Чавес и оставшиеся...
Уго Рафаэль Чавес Фриас, или просто Чавес.
28 июля ему бы исполнилось 60 лет...
Он был врагом Израиля - органическим или сотворенным своим мировоззрением и социалистическим сообществом, в котором он играл одну из углеводородных скрипок.
Сегодня он, вне всякого сомнения, играл бы ведущую роль в пропалестинском хоре, на этот раз - сильно поредевшем.
Но Чавес заслуживает того, чтобы о нем знали, пытались его понять - хотя бы для того, чтобы знать врагов...
Статья была написана сразу же после смерти Чавеса - и это следует помнить, когда встречаются даты и события.
Уго Чавес умер...
Уго Чавес был сложным человеком: одни его качества не соответствовали другим, он часто поступал, по мнению врагов и друзей - нерационально, он мог официально выказывать отрицание кого-либо или чего-либо, но в других действиях демонстрировать к публично отрицаемому объекту позитив.
Чавеса не понимали, Чавеса не принимали, недруги его критиковали, а друзья использовали и как символ борьбы с капитализмом, под которым большинство (по определению) принимают США, и как надежного денежного импортера - товаров, продуктов, оружия.
Он отдавал своему народу все, что страна зарабатывала, без остатка, но оставил его - народ - без науки, развитой промышленности, технологий.
Леводемократические взгляды Чавеса сделали его сначала бунтарем, а затем и непримиримым борцом за счастье своего народа.
Счастье он понимал как достаток в каждой семье.
Его неизменно любили метисы - 2/3 населения страны, а также африканцы - их 10%, и индейцы - 2% - он и сам происходил из этой среды.
Против него регулярно голосовали жители страны европейского происхождения - испанцы, итальянцы, португальцы, немцы, французы, их в Венесуэле - 21%.
Венесуэла - вполне благополучная страна: средняя продолжительность жизни мужчин - более 70 лет, женщин - более 77.
Сравнение Чавеса и его коллег по антиимпериалистическому цеху показывает: покойный венесуэлец намного менее образованный, чем остальные и даже, чем, в среднем, его же собственный народ.
Важно и то, что его отличает истинная набожность, а не показушная, как у его друзей по изобретенной американцами «оси зла».
Он дружил с кубинским команданте, но не покидало чувство - храбрый десантник уважал знатного революционера, и потому тот считал своей обязанностью принимать и «почитать» его.
Чавес искренне любил и свой народ, и себя во главе этого народа.
Он на 100% использовал доходы от нефти - максимум, что мог, раздавал людям, топливо продавал, практически, бесплатно, создавал социальные условия для жизни своих бедняков-избирателей, оплачивал их отдых, учебу детей, дальнейшее получение образования, не задумываясь над тем - а почему все это не дает отдачи.
В своем стремлении к равенству он дошел до того, что 25 мая 2007 года отменил вступительные экзамены в вузы страны - способную молодежь заменила сельская, регулярно голосующая за него.
Венесуэла - страна, богатая минералами.
Кроме нефти, экспортирует алюминий, никель, уголь, изумруды, кофе, бананы, цветы.
ВВП страны - 33-е в мире, составляет 316 млрд долларов при населении около 30 млн человек.
Для сравнения: за ней в рейтинге ВВП следуют страны, не имеющие нефти (Сингапур - 37, Гонконг - 39, Израиль - 40), численность населения которых в 3-3.5 раза меньше.
Чавес - самый беспечный и самый бедный среди глав стран-нефтяников - аналитики единодушны - он не миллиардер, в чем подозревают руководителей большинства стран-нефтяников.
Он, возможно - по незнанию, непониманию, дал возможность относительно хорошо жить своему народу, тем, кому повезло быть в одно время с ним.
Но он, тем самым, обворовывал страну, и сегодня, фактически, лишил ее будущего, ибо не вкладывал средства в развитие Венесуэлы - науки, медицины, инженерии, технологий.
Эксперты - не без сочувствия к сильной личности покойного президента, отмечают - на средства от нефти можно было создать в стране здравоохранение высокого уровня, и не пришлось бы обращаться к кубинским врачам, которые, как бы то ни было, в мировой табели о рангах ничем себя не проявили.
Чавеса охотно приняли бы на лечение ведущие медицины мира - США, Германии, Израиля.
По слухам, венесуэльские евреи через помощников предложили больному президенту лечение в клинике Сан-Диего или Тель-Авива.
Но Чавес отказался - амбиции идейного, искреннего и непримиримого противника капиталистов не позволили ему пожертвовать честью их врага номер 1...
Говорят, перед самой смертью он попросил - спасите меня...
Это были слова простого и честного венесуэльца, всю жизнь отдавшего за социалистические ценности своему народу.
Он умер 5 марта 2013 года в возрасте 58 лет...
