Танки-невидимки: «Армата», «Челленджер» и PL-01
Вячеслав Халитов, заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике, сообщил об испытании 20 танков «Армата». По его словам, поверхность боевых машин имеет специальное покрытие, которое вводит потенциального противника в заблуждение и/или усложняет идентификацию техники.
Понятное дело, что инжиниринг «Арматы» строго засекречен. В то же время упоминание Халитова о GALS-технологии позволяет оценить степень кооперации Уральского КБ транспортного машиностроения, НИИ Стали и других смежников. Короче говоря, стороны учитывали «инженерные интересы» в реальном времени еще на стадии проектировании. Речь идет о промышленной стратегии, когда группа компаний объединяется в одно целое для решения конкретной задачи. При этом осуществляется постоянный электронный обмен идеями и проектами, дабы достичь оптимальных показателей и одновременно снизить денежные издержки. В целом переход на GALS-технологии выводит российский ВПК в число наиболее технологически продвинутых корпораций, использующих самые современные «бизнес-модели».
Таким образом, борьба за «невидимость» «Арматы» шла комплексная и, главное, не так, как раньше, когда о тех или иных технических решениях смежники узнавали постфактум.
Итак, перед проектировщиками ставились довольно жесткие задачи по маскировке «Арматы». И судя по всему, результаты обнадеживают. В радиолокационном диапазоне заметность нового танка снижена примерно в четыре раза, в тепловизионном - ориентировочно в три раза, в том числе и за счет специального покрытия.
Другими словами, противник, вооруженный самыми современными инфракрасными и радиолокационными приборами, может принять «Армату» на средней дистанции, скажем, за небольшой автомобиль, или вообще не увидеть. Очевидно, речь идет об определенном расстоянии, преодолев которое «безобидная машинка» неожиданно превращается в многотонного стального монстра.
Отметим, что не только в России ведутся работы по уменьшению заметности бронетехники. Обзор иностранной литературы по маскировке танков показал, что многие страны давно и упорно работают над этой темой. В частности, в Англии еще 10 лет назад была испытана технология, которая делала танк «Челленджер-2» визуально невидимым за счет передачи постоянно меняющего изображения на его светоотражающую поверхность.
Challenger 2 (Фото: PA Images/ ТАСС)
В издании The Sun рассказывается о задних видеокамерах и кинопроекторах, которые транслировали на лобовую часть корпуса машины картинку, снятую сзади танка, например, степи, по которой он едет. Так, на фотографии испытания «Челленджера-невидимки» в чистом поле вместо танка заметно лишь небольшое темное пятно, похожее на человека, одетого в черную одежду. Судя по размерам военного джипа «Снетч», стоящего рядом, снимок сделан на расстоянии двести метров. Эта технология до сих пор держится в строгом секрете, хотя и не подтвердила свою эффективность.
Несмотря на кажущуюся простоту, системы «невидимого танка» очень сложны. Они включают в себя применение так называемого идеального объектива и метаматериалов*. Автором этого проекта считается сэр Джон Пендри Брайан, профессор теоретической физики твердого тела в Имперском колледже Лондона. Первые обнадеживающие результаты были представлены еще в 2005 году - с обещанием довести это дело до ума за несколько лет. Однако воз и ныне там.
В 2011 году англичане заявили о новой технологии, которая тоже делает танк менее заметным для зрения человека. Шон Плату, военный корреспондент Telegraph, пишет, что британцы пытаются для этого адаптировать технологию электронных чернил (e-ink). В отличие от обычных форм камуфляжа, раскраска на корпусе будет меняться в соответствии с обстановкой. «Очень сложные электронные датчики, прикрепленные к броневому корпусу, будет проецировать изображение окружающей среды на внешнюю поверхность транспортного средства, помогая ему слиться с ландшафтом и уклониться от атаки, - именно так Шон Плату поясняет идеологию английского танка-невидимки. - Всё это позволит машине вписаться в окружающую местность точно так, как это делают хамелеоны или кальмары». Новая технология получила название «е-камуфляж».
