Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Ранние отечественные баллистические ракеты подводных лодок имели ряд серьезных проблем, затруднявших их эксплуатацию. Первые образцы такого оружия не могли взлетать из-под воды, а кроме того, далеко не сразу удалось обеспечить длительное хранение компонентов топлива прямо в баках ракеты. Из-за этого некоторые ранние субмарины-носители приходилось оснащать специальными баками для горючего и системами заправки ракеты. Эти и другие минусы ранних жидкостных ракет привели к появлению предложения о создании твердотопливной баллистической ракеты для подлодок. Первое подобное отечественное изделие, которому, тем не менее, не удалось стать штатным вооружением флота, было разработано в рамках проекта ракетного комплекса Д-6.
Проект Д-6 стартовал в соответствии с постановлением Совмина от 5 сентября 1958 года. Этот документ требовал создать ракетный комплекс для подлодок с твердотопливной ракетой. Основные характеристики системы должны были соответствовать параметрам комплекса Д-4 с ракетой Р-21, разработка которого стартовала незадолго до этого. Одновременно с этим требовалось разработать ракету с габаритами на уровне изделия Р-13. Главным исполнителем проекта было назначено ленинградское ЦКБ-7 Госкомитета по оборонной технике (ныне КБ «Арсенал»). На должность главного конструктора назначили П.А. Тюрина.
Ввиду сложности нового проекта к работам были привлечены несколько других организаций. Так, системы управления должны были разработать сотрудники НИИ-592 (ныне НПО Автоматики) и НИИ-49 (концерн «Гранит-Электрон»). Создание твердого топлива в рамках проекта «Нейлон» поручили Государственному институту прикладной химии (ГИПХ) и НИИ-125 (ФЦДТ «Союз»). Подлодки-носители новых ракет должны были разрабатываться в ЦКБ-16 и ЦКБ-18 (СПМБМ «Малахит» и ЦКБ «Рубин» соответственно). Кроме того, к проекту были привлечены несколько других организаций, занимавшихся теми или иными компонентами перспективного комплекса.
Макет ракеты Д-6 на параде 7 ноября 1962 г. Фото Militaryrussia.ru
Достаточно быстро специалисты нескольких научных и конструкторских организаций сформировали два предложения, касавшихся облика перспективного комплекса и его ракеты. Главные отличия этих предварительных проектов касались типа используемых силовых установок и их топлива. В первом проекте предлагалось использование баллиститных порохов. Ракета должна была снаряжаться подобными шашками большого диаметра, аналогичными по конструкции примененным на ракете 3Р9 комплекса 2К6 «Луна». Использование готовых наработок позволяло значительно ускорить процесс создания новой ракеты и принять ее на вооружение в ближайшем будущем.
Второй вариант ракеты должен был использовать шашки смесевого топлива. Такая версия проекта была значительно сложнее, поскольку требовала дополнительных работ по созданию более эффективного твердого топлива и могла привести к дополнительным тратам времени. Тем не менее, в таком случае появлялась возможность значительно повысить характеристики ракеты в сравнении с использующей баллистиитные пороха. Таким образом, оба варианта ракеты имели свои преимущества и недостатки, которые могли сказаться на дальнейшем ходе проекта и характеристиках готовых изделий.
В середине 1960 года два предварительных проекта рассмотрели военные и руководство промышленности. В результате их рассмотрения был выбран наиболее выгодный и удобный путь развития проекта Д-6. Было решено отказаться от баллиститного топлива в пользу смесевого. Несмотря на необходимость дополнительных работ, смесевое топливо позволяло достичь более высоких характеристик. Решение было закреплено постановлением Совета министров от 18 июня. Выбор топлива позволил начать разработку полноценного проекта, который в дальнейшем мог дойти до испытаний и принятия на вооружение.
Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе представлял определенный интерес с точки зрения конструкции. Для максимального упрощения разработки и будущего производства предлагалось собирать две ступени ракеты из набора блоков-двигателей. Каждый такой блок должен был представлять собой стальной цилиндр с зарядом твердого топлива, соплом в хвостовой части и набором дополнительного оборудования. Управлять тягой предлагалось при помощи дефлекторов на соплах. Четыре таких блока должны были собираться в ступень. В состав ракеты предлагалось ввести две ступени схожей архитектуры с четырьмя отдельными двигателями на каждой.
Двигатели первого варианта ракеты комплекса Д-6 должны были использовать существующее баллиститное топливо типа «Нейлон-Б», производство которого уже было освоено промышленностью. Это топливо представляло собой коллоидный раствор нитроклетчатки в нитроглицерине. Такая смесь уже использовалась в двигателях нескольких ракетных комплексов отечественной разработки, в том числе стоявших на вооружении.
Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru
После отказа от ракеты с баллиститным топливом работы продолжались по второму варианту проекта. В этом случае предлагались иные технические решения, которые привели к значительным различиям двух проектов. Второй вариант ракеты, принятый для дальнейшей разработки, отличался от первого как внешне, так и внутренним строением. В частности, не планировалось использовать ступени раздельной архитектуры в виде сборки отдельных двигателей.
В перспективе на вооружение подводных лодок с комплексом Д-6 могла поступить двухступенчатая твердотопливная ракета. Ступени изделия получили цилиндрическую форму с поясами-выступами на внешней поверхности. На хвостовых торцах корпусов ступеней находились несколько сопел двигателей. Между собой две ступени должны были соединяться при помощи специального цилиндрического переходника.
Вторая ступень получила сужающуюся головную часть с креплениями для установки боезаряда. Корпус боевой части, в свою очередь, должен был иметь форму конуса со скругленным обтекателем и цилиндрическим основанием. На головном обтекателе ракеты также предусматривались крепления для набора стартовых двигателей. С целью снижения нагрузки на пусковую установку было решено применить нестандартный алгоритм работы двигателей, подразумевающий применение отдельной стартовой силовой установки.
Обе ступени перспективной ракеты оснащались твердотопливными двигателями. Внутри цилиндрического корпуса помещался заряд топлива «Нейлон-С», созданного специально для новой ракеты. В силу своей новизны такое топливо требовало проведения испытаний и, возможно, доработки. В случае успешного завершения всех необходимых работ перспективная ракета могла получить двигатель требуемой мощности, способный обеспечить выполнение требований по характеристикам.
На головной части изделия планировалось крепить 6-8 малогабаритных стартовых двигателей на твердом топливом. Их предлагалось использовать для вывода ракеты из пусковой установки, подъема на поверхности и выхода из воды, до включения маршевого двигателя первой ступени. Предполагалось, что малогабаритные стартовые двигатели сравнительно малой мощности позволят сократить негативное влияние реактивных газов на агрегаты пусковой установки, а также приведут к некоторой экономии заряда двигателя первой ступени с дополнительным увеличением дальности.
Второй вариант ракеты с двигателями на смесевом топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru
Для управления ракетой предлагалось использовать автономную инерциальную систему на основе гироскопов. Система управления должна была следить за положением ракеты в пространстве и удерживать ее на заданной траектории. Для изменения тяги отдельных сопел, при помощи которого планировалось выполнять маневрирование, в состав систем управления были включены заслонки-дефлекторы. Также система управления отвечала за сброс отработанной первой ступени, однако разделение второй ступени и боевого блока, по-видимому, не предусматривалось. По расчетам, автоматика должна была наводить ракету на цель с КВО не более 3-4 км при стрельбе на максимальную дальность.
Под головным обтекателем ракеты должна была находиться специальная боевая часть. Для использования в комплексе Д-6, по разным данным, предлагались «Изделие 43» или «Изделие 49». Мощность ядерного заряда такой боевой части составляла 300 кт или 1 Мт.
