Начало "секторальных санкций" Запада
Половина российской делегации (от руководящих менеджеров отечественных корпораций, включая Рособоронэкспорт, до техников) не попала, на открытие авиасалона «Фарнборо-2014» на этой неделе в Англии, потому что не получили британских виз.
И в Москве, и в Лондоне эту историю связали прежде всего с общим ухудшением отношений из-за Крыма и Украины. Российский МИД привычно «выразил возмущение», отправил британцам ноту и «оставил за собой право на зеркальные действия». Усеченная делегация на «Фарнборо-2014» пообещала достойно представить Родину, несмотря на происки.
Конечно, история с «Фарнборо-2014» сама по себе лишь имиджевая неприятность. РФ экспортирует много титана на Запад, много боевых самолетов и вертолетов в страны третьего мира, и постоянные клиенты не станут рвать контракты только потому, что британцы выдали меньше виз, чем запрошено. Но этот скандал, очевидно, лишь начало вполне возможных в будущем так называемых «секторальных санкций» Запада, которые должны, в крайнем своем воплощении, максимально отгородить Россию как стратегического врага-противника от притока западных технологий, новейших материалов, комплектующих и капитала. Российские власти уже давно рисуют Запад, НАТО и США осознанными врагами, а теперь они и вправду становятся таковыми в ответ на Крым и Украину.
В Фарнборо в первый же день, несмотря на происки британцев, российский «ВСМПО-Ависма» - крупнейший в мире производитель титана подписал несколько контрактов, в том числе продлил до 2022-го соглашение с авиастроительным концерном Boeing, которое обеспечит американцев титановым прокатом и штампованными деталями для гражданских самолетов. За пару недель до того замсекретаря Совбеза РФ Евгений Лукьянов заявил: «Боинг» выпустил Dreamliner, но титан для этих чудо-самолетов поставляется из России. А если он перестанет поступать, сколько репараций получит «Боинг» за срыв поставок? Наверное, это не лучшее развитие событий для «Боинга». Конечно, «ВСМПО-Ависма» принадлежит госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, который вряд ли захочет терять крайне выгодный американский рынок сбыта титана из-за очередных контрсанкций или «зеркальных действий». Но даже могучий Чемезов не может дать «Боингу» абсолютную гарантию, что подписанные контракты не станут трухой, как, например, Будапештский протокол 1994-го о территориальной целостности Украины.
На прошлой неделе президент Владимир Путин проводил в Кремле заседание Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) и привычно хвастался успехами в экспорте вооружений. С 2000 года стоимость российского оружейного экспорта возросла раз в пять, хоть физические объемы ВТС менялись не столь существенно. Кстати, взрывной рост объемов ВТС был прежде всего результатом существенной модернизации и удорожания продукции отечественного ВПК за счет западных (французских, израильских, американских) комплектующих, материалов и системных блоков. Теперь Путин везде, и на комиссии по ВТС, говорит о «развитии импортозамещения в ВПК». Речь идет прежде всего об украинских вертолетных двигателях из Запорожья и николаевских турбинах для ВМФ и о множестве других, украинских и западных, комплектующих для ВПК и аэрокосмической индустрии, которые или уже недоступны, или в ближайшем будущем станут таковыми из-за санкций и украинского кризиса. Экспортные контракты по ВТС могут зависнуть, но Путина, конечно, больше беспокоит выполнение отечественной программы перевооружения.
Путин понимает «импортозамещение» как тотальную автаркию: «Все, что использует ВПК и в чем нуждается, - все надо производить на нашей территории, чтобы мы ни от кого не зависели, ни по одному из направлений переоснащения». Идеи автаркии, или самообеспечения, распространяются дальше, например, на медицинскую и любую другую технику. Страна готовится к тотальному закрытию - интеллектуальному и физическому, очевидно, не видя в том большого горя. Путин утверждает, что импортозамещение в ВПК возможно «в кратчайшие сроки» и задешево: «Абсолютно подъемные деньги, не обременяющие бюджет».
Ну да, потратят триллионы, большую часть, конечно, растащат и в результате в лучшем случае года через три-четыре начнут, возможно, производить авиадвигатели и прочие комплектующие не хуже украинских, по технологиям 40-летней или 50-летней давности, для той же привычной советской техники, которая, естественно, не имеет аналогов в мире.
Источник:novayagazeta.ru