Амбиции государств-членов приведут ОДКБ к краху
[AD]Флаги стран-участниц ОДКБ. Источник: obozrevatel.com
На фоне обострения военно-политической обстановки как в мире, так и в регионе многие политики и военные эксперты оценивают перспективы ОДКБ весьма неоднозначно. Причиной этому служит ряд проблем внутреннего и внешнего характера, что в очередной раз подтвердили конфликты последнего времени между странами на постсоветском пространстве.
Так, по мнению экспертов, одной из основных проблем ОДКБ является недостаточная согласованность целей и разнонаправленность интересов государств-членов. В первую очередь чрезмерные национальные амбиции некоторых государств, входящих в состав Организации, которые мешают ОДКБ стать реальным и сильным «игроком» в регионе.
Ярким примером превалирования национальных интересов над коллективной безопасностью стала недавняя «разморозка» карабахского конфликта, которая еще раз подтвердила разнополярность интересов государств-членов Организации – ни один из союзников по военно-политическому блоку не поддержал позицию Армении, которая подверглась вооруженному нападению со стороны Азербайджана. Страны-партнеры по организации предпочли дистанцироваться от этого конфликта, заявив, что урегулированием данной ситуации на протяжении многих лет занимается Минская группа ОБСЕ, а в создании нового механизма решения проблемы, в качестве альтернативы миссии ОБСЕ – нет необходимости.
Не смотря на то, что подобная реакция со стороны союзников на территориальный конфликт в Нагорном Карабахе была вполне предсказуема (год назад союзники по ОДКБ также проигнорировали крушение армянского вертолета в Карабахе, сбитого ВС Азербайджана), позиция государств-членов явно обидела военно-политическое руководство Армении и, как следствие, в адрес партнеров по блоку прозвучали ряд упреков и обвинений в якобы несоюзническом поведении. Особенно досталось Беларуси – в ответ на «несоответствующую духу армяно-белорусских отношений» позицию МИДа Беларуси в карабахском конфликте был даже вызван посол страны в Армении на «профилактическую» беседу.
Однако на этом действия Еревана не ограничились. Видимо желая дискредитировать официальный Минск как надежного союзника, заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что новая Военная доктрина Беларуси является проблемой не только для его страны, но и всей ОДКБ. По мнению господина Кочаряна, Беларусь, приняв новую доктрину, полностью снимет с себя союзнические обязательства по ОДКБ.
В ответ на эти высказывания председатель комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси, генерал-майор Валерий Гайдукевич, порекомендовал критикам не торопиться делать выводы, а просто внимательно дочитать текст документа до конца. И тогда станет понятно, что в проекте закона о новой Военной доктрине Беларуси речь идет о том, что участие в боевых действиях белорусской армии на территории других государств запрещается без согласия той страны. Также Валерий Гайдукевич предположил, что критики новой белорусской Военной доктрины «могли сюда еще присовокупить проект закона, которым вводится уголовная ответственность за несанкционированное участие в боевых действиях на территории других государств», который направлен против так называемых наемников.
Слова критики из Еревана прозвучали также и в адрес России, Казахстана. От Москвы Армения потребовала прекращения поставок вооружения Азербайджану, трактовав данное сотрудничество как участие в действиях, направленных против другого союзника по ОДКБ. Однако Москва заявила, что Азербайджан является ее стратегическим партнером, а Армения – стратегическим союзником.
Следует отметить, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации в Нагорном Карабахе национальные амбиции армянской элиты грозят втягиванием ОДКБ в крупный вооруженный конфликт, что противоречит принципам невоенного разрешения данных вопросов: политический способ решения проблем является приоритетным в деятельности ОДКБ. Особенно это актуально в связи с взятием Организацией курса на повышение значимости на международной арене.
Анализируя данный конфликт, становится очевидно, что межгосударственные противоречия, а также отсутствие единого видения внешних угроз коллективной безопасности ставят под вопрос существование всей Организации.
Целесообразно заметить, что разногласия присутствуют в деятельности любых межгосударственных союзов. ЕС, НАТО, Африканский союз, организации арабского мира, ОБСЕ также как и ОДКБ сталкиваются с необходимостью разрешения разногласий между членами. Так, например, Голландия выступила против ассоциации Украины с ЕС, а Германия против ее вступления в НАТО. Но, в отличие от ОДКБ, в данных организациях выработана нормативно-правовая база, которая позволяет не только урегулировать противоречия между членами, но и предупредить возможные разногласия.
Таким образом, создание отвечающей современным реалиям нормативно-правовой базы, отсутствие которой на протяжении уже более 20 лет становится причиной возникновения конфликтов внутри ОДКБ, будет способствовать принятию единой стратегии безопасности, и, следовательно, единому пониманию той или иной ситуации.
В тоже время, это простое, но весьма важное действие может столкнуться с амбициями отдельных государств и «утонуть» в политических дрязгах, что в свою очередь приведет к краху Организации.
Сергей Острына