Ракета с двигателем на смесевом топливе должна была иметь общую длину не более 15 м при максимальном диаметре 1,85 м. Диаметр широкой части боевого блока составлял 1,3 м. Максимальный стартовый вес ограничивался 22,5 т. За счет применения двух ступеней с собственными двигателями, способных разогнать изделие до большой скорости и вывести на заданную траекторию, планировалось довести дальность стрельбы до 1100 км.
Для транспортировки и запуска ракет нового типа в состав комплекса Д-6 предлагалось включить шахтные пусковые установки. Изначально был разработан образец, аналогичный уже существовавшим. Это был прочный металлический цилиндр с открываемой верхней крышкой, в который должна была загружаться ракета. Внутри имелись направляющие для удержания ракеты в правильном положении, а также набор разъемов для ее соединения с бортовыми системами носителя. Предстартовое заполнение шахты водой не предусматривалось.
Внешний вид подлодки проекта 667 с комплексом Д-6. На бортах видны крышки люков пусковых установок. Рисунок Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг." Том II
Комплекс Д-6 мог стать первой отечественной ракетной системой, способной осуществлять запуск из-под воды. Для этого в состав ракеты были введены отдельные стартовые двигатели. После выхода на рубеж пуска и открытия крышки шахты экипаж носителя должен был давать команду на запуск. По команде должна была включаться батарея из стартовых двигателей в головной части ракеты. Ее тяги хватало для вывода ракеты из шахты с последующим подъемом на поверхность. Только после покидания пусковой установки, либо после выхода из воды, должен был включаться маршевый двигатель первой ступени. Такой способ старта позволял исключить неприемлемое повышение давления внутри шахты вследствие работы маршевого двигателя. Газы от стартовых двигателей, в свою очередь, не были способны повредить конструкцию пусковой установки.
Первыми носителями перспективных ракет должны были стать дизель-электрические подлодки проектов 613 и 629, переработанные соответствующим образом. Еще в 1959 году ЦКБ-16 начало работу над проектом опытной подлодки 613Д6 для проведения испытаний. В высвобожденном отсеке в центральной части корпуса предлагалось монтировать вертикальную шахтную пусковую установку комплекса Д-6. Кроме того, лодка должна была получать набор оборудования для обслуживания и управления новым вооружением.
Также был разработан эскизный проект 629Д6, являвшийся дальнейшим развитием субмарин «629». Главным отличием нового проекта была установка трех новых пусковых шахт комплекса Д-6 взамен имевшихся систем комплекса Д-2 с ракетами Р-13. В теории такая доработка подлодок позволяла без значительной модернизации почти вдвое увеличить максимальную дальность стрельбы.
После принятия решения об отказе от ракеты с двигателем, использующим «Нейлон-Б», ЦКБ-18 получило задание проработать возможность использования нового ракетного комплекса на перспективных атомных подлодках проекта 667. Ввиду габаритных ограничений, накладываемых конструкцией прочного корпуса такой субмарины, на одном из этапов этого проекта рассматривалось использование необычной пусковой установки.
Шахты для ракет в этом варианте проекта должны были собираться попарно и помещаться за пределами прочного корпуса. При этом блоки с двумя ракетами в каждом предлагалось транспортировать в горизонтальном положении, параллельно корпусу. Во время подготовки к стрельбе они должны были подниматься вертикально, после чего мог осуществляться старт. После запуска установки следовало возвращать в транспортное горизонтальное положение. Габариты подлодки «667» позволяли установить на бортах прочного корпуса две пары сдвоенных пусковых установок. Одна из них должна была помещаться перед ограждением рубки, вторая – за ним. Общий боекомплект лодки с поворотными пусковыми установками состоял из 8 ракет.
