Затраты на производство продукции ОПК снизят с помощью межведомственной инфосистемы
[AD]Эмблема Федеральной антимонопольной службы
В 2017 году в ОПК должна появиться межведомственная информационная система сбора данных о ценах на сырье и комплектующие. Соответствующая концепция сейчас разрабатывается ФАС России в рамках новых полномочий в сфере гособоронзаказа.
Система позволит антимонопольному ведомству широко применять методы экономического и технического анализа, которые раньше применялись для контроля затрат только в гражданских отраслях.
Проблемы ценообразования продолжают оставаться одними из наиболее острых для российского ОПК. Механизм государственного регулирования цен на военную продукцию, непрерывно совершенствуются, идет постоянный поиск альтернатив его развития.
Успешность регулирования в такой сложной системе как оборонная промышленность в значительной степени зависит от обоснованности и прозрачности принимаемых решений, развитости информационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативное и беспрепятственное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Контроль и экспертиза
Успешность регулирования в такой сложной системе как оборонная промышленность в значительной степени зависит от обоснованности и прозрачности принимаемых решений.
Развитие отечественного ОПК в современной нестабильной макроэкономической обстановке будет во многом определяться эффективным решением задач по сдерживанию роста цен на сырье, материалы и продукцию поставщиков различных уровней кооперации.
Контроль ценообразования – процесс крайне сложный и многоаспектный. Ведомства, ответственные за контроль, должны постоянно для себя отвечать на нетривиальные вопросы: какие отрицательные отклонения затрат и чем вызваны, как установить виновного за произошедшее негативное отклонение, какие принять решения, позволяющие избежать нежелательных отклонений затрат в будущем?
Задача усложняется, необходимостью оценки рисков и факторов завышения цены по различным статьям. Здесь включаются различные комбинации факторов. Эксперты выделяют четыре основных: первоначальная недооценка стоимости изделия, изменение границ производства военной продукции, изменение производственных процессов, увеличение первоначальной стоимости кооперационных поставок.
В этих условиях, предметом проведения экспертизы цены на военную продукцию становится не только анализ вопросов обоснованности расходования ресурсов на производство изделия, но и выявление затрат, возникновение которых связано с внешними, не зависящими от предприятия-изготовителя причинами. Все эти процессы связаны с анализом больших объемов данных и требует значительной информационной поддержки, которую с разной степенью успешности обеспечивалась различными органами власти, участвующими в управлениями процессами ценообразования на военную продукцию.
Опыт Минпромторга
Контроль ценообразования – процесс крайне сложный и многоаспектный.
Сегодня по степени автоматизации и количеству охваченных участников процесса ценообразования одним из наиболее проработанных технических решений считается система управления данными о прогнозных ценах Минпромторга России. Она предназначена для автоматизации подготовки министерских заключений об обоснованности прогнозных цен, предлагаемых потенциальными поставщиками на всю продукцию, планируемую к поставке по гособоронзаказу.
Информационный фонд системы уже сейчас содержит исчерпывающие данные о более чем 8 тыс организаций, участвующих в выполнении гособоронзаказа на всех уровнях кооперации. Кроме того, в системе имеется ряд банков данных, необходимых для качественной экспертизы цены. Прежде всего, это информация об уже заключенных государственных контрактах и объемах полученной господдержки, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Автоматизирован даже экспресс-анализ финансового состояния потенциального поставщика военной продукции с учетом полученных субсидий из бюджета.
В основу концепции создания системы Минпромторга России было положено три базовых принципа: обеспечение максимальной полноты информации, сокращение трудовых и временных ресурсов на обеспечение документооборота, подконтрольность всего процесса разработки заключений о ценовых предложениях.
Межведомственный аспект
Несмотря на перечисленные достоинства информационной системы, практика работы министерства промышленности и торговли выявила ряд препятствий, которые решить одному ведомству в силу объективных причин достаточно затруднительно.
Информационный фонд системы уже сейчас содержит исчерпывающие данные о более чем 8 тыс организаций, участвующих в выполнении гособоронзаказа на всех уровнях кооперации.
Минпромторг России является одним из трех отраслевых органов, формирующих номенклатуру продукции для включения гособоронзаказ на очередной период. Двумя другими являются Роскосмос и Росатом. Это приводит к возникновению ряда еще не решенных проблем в вопросах взаимодействия отраслевых органов в сфере ценообразования.
Прежде всего, это проблема определения ведомственной принадлежности потенциального поставщика при отсутствии его четкой идентификации, предусмотренной нормативными документами. Практика также выявила наличие, так называемой, "пограничной" номенклатуры с указанием госзаказчиками поставщиков, имеющих различную ведомственную принадлежность.
Следствием обозначенных проблем становится появление ряда позиций номенклатуры или потенциальных поставщиков, которые фактически выпадают из процесса определения прогнозных цен. Не решена также и проблема наличия среди потенциальных поставщиков ряда предприятий, ведомственная принадлежность которых прямо указана в нормативных документах и в тоже время не относящихся к отраслевым органам, определенным законодательством о регулировании прогнозных цен.
Ведомственное взаимодействие
Все указанные проблемы могут быть решены только в рамках межведомственного информационного взаимодействия, которое в действующей системе управлениями ценами на военную продукцию и должна будет решить антимонопольная служба.
Все указанные проблемы могут быть решены только в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
По словам заместителя руководителя ФАС России Максима Овчинникова, создаваемая система глобальна и затрагивает интересы не только ФАС, но и всех заказчиков. По его словам, информационная система позволит не только осуществлять анализ ценообразования, но и государственному заказчику более эффективно рассчитать начальную максимальную стоимость контракта при размещении заказа.
Учитывая опыт Минпромторга России, можно выделить два основных направления, которые новая система в любом случае будет призвана решать, чтобы обеспечить эффективное регулирование ценообразования.
Первое и главное – повышение точности прогнозирования себестоимости и прибыли производства военной продукции. Второе – совершенствование методов анализа альтернативных вариантов достижения заданных параметров закупаемой продукции по гособоронзаказу.
В целом, процесс установления справедливой цены на военную продукцию – это дорога с двусторонним движением. Решение проблемы лежит на стыке точности прогнозирования ценовых параметров со стороны государства и финансовой дисциплины со стороны предприятий. Возможно именно антимонопольной службе, обладающей обширным опытом в разрешении спорных ситуаций в сфере промышленности, удастся установить давно искомый баланс интересов всех заинтересованных сторон.
Денис Журенков, эксперт рабочей группы "Развитие конкуренции в сфере государственного оборонного заказа" экспертного совета по ГОЗ ФАС России