Чавес и тень Симона Боливара
Уго Чавес очень рано понял - в политической карьере в Латинской Америке можно многого достичь, используя Симона Боливара. Нужно лишь суметь стать его политическим наследником - встроиться в его тень.
Но именно Чавесу сделать это было не так просто.
Что общего между Симоном Боливаром и Уго Рафаэль Чавес Фриасом?
Пожалуй, ничего.
Симон Боливар имел испанское происхождение, а Чавес - афро-индейское.
Симон Боливар воевал за независимость испанских колоний в Америке, а Чавес - за собственное президентство.
Симон Боливар был президентом Боливии и Перу, но не Венесуэлы, которую он когда-то - 2 века назад, освободил от испанского господства. И потому является ее национальным героем.
Историки улыбаются - он воевал за свободу Новой Гранады (современных стран - Колумбия и Панама), провинции Кито (современный Эквадор), Перу и части территории Верхнего Перу - Республики Боливия.
А в 1813 году национальным конгрессом Венесуэлы Боливар был провозглашен Освободителем.
Но Симон Боливар, наверное, ворочается в гробу, видя, как освобожденная когда-то им от испанцев страна попала в рабство Единой социалистической партии Венесуэлы.
Как нефть - достояние страны, используется не на благо народа, а на то, чтобы председатель социалистов Чавес мог удержаться у власти.
Симон Боливар, освобождая Венесуэлу, жертвовал собой, а Чавес - нефтью, ему не принадлежащей.
Чавес и Израиль...
В этой связке из двух слов так много противоречий, что придется пройтись по ней медленным шагом.
Венесуэла когда-то проголосовала за создание государства Израиль и принятия еврейского государства в ООН.
Тогда же были установлены дипломатические отношения.
Но именно при Чавесе они стали портиться - в 2006 году после израильско-ливанского конфликта.
Чавесу нужен был повод для конфликта с США, и он его получил - в виде ответа Израиля на провокацию Хизболлы.
Интересен также вопрос - кто именно и когда совершил историческое соединение Венесуэлы и Палестинской автономии?
Думаю, вы улыбаетесь...
И, после паузы, сообщаю: 27 апреля 2009 года министр иностранных дел Венесуэлы, этнический еврей Николас Мадуро, встретился с министром иностранных дел Палестинской администрации в Каракасе, и формальные дипломатические отношения были установлены.
Он поддерживал Иран в его атомной программе и не осуждал кровожадных заявлений персов в отношении Израиля, хотя был католиком - «младшим братом иудеев» - по определению христианских догматов.
И как следствие - терпел Ахмадинежада, для которого он был «неверным» - по определению исламских догматов.
На территории Венесуэлы в знак дружбы с Ираном, он приютил террористическую Хизбаллу, и, говорят, интересовался у своих военных советников - а не попытается ли Израиль уничтожить их лагеря на нашей территории.
Но доподлинно известно, Чавес сожалел - и на людях, и в узком кругу, что отношения с Израилем оказались разорванными.
Внутри страны Чавес публично демонстрировал хорошее отношение к евреям: на государственных должностях, среди министров, врачей, директоров банков, крупных и средних предприятий - немало евреев.
Есть евреи даже среди его советников.
Глава министерства энергетики и нефти заявил в интервью BBC - дескать, в смерти Чавеса виноваты США и Израиль.
Почему? Смерть Чавеса, по его мнению, похожа на смерть палестинского лидера Ясира Арафата.
И самое смешное - с этим утверждением выступил также и исполняющий обязанности президента Мадуро.
Если это так, то Чавеса «заразили раком» его сподвижники - или он сам, в борьбе за власть и получаемые доходы - аналогично Арафату.
Но у палестинцев роль нефти играет финансовая помощь, которая, как и нефть, с годами оскудевает...
Венесуэльские газеты презрительно не обратили внимания на умозаключение Мадуро, что, кстати, позволяет сделать вывод об отношении к нему.
И хотя в России возлагают надежды на то, что именно он возглавит страну, из объективных оценок это не следует: в отличие от Чавеса, он не идеолог, а последователь, апологет, к тому же - плохой, пытающийся заработать очки на славе идеолога.
(Сегодня приходится констатировать - мнение российских политологов оказалось верным, но Венесуэла опустилась до уровня, про который говорят - дальше некуда)...
...Народ Венесуэлы содрогнулся от сообщения - тело усопшего Чавеса забальзамировать невозможно.
Как это, гневался народ, ведь было обещано - тело Чавеса забальзамируют, и оно будет выставлено в мавзолее, аналогично тому, как это сделали с телами Ленина, Хо Ши Мина и Мао Цзэдуна.
Но Мадуро в этом не заинтересован - ему не дотянуть до уровня покойного Чавеса, и на все то, до чего он не будет дотягиваться, конкуренты будут указывать народу.
И ничего он с этим сделать не сможет.
История с бальзамированием показывает - Мадуро явно не хотел этого.
Если бы это было не так, то с самого момента смерти президента специалисты начали готовить его тело к бальзамированию.