Поворотные пусковые установки для АПЛ пр. 667. Вверху - вид системы сбоку, внизу - вид со стороны носа лодки: справа установка в транспортном положении, слева в боевом. Рисунок Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг." Том II
В ноябре 1960 года коллектив ЦКБ-16 завершил работу над проектом опытной лодки «613Д6» и передал необходимую документацию на один из заводов, которому предстояло заняться перестройкой одной из серийных субмарин проекта 613. Конструкторы ЦКБ-18 в это время продолжали проработку вопроса установки комплекса Д-6 на атомные подлодки проекта 667.
После завершения проектных работ планировалось приступить к испытаниям нового оружия. На начало шестидесятых годов были запланированы бросковые испытания, а затем и тесты с полноценными запусками новых ракет. Первые проверки предлагалось провести на полигонах Черноморского флота. Кроме того, к проверкам могли привлекаться площадки других флотов.
Разработка ракетного комплекса подводных лодок Д-6 продолжалась до начала лета 1961 года. 4 июня вышло новое постановление Совмина СССР, в соответствии с которым все работы по комплексу прекращались. Результатом очередного обсуждения в верхах стали неутешительные выводы о перспективах системы Д-6. Командование вооруженных сил и руководство оборонной промышленности посчитали новый комплекс с твердотопливной ракетой бесперспективным. Дальнейшие работы по нему сочли нецелесообразными.
Проектирование ракеты, пусковых систем и субмарин-носителей так и не было завершено. По разным данным, причиной для отказа от дальнейшего развития проекта стали трудности с созданием тех или иных компонентов перспективного комплекса. Кроме того, в начале шестидесятых годов наметился технический и технологический прорыв в области жидкостных ракет для подводных лодок. Разработка и внедрение ряда новых идей и решений позволила значительно повысить характеристики новых ракет, тем самым снизив потенциал твердотопливных изделий и необходимость в них.
Макеты ракет на параде. Фото Militaryrussia.ru
Тем не менее, разработка твердотопливных баллистических ракет подводных лодок не прекратилась. Постановлением от 4 июня 1961 года задавалась разработка новой системы этого класса. Сотрудники СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр) под руководством В.П. Макеева должны были создать новый комплекс Д-7 с использованием ракеты на твердом топливе РТ-15М.
Интересно, что проект Д-6 после прекращения работ не был забыт. В некоторых источниках сообщается, что по материалам этого проекта в дальнейшем было собрано несколько демонстрационных макетов. 7 ноября 1962 года в ходе военного парада по Красной площади проехали тягачи АТ-Т с транспортными тележками на буксире. На последних располагались макеты ракет, которые считаются одним из вариантов вооружения для комплекса Д-6. В дальнейшем такие изделия несколько раз демонстрировались на других парадах.
«Парадные» макеты ракет комплекса Д-6 имели значительные отличия от своих боевых прототипов. К примеру, вторая ступень вместо цилиндрического корпуса получила конструкцию из двух конических деталей и сравнительно узкого цилиндрического участка. Также была удлинена цилиндрическая часть, расположенная за головным обтекателем. Вместо блока сопел на днище первой ступени крепился набор из шести или семи труб, имитирующих агрегаты двигателя. Стартовые двигатели на головной части отсутствовали.
Наработки по проекту Д-6 в дальнейшем были использованы при создании первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-1, предназначенной для ракетных войск. В 1962 году это изделие вышло на испытания, однако показало неудовлетворительные результаты. В частности, дальность стрельбы так и не превысила 2500 км, а надежность различных систем оставляла желать лучшего.
Проект ракетного комплекса Д-6, предназначенного для установки на подводных лодках, не дал ожидаемых результатов. Тем не менее, он позволил получить важнейший опыт, необходимый для создания нового оружия для подводных сил военно-морского флота. С учетом успехов и неудач проекта Д-6 и других разработок того времени в дальнейшем удалось создать несколько иных систем, которые были приняты на вооружение и использовались в течение длительного времени.
По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://makeyev.msk.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-706.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II: – М: «Моркнига», 2011
Источник: topwar.ru