Скептики утверждают, что достичь реального эффекта невидимости так и не удалось, несмотря на серьезные инвестиции. «То, что хорошо для шоу, не годится для боя, - пишет на условиях анонимности офицер, который, как он утверждает, присутствовал на испытании. - Четверть внутреннего пространства танка пришлось отдать для вычислительного комплекса, с набором чрезвычайно мощных видеокарт. Всё это очень ненадежно и запредельно дорого. ИМХО**, по крайней мере, с нашим нынешним уровнем технологий подобные средства пока являются научной фантастикой. Вы не можете "обклеить корпус электронной бумагой" и утверждать, что создали невидимый танк. Это просто глупо. Ракеты и инфракрасные датчики не очень заботятся о том, как танк выглядит для невооруженного глаза. Что касается "Арматы", то её незаметность еще не подтверждена в реальных боях. На бумаге многие вещи выглядят удивительными, но зачастую реальность совсем иная. Россияне, конечно, квалифицированные оружейники, так что, возможно, их танк будет хорошим. В любом случае, я не думаю, что мы увидим танковые сражения между Великобританией (или НАТО) и Россией».
Читайте такжеРоссия перебросила в Сирию «Рапторы» спецназа ВМФ
Какие задачи в САР, кроме защиты Тартуса от диверсантов, будут выполнять скоростные катера
Еще один танк, который может претендовать на роль машины-невидимки, - польский PL-01. Правда, пока речь идет скорее о концепте, чем о реальной технике. По замыслу его идеологов, 35-тонная бронированная машина полностью покрыта специальными плитками, которые меняют свою температуру, чтобы соответствовать окружающему тепловому фону.
В целом, идея PL-01 состоит в том, чтобы попытаться устранить инфракрасную, радиолокационную и визуальную сигнатуру традиционного танка, маскируясь под внешнюю среду. Любопытно, что разработчики из польского консорциума компаний OBRUM, Bumar и Huta Stalowa Wola совместно с британской корпорацией BAE Systems утверждают, что их главная цель - чисто коммерческая. Иными словами, речь идет о «рыночном» танке исключительно для продаж.
«Подавляющее большинство датчиков целеуказания на поле боя сегодня рассчитано на инфракрасный диапазон электромагнитного спектра, - пишет военный корреспондент Тейлор Роговей из издания Foxtrot Alpha. - Почти магическое уменьшение инфракрасной сигнатуры достигнуто за счет управления температурой контролируемых плиток. Достигается это путем обработки данных множества миниатюрных инфракрасных датчиков, установленных по всей поверхности танка». Благодаря этому, PL-01 может выглядеть на приборах ночного видения, как легковой автомобиль. Логично, что применять машину поляки рекомендуют в темное время суток. О том, что станет с «терморегулируемой обшивкой» этого танка-невидимки после, например, пулеметной очереди, ничего не говорится.
PL-01 (Фото: Министервство Национальной Обороны Польши сайт/ archiwalny.mon.gov.pl)
Насколько востребованной и эффективной будет эта техника, покажет время. Однако назначение танков, как и 70 лет назад, заключается в мобильной огневой поддержке наступательных и оборонительных операций. Тот же Тейлор Роговей призывает относиться к танкам с точки зрения «сбалансированного подхода», мол, они должны решать максимум боевых задач при минимальной стоимости. «Вторая мировая война преподала нам очень важный урок о танковой войне и структуре вооруженных сил в целом: в тяжелом коллегиальном конфликте, с длительными боевыми действиями, численное преимущество бюджетной неплохой техники может восторжествовать над дорогостоящим технологическим превосходством ограниченного парка отличных машин», - говорит он.
* Метаматериалы - это композитные материалы, обладающие уникальными электрофизическими, радиофизическими и оптическими свойствами.
** ИМХО (IMHO) - компьютерный сленг, буквально означающий «in my humble opinion» или «in my honest opinion» (по моему скромному мнению).