Реалии Венесуэлы
Доказанные запасы нефти в Венесуэле - около 300 млрд баррелей, или 18% общемировых запасов.
К примеру, у Саудовской Аравии - 265 млрд баррелей.
Неумелое правление Чавеса - это 32-процентная девальвация боливара в феврале 2011 года - после того, как нефть упала и больше не поднялась.
О девальвации, между прочим, сообщил не сам Чавес, а поручил это сделать вице-президенту Николасу Мадуро.
Популистское повышение социальных выплат привело к инфляционным скачкам - государство вынуждено было установить твердые цены, национализировать промышленность - и ее эффективность резко упала, а инфляция рванула вверх.
Тогда Чавес включил печатный станок, из-под которого сутками выходили (и до сих пор выходят) красочные боливары.
Цены стали расти еще интенсивнее.
Обычно в таких ситуациях приостанавливают рост социальных выплат, пособий, субсидирование цен - дотаций.
Как следствие, дешевые товары исчезают с прилавков магазинов и становятся дефицитом.
Но Чавес позволить себе этого не мог, хотя нефть ему и изменила...
Экономика Венесуэлы полностью зависит от нефти: это более 90% всех валютных поступлений, и половина бюджетных доходов.
Венесуэла получила в наследство от Чавеса страну с раздутыми социальными издержками и слабой экономикой, на фоне левых традиций и народа, приученного жить на содержании.
В Венесуэле процветает коррупция, а Каракас - мало кто знает, город преступности.
Но, с другой стороны, в Венесуэле Чавеса не было диктатуры - есть оппозиция, нормальные выборы - без нарушений (если судить по тому, что международные наблюдатели об этом не заявили), оппозиционеров не преследуют, они даже занимают посты в городских и региональных структурах.
Для сравнения - в Иране даже просто не согласных с политикой аятолл бросают в тюрьму.
Чавес - и другой Чавес
Чавес - по сценарию, написанным им самим, должен был провести национализацию нефтяных месторождений.
И провел...
В начале января 2007 года американские и европейские нефтегазовые компании высшего уровня - Exxon Mobil, Chevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP - потеряли большую часть акций в месторождениях в Венесуэле.
Так объявил своему народу Чавес.
Но действительно ли он провел обещанную национализацию?
Дело в том, что на деле иностранные компании не потеряли ни в объеме получаемого сырья, ни в прибылях.
Поясню: до «национализации по Чавесу» США добывали ежедневно от 8 до 9.3 млн баррелей в сутки, но и после национализации этот объем не уменьшился ни на баррель.
Чавес поступил мудро: формально - отобрал месторождения у империалистов, переведя их под свой контроль, на деле - оставил за иностранными компаниями добываемые ранее объемы, компенсировав им потери и, самое главное - выплачивая дивиденды по акциям в полном объеме.
Венесуэла, не афишируя, но и не особенно скрывая, приобретала оружие у израильских компаний - через фирмы дружественных ей стран.
Речь о беспилотных самолетах, высокотехнологичном оружии, устанавливаемом на самолетах и танках, информационных компьютерных системах.
То, что им не могут поставить ни Россия, ни Китай.
В Венесуэле работали - и работают до сих пор, израильские специалисты (в области энергетики, транспорта, управления строительством промышленных объектов и других), но формально они въезжают в страну по российским паспортам.
Что будет?
Логика выживания страны приведет к власти в Венесуэле правых.
По иронии судьбы, их возглавляет венесуэльский еврей - молодой способный политик, трезво оценивающий ситуацию.
За него голосуют не только жители городов, предприниматели, интеллигенция и образованные люди, но и молодежь, вышедшая из низов, стремящаяся к образованию, не желающая жить на нефтяную ренту.
Шансов у левых очень мало.
Чавеса похоронили...
А с ним, и надежды - тех, с кем Чавес дружил против империалистов.
И наоборот - оживились «империалисты», давно ожидавшие - когда, наконец, Венесуэла вернется на путь прежних отношений.
Что будет, кто придет к власти?
Все решится в день выборов, назначенных на 14 апреля.
Еще 2008 году на референдуме 54% проголосовавших одобрили его мечту о «бесконечном президентстве».
Чавес успокоил 46% голосовавших против - пообещал добровольно уйти в 2021 году (в возрасте 67 лет).
Но ушел, как известно, 5 марта 2013...
На президентских выборах-2012 Чавес набрал 54.5 % голосов, а его соперник Энрике Радонски, губернатор штата Миранда - 44.9 %.
Сможет ли Энрике Радонски победить преемника Чавеса - Мадуро?
Аналитики говорят осторожно - шансы обоих кандидатов высокие.
Но я считаю, что пока еще жива тень Уго Чавеса - великого и индивидуального, сложного и примитивного, шансы Мадуро - на фоне слез бедняков богатой Венесуэлы, несколько предпочтительней.
Источник:stop-news.com