Санкции против России: и что потом?
По мнению бывшего министра обороны Поля Килеса, санкции, принятые против России Европейским Союзом, не будут иметь никакого эффекта, если немедленно не будет установлен дипломатический диалог.
Поль Килес - бывший министр обороны и бывший председатель Комиссии по обороне Национальной Ассамблеи.
Страны Европейского Союза собираются начать политику значительных экономических санкций по отношению к России. Но достаточно ли они обдумали последствия такой политики?
В течение всего периода после окончания холодной войны Россия была партнером стран Западной Европы. Создается впечатление, что она больше им не является. Однако должна ли она при этом становиться нашим врагом?
Защита Украины?
По мнению правительств западных стран, единственная цель санкций - защитить Украину. Речь идет о том, чтобы оказать давление на Россию, чтобы та перестала дестабилизировать эту страну [Украину - прим. пер.] и поддерживать - оружием и людьми - повстанцев из восточных регионов.
Однако во время своего собрания в Берлине 2 июля министры иностранных дел Франции, Германии, Украины и России обозначили основы урегулирования так: прекратить боевые действия и полностью закрыть российско-украинскую границу, чтобы предотвратить проникновение людей и оружия из России.
Зачем сейчас усиливать санкции? Учитывается ли то, что Россия не держит свое слово? Идет ли речь о том, чтобы подвести Россию к тому, чтобы она безоговорочно поддержала мирный план, составленный украинским президентом Петром Порошенко?
Эффект санкций
Санкции ставят пари: радикально изменить отношение российской власти. Если это пари провалится, ужесточение санкций лишь усилит российский национализм. Оно усугубит экономическую ситуацию на Украине и ухудшит состояние европейской промышленности. Контрмеры не заставят себя ждать, в частности, они касаются цен на российский газ.
Следующий этап - возможны санкции, отрезающие Россию от большей части мира (пример - эмбарго, наложенное на Иран). Цена этих санкций для Европы высока, и их политические последствия для России непредсказуемы.
Санкции ставят пари: радикально изменить отношение российской власти. Если это пари провалится, ужесточение санкций лишь усилит российский национализм. Оно усугубит экономическую ситуацию на Украине и ухудшит состояние европейской промышленности.
В отличие от Ирана, Россия обладает значительным военным ядерным потенциалом. Будет ли она стремиться к тому, чтобы использовать этот козырь за неимением других? Будут ли вновь пересмотрены соглашения о разоружении периода после холодной войны, такие как российско-американский договор о ликвидации баллистических ракет средней дальности? Должна ли Европа снова пережить равновесие сил устрашения? Если Россия решится противостоять странам Запада, окажутся ли они перед лицом территории от Сирии до Дальнего Востока, включая Иран? Будет ли ООН отодвинута в сторону, как это было во время холодной войны? Какую военную политику нужно нам принять? Те, кто предполагает, что Путин будет новым Гитлером или новым Сталиным, пойдут ли они дальше и будут ли требовать немедленно увеличить бюджет обороны до уровня намного более значительного, чем сегодняшний?
Что нужно требовать от России
Оружие санкций обладает властью. Они нанесут прямой удар «системе Путина» - сети афер и коррупции. Этот режим можно подвести к переговорам под влиянием санкций, но эффект будет только в том случае, если будут поставлены точные требования. Санкций не достаточно, нужно также указать России четкие условия, которые мы поставим для возвращения к нормальным отношениям.
1- Восточная Украина. Нужно срочно добиться прекращения боевых действий с согласия международной общественности. Власти, не имеющие законного основания, должны быть распущены в порядке, установленным мирным путем, если необходимо, должны быть присланы международные силовые структуры ООН (согласно главе VII Устава), и не ОБСЕ, чья беспомощность очевидна. Эти силовые структуры должны контролировать непроницаемость границы, чтобы мешать передаче оружия, не создавая препятствий для перемещения гражданских лиц. Принятие этих мер Россией должно быть четко сформулировано как строго обязательное условие для постепенного ослабления санкций. Параллельно нужно дать украинским властям понять, что европейская помощь подразумевает открытые меры по децентрализации, по приданию гибкости языковому закону и по демократизации, а также запрет на представительские партии, не имеющие места в такой программе.
2- Самолет Malaysian Airlines. Беспристрастное международное расследование, требуемое резолюцией 2166 Совета Безопасности, должно быть исчерпывающим и достоверным, оно должно разворачиваться беспрепятственно под независимым международным контролем. Серьезные факты указывают на причастность повстанцев, однако проблематично сделать политические выводы, поскольку публике не были представлены существенные доказательства. Если причастность России будет доказана, возмещение убытков нужно будет требовать от нее.
3- Крым. Не может быть и речи, чтобы признать последствия российского переворота. Но разумно ли насаждать полуострову режим изгнания еще более серьезный, чем Северному Кипру? Не «наказывая» всё население, нужно требовать от России переговоров о статусе полуострова, основываясь на его принадлежности Украине, в частности, нужно привлечь ООН. В случае российского вето в Совете Безопасности почему бы не положиться на Генеральную Ассамблею, которая подавляющим большинством голосов выступила против аннексии? Нужно, наконец, четко указать России, что возвращение к нормальным отношениям лежит также через урегулирование вопроса о Крыме.
Сто лет назад локальный кризис переродился во всеобщую конфронтацию, потому что «маленькие факелы» конфликтов, разоблаченных Жоресом перед самой смертью, в конечном счете разожгли пожар.
[Жан Жорес (1859 - 1914) - деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, философ, историк. - Прим. пер.].
Поддержание диалога
Основной политический диалог на следующей стадии должен будет быть налажен с Россией. Россия и Западная Европа полностью расходятся во взглядах по вопросам суверенитета государств и «пра?ва на вмешательство» или территориальной целостности и возможности отделения. Эти вопросы нужно откровенно обсудить, неформальными путями, если традиционная дипломатия не действует.
Что касается длительного спасения украинской экономики, необходимо сотрудничество с Россией. Даже не затрагивая тему энергетики, нужно понимать, что во многих секторах украинские и российские «цепочки ценности» сильно соприкасается: разрыв поставит под угрозу существование многих украинских предприятий.
В более широком смысле, Европейский Союз и Россия будут должны, когда придет время, возобновить диалог об установлении общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Последствия украинского кризиса могут и должны быть сдерживаемыми. Несмотря на сложность разногласий, Россия и западные страны разделают важные общие интересы: стабильность Афганистана, недопущение доступа Ирана к ядерному оружию, борьба против опасности джихада.
Сто лет назад локальный кризис переродился во всеобщую конфронтацию, потому что «маленькие факелы» конфликтов, разоблаченных Жоресом перед самой смертью, в конечном счете разожгли пожар. Если мы не дошли до этого этапа, то только потому, что имеют место институты, системы сотрудничества, процедуры ведения диалога. Научимся же собирать плоды этого необходимого опыта для сохранения мира.
Источник:perevodika.ru