Между Украиной и Россией
Сборка бронированных машин Streit Shrek на шасси КраЗ-5233ВЕ с колесной формулой 4х4 на предприятии Streit Group RAK Manufacturing Facility.
Источник: Sarah Dea / The National
На кадрах с Украины иногда можно увидеть современно выглядящие бронированные автомобили, которые отнюдь не напоминают образцы советской конструкторской школы. Все это продукция фирмы Streit Group, которая в этой отрасли является одной из наиболее успешных марок. Но если начать поиски более подробной информации, то вскоре выяснится, что идиллический образ, который выстраивает себе эта компания, не имеет никакого отношения к реальности, и что в ее отношении существует ряд подозрительных вопросов.
Компания была создана в 1992 году в Канаде, где ее основал Герман Гуторов, эмигрант из России и бывший сотрудник милиции. Фирма занималась и занимается поныне производством автомобилей для самых разных заказчиков. Вначале проводился монтаж бронированной части на разные гражданские автомобили — от лимузинов до грузовиков. Так появлялись автомобили для VIP-персон, для перевозки ценностей и использования полицией. И в этом не было ничего особенного, потому что подобные компании существуют практически везде (у нас это, например, SVOS из Пролоуча).
Но в новом тысячелетии произошли коренные изменения — прежде всего, после начала ассиметричных конфликтов в Ираке и Афганистане. Армии западных стран быстро поняли, что испытывают нехватку бронированных автомобилей, которые могут использоваться в патрульных и конвойных целях, а также защищены от мин и других взрывчатых ловушек. Так появилась категория MRAP (Mine-Resistant, Ambush-Protected), и к разработкам и производству приступили десятки компаний, потому что спрос существовал на тысячи подобных транспортных средств. В стороне не осталась и марка российского эмигранта.
Однако Streit Group выбрала несколько своеобразную стратегию. Вместо удовлетворения потребностей стран НАТО компания решила сосредоточиться на рынках стран третьего мира, прежде всего в Азии и Африке. Помимо представительств в США и Великобритании, были открыты филиалы, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Афганистане, Пакистане, Малайзии, Нигерии и Египте. Сегодня компания утверждает, что является самым крупным поставщиком бронированных автомобилей в мире.
В портфолио Streit Group уже давно не входят одни только бронированные лимузины и грузовики — предложение фирмы включает и ряд военных автомобилей: от легких внедорожников на шасси, которые закупаются у компаний Ford и Toyota, вплоть до тяжелых типов MRAP с шестью или восемью колесами, которые фактически аналогичны военным бронетранспортерам. Streit Group якобы производит 500 автомобилей в месяц и продает их в десятки стран, но своих заказчиков компания не называет, и, благодаря ориентации на третий мир, ей долго удавалось поддерживать к себе интерес со стороны журналистов.
Фирма не привлекла особенного внимания и в 2009 году, когда начала сотрудничество с российской компанией КАМАЗ и открыла филиал в России. Ведь тогда был период обамовской «перезагрузки» в отношениях США и России, когда значительно расширялось сотрудничество западных и российских производителей оружия. Кстати, и сам Гуторов всегда держался исключительно аполитично, поэтому, в отличие от некоторых других эмигрантов, он не навлек на себя немилость Кремля — его бизнесу в России никто не препятствовал.
Однако ситуация серьезным образом поменялась в 2014 году, когда на востоке Украины начались бои. Вдруг продукция фирмы Streit Group стала попадаться буквально «на каждом шагу», потому что украинские вооруженные силы начали закупать легкие бронированные автомобили «Спартан» и «Кугуар», которые по лицензии собирает местный автопроизводитель КрАЗ. Он же поставляет и шасси для новых тяжелых автомобилей канадской компании, которые были названы в честь гротескных персонажей популярной серии мультипликационных фильмов — «Шрек» и «Фиона».
Таким образом компания российского эмигранта, которая продолжает сотрудничество с российской маркой КАМАЗ, что парадоксально, стала одним из главных поставщиков украинских вооруженных сил — в первую очередь недавно созданной Национальной гвардии. Однако кроме фотографий с Украины, которые вначале могли послужить рекламой, в следующем году внимание, не очень желательное, привлек и другой факт. В июле 2015 года греческие власти задержали партию бронированных автомобилей (в частности типа Typhoon на шасси КАМАЗа), направлявшуюся в Ливию из Эмиратов, где Streit Group располагает самой крупной производственной линией.
По всей видимости, транспортные средства предназначались светской Ливийской национальной армии, то есть в принципе в интересах Запада было пропустить партию, но против Ливии по-прежнему действует эмбарго на импорт вооружений. Возможно, это стало пресловутой «последней каплей» для властей США, которые уже несколько лет расследовали поставки из филиала Streit USA в страны третьего мира. Поэтому в сентябре 2015 года на компанию был наложен штраф в размере 3,5 миллиона долларов за неоднократное нарушение правил экспорта вооружений.
Дело в том, что Streit USA продавала бронированные автомобили, способные противостоять огню из тяжелых пулеметов, а для подобной категории средств требуется специальное экспортное разрешение. И именно его не было в ряде случаев, или же разрешение было получено на основании недостоверных данных. Автомобили марки Streit Group, таким образом, попали в руки конечных заказчиков, о которых не было точных данных. Высказываются подозрения, что в Африке, Афганистане и Юго-Восточной Азии сегодня на этих бронированных автомобилях ездят боссы наркомафии, «командиры» или даже лидеры террористов.
В фокус внимания СМИ, однако, попала и деятельность фирмы Гутора на Украине. Большое количество марки Streit Group поставляется батальону «Азов», в который входят преимущественно сторонники ультранационализма, в том числе из Западной Европы. Фотографии этих автомобилей, на которых нарисованы «волчьи крюки», то есть традиционные эмблемы украинских националистов (а также символ сотрудничества с фашистами), вероятно, не лучшим образом сказываются на имидже компании.
Однако интересен и тот факт, что, несмотря на это, по-прежнему поддерживается партнерство Streit Group с российской маркой КАМАЗ. Объяснением может быть та тихая борьба, которая вот уже несколько лет ведется в российском военно-промышленном комплексе, и в которой участвует и упомянутый российский автопроизводитель. Суть борьбы в выборе: будет ли российская промышленность сотрудничать с западными производителями оружия или же любой ценой стремиться к независимости. Бывший министр обороны Сердюков отстаивал первый вариант, тогда как нынешний министр Шойгу поддерживает второй.
Так что, конечно, неудивительно, что автомобильный производитель КАМАЗ относится к первому лагерю, часто использует иностранные запчасти и поставляет свои шасси западным маркам. Напротив, его основной конкурент, фирма «Урал» (входит в консорциум ГАЗ), подчеркивает исключительно российское происхождение своих автомобилей. И как раз сейчас на кону многое, потому что в рамках проектов «Тайфун» и «Торнадо» два завода соперничают за заказ на тысячи бронированных автомобилей для российской армии.
Известно, что часть российского военно-промышленного комплекса не слишком рада тому, как Россия вмешалась в конфликт на Украине, и к каким последствиям это привело. Эмбарго на вооружение со стороны Запада остановило ряд многообещающих проектов и нарушило планы нескольким российским производителям. Картину довершает парадоксальная ситуация компании Streit Group, которая становится еще более примечательной, если вспомнить происхождение ее владельца. В любом случае очень вероятно, что этой компании придется кое-что объяснить властям нескольких стран.
Лукаш Визингр (Luká-š- Visingr)