Больше чем антисоветчик
После распада СССР и «проамериканизации постсоветской России» главным соперником транснационального глобализма является Русская православная церковь, утверждал Бжезинский. А противопоставить ей можно, среди прочего, проект «Великой Албании».
Еще в 1963-м, будучи директором Института по проблемам коммунизма при Колумбийском университете, пан Збышек рекомендовал активнее использовать «великоалбанскую идею», в том числе нацеливая на неё Энвера Ходжу – для подрывной работы и последующего раскалывания соцстран и всего соцсодружества. Разработчик антисоветских проектов и иже с ним опирались на первоначальные планы «албанского Сталина» в отношении югославских Косово, Метохии и Западной Македонии. Как известно, в декабре 1949-го он направил в Кремль письмо по этому вопросу. «Мы считаем, что Косово, Метохия и западная часть пограничной Македонии, с преобладающим албанским населением, после освобождения Югославии от когтей Тито должны быть присоединены к Албании». Сталин, несмотря на политико-идеологический конфликт с лидером Югославии, выступил за сохранение ее территориальной целостности, отметив необходимость социально-экономического и культурного равноправия албанцев в этих районах.
Но с 1960-го, с углублением албанско-советского разрыва и в этой связи учитывая стратегическую важность неучастия сопредельной Югославии в Варшавском Договоре – вопреки уговорам Тито со стороны Хрущева и Микояна, Ходжа фактически отказался от «великоалбанского плана». Более того: сепаратистов-террористов из Косово и Западной Македонии, пытавшихся укрыться на «исторической родине» или использовать ее для транзита между Косово, Македонией и Черногорией, Ходжа с начала 1970-х выдавал спецслужбам СФРЮ. «Противоречия с Югославией ни в коем случае не касаются ее территориальной целостности», – заявил Ходжа в 1972-м. И именно с начала 1970-х участились подрывные действия ЦРУ и других западных разведок против Албании. Но, скажем так: в разумных пределах, ибо антисоветская и антититовская Албания была нужна Западу для давления и на Москву, и на Белград.
В общем, в заключительный ходжистский период разработанный к концу 1940-х американо-британский проект Великой Албании (на самом деле объявленный еще Муссолини в апреле 1941-го при включении в состав Албании захваченных тогда же германо-итальянскими войсками Косово, Метохии, албанонаселенных районов Черногории и Македонии) забуксовал. Однако времена меняются. Как отмечал Sputnik France 6 декабря 2012 года, «крестовый поход против коммунистического мира превратился в крестовый поход против мира православного, против его политического и нервного центра ? России. Теоретик сдерживания России в Евразии, Збигнев Бжезинский, говорил в 2007 году, что «теперь главный враг Америки – Русская православная церковь». Проектирование Великой Албании можно, вероятно, рассматривать в этом историческом и геостратегическом смысле. Это новая брошенная спичка может начать новый балканский пожар». