Госдума — не место для бюджета
Госдума
Источник: positime.ru
В выборный год Минфин берет госрасходы в свои руки
Отказ Белого дома от традиционной весенней правки закона о бюджете вызвал проблемы в исполнении расходов казны 2016 года. Как стало известно "Ъ", для их решения Минфин предлагает оперативно скорректировать Бюджетный кодекс РФ. Поскольку занятая скорыми выборами Госдума фактически отстранена от бюджетного процесса как минимум до ноября, ведомство предлагает расширить возможности правительства по правке бюджетной росписи расходов без изменения закона о бюджете. В доходной части Минфин предлагает продлить действие норм о зачислении в бюджет 90% прибыли Центробанка, а также всех доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда — по итогам прошлого года эти источники пополнили казну на 235 млрд руб.
Как стало известно "Ъ", Минфин намерен оперативно провести через парламент изменения в ряд статей Бюджетного кодекса РФ. Они сформулированы в виде поправок сразу ко второму чтению к принятому на этой неделе в первом чтении законопроекту о переносе даты внесения в Госдуму бюджета- 2017 с 1 октября на 1 ноября этого года. Как известно, власти объясняют этот перенос тем, что избираемый 18 сентября новый состав нижней палаты обретет реальную работоспособность не ранее ноября (см. "Ъ" от 27 апреля).
Напомним, к этой возможности провести бюджет-2017 через парламент быстрее, чем обычно, Белый дом добавил пространство для маневра еще и по текущему бюджету. Правительство в этом году отказалось от традиционной весенней правки закона о бюджете, отложив решение проблемных вопросов вроде индексации пенсий, финансирования "антикризисного плана" и большой приватизации на поствыборный период. Поправки к бюджету-2016, как объявил, выступая в Госдуме премьер-министр Дмитрий Медведев, будут представлены палате лишь осенью (см. "Ъ" от 20 апреля), так что новоизбранным парламентариям в ноябре--декабре этого года предстоит сложная задача утверждения двух разных по конструкции бюджетов — однолетнего на 2016 год и трехлетнего на 2017-2019 годы — практически одновременно.
Такие особенности выборного года привели к тому, что Минфину для исполнения текущего бюджета теперь приходится править непосредственно сам Бюджетный кодекс — добавляя себе полномочий. По данным "Ъ", подготовленные ведомством поправки дают правительству возможность без участия Госдумы (то есть без внесения изменений в закон о бюджете) править бюджетную роспись расходов. Речь идет о перераспределении в 2016 году ассигнований на поддержку экономики и социальной сферы сверх средств антикризисного фонда Белого дома (65 млрд руб.) и сверх "президентского резерва", образованного заморозкой пенсионных накоплений 2015 года (342,2 млрд руб.). Также правительство хочет по своему усмотрению перераспределять деньги внутри ФЦП Крыма и Севастополя и по мероприятиям программы развития системы ГЛОНАСС. Кроме того, поправки предоставляют Минфину возможность при необходимости перераспределять средства на субсидии для финансирования государственного задания, а также на обслуживание госдолга (в бюджете-2016 заложен курс 63,3 руб./$, поэтому денег на выплаты по долгам может понадобиться больше).
Еще одна поправка позволяет замещать в 2016 году трудно реализуемые из-за санкций внешние заимствования внутренними. Предусмотрена поправками, впрочем, и обратная замена — внутренних займов внешними — исходя из ситуации на рынке долговых инструментов. Две поправки посвящены не расходной, а доходной части текущего бюджета. Первая продлевает на год временную норму о перечислении в федеральный бюджет не 75%, а 90% прибыли Центрального банка. Такое изъятие прибыли регулятора на покрытие дефицита казны уже было проведено в этом году. Как следует из опубликованного на прошлой неделе годового отчета ЦБ, с прибыли 2015 года в 113 млрд руб. банк направил бюджету 101 млрд руб. В такой же пропорции ЦБ предстоит поделиться доходами и по итогам 2016 года.
Еще более решительно — сразу до 1 февраля 2020 года — Минфин намерен продлить действие нормы о направлении доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на текущие расходы бюджета, а не на накопление, как это было в докризисный период. По действующему законодательству такое "проедание" процентов с государственной "кубышки" должно завершиться 1 февраля 2017 года. Согласно отчетности Минфина, в 2015 году в бюджет от управления деньгами Резервного фонда было зачислено 50,5 млрд руб., ФНБ — 83,2 млрд руб. В условиях дефицита бюджета, который пока, по признанию самого Минфина, не укладывается в требуемые президентом 3% ВВП, отказаться от этого источника, по всей видимости, было невозможно.
Вадим Вислогузов