августа 1940 года в Ставангер (Норвегия) прибыл отряд 1./Bfl.St.196, располагавший 15 Аr-196А, а 15 сентября в Ставангер - отряд 1./Ku.Fl.Gr. 706 со смешанным составом из Аr-196А и Не-115. В октябре 1940 года в датском Ольборге сформировали отряд 2./Ku.Fl.Gr. 906, оснащенный машинами Аr-196А-4 с увеличенной дальностью полета.
Общие потери Люфтваффе (боевые и небоевые) за период с 1 сентября 1939 года по 31 декабря 1940 года составили 32 Аr-196А.
В апреле 1941 года, в ходе подготовки к операции «Барбаросса», на Балтийском море сформировали две новых группы гидросамолетов - SAGr. 125 и SAGr. 126, частично вооруженных Аr-196А. SAGr. 126 начала боевые действия в мае, действуя над водами Средиземного моря и базируясь в Греции. В составе этой группы Аr-196А был частично на вооружении 2-го отряда, а к весне 1942 года на Средиземноморье прибыл и 4-й отряд, оснащенный «сто девяносто шестыми». Он разместился на о. Крит. Действовавшие над Эгейским морем гидросамолеты занимались, в частности, обеспечением прохода нефтеналивных танкеров по маршруту Босфор-Салоники-Афины. Также на Адриатике находился вооруженный Аr-196А отряд 2./Bfl.St.196, чьей основной задачей была борьба против югославского партизанского флота. Этими задачами он занимался вплоть до конца мая 1944 года, когда остававшиеся в его составе 5 «Арадо» вывели в Данию.
Группа SAGr. 125, имевшая на вооружении Аr-196А в начальный период Отечественной войны, действовала на Балтике, в районе Рижского залива. К ноябрю 1941 года часть группы передислоцировали на Черное море, а к весне 1942 года - в Грецию. После этих передислокаций на Балтике и Черном море действовали откомандированные звенья из состава 1./Bfl.St.196 и 5./Bfl.St.196, обеспечивающие прикрытие конвоев и поиски подводных лодок. Во второй половине 1943 г. в Севастополе появляется отряд 2./SAGr. 125, вооруженный ВУ 138 и Аr-196А. Затем, вплоть до оставления Крыма, здесь находился отряд 4./ SAGr. 125. Основную его часть вывели в Германию, но два или три Аr-196А оставили в Румынии, рассчитывая использовать их для корректировки огня береговых батарей.
Во Франции в 1943-1944 годах действовала группа SAGr. 128, обеспечивавшая действия германских подлодок. В августе 1944 года её эвакуировали в Германию и затем расформировали. К осени 1944 года большинство Аr-196А было сосредоточено на Балтике, где они занимались поддержкой фашистских войск, пытающихся закрепиться в Прибалтике. Наряду с самолетами группы SAGr. 126, дислоцировавшимися в Пиллау (2-й отряд) и на о. Рюген (1-й и 3-й отряды), здесь появляются и корабельные машины с тяжелых кораблей, направленные для поддержки приморского фланга Вермахта. В частности, самолет Аr-196А-4 с «карманного линкора» «Лютцов» корректировал огонь корабельной артиллерии, обстреливавшей советские позиции на побережье Рижского залива. Аналогичные задачи выполняли и три Аr-196А-4 с тяжелого крейсера «Принц Ойген». Помимо этого, самолеты «Принца Ойгена» пытались применять даже как ночные истребители - для перехвата советских У-2.
В 1944 года в Пенанге базировалось так называемое «Восточноазиатское звено». Оно располагало двумя Аr-196А, первоначально предназначавшимися для вспомогательных крейсеров. Основной задачей этой части было обеспечение базы немецких подлодок в Пенанге.
Отдельной главой в истории боевого применения Аr-196А является их служба на бортах рейдеров. В частности, они принимали участие в океанских походах «карманных линкоров» «Адмирал граф Шпее» (завершившимся его затоплением у Ла-Платы) и «Адмирал Шеер». Участвовали Аr-196А и в рейдерствах вспомогательных крейсеров «Орион», «Комет», «Атлан-тис», «Тор», «Михель».
Кроме ВМС Германии, самолеты Агайо-196 состояли на вооружении двух румынских эскадрилий на Черном море и одной эскадрильи береговой охраны Болгарии. Болгарские «Арадо» осуществляли патрулирование акватории Черного моря, причем находились в эксплуатации до начала пятидесятых годов. Пара интернированных Аr-196А-3 некоторое время использовалась шведами во флотилии F2. ВВС Финляндии с середины 1943 года по начало 1944-го эксплуатировали Аr-196А-2, одолженный у немцев, для снабжения своих разведывательных групп, действовавших за линией фронта.
Трофейные «Арадо» испытывались в Англии, а Советский Союз достаточно долгое время использовал несколько таких машин в составе авиации ВМФ и погранвойск. В 1951 году в нашей стране даже прошел испытания модернизированный вариант «Арадо», оснащенный отечественным двигателем АШ-62ИР. Два трофейных Аr-196А вместе с доставшимся при разделе Кригсмарине тяжелым крейсером «Принц Ойген» были доставлены в США, где прошли короткий цикл испытаний.
Аr-196А был вполне удачным поплавковым самолетом, неплохо показавший себя как корабельный разведчик и патрульный гидросамолета берегового базирования. Достаточно мощное пушечное вооружение давало ему возможность эффективно поражать небольшие плавсредства, а неплохие летные и маневренные характеристики - даже атаковать вражеские тихоходные самолеты.
Источники:
Фирсов А. Арадо Ar.196 // Крылья Люфтваффе. М.:ОНТТИ ЦАГИ, 1994. С. 9-14.
Колов С. Корабельный разведчик Аr-196.// Крылья Родины. 1996. №2. С. 20-24.
Сойко Н. Советская версия Ar.196 // Крылья Родины. 1996. №2. С. 24-25.
Чечин А. Корабельный разведчик Аr-196. // Моделист-конструктор. 1998. №9. С.33-34
Харук А. Все гидросамолеты Второй мировой. М.:ЯУЗА. 2014, С.52-56.
Источник: topwar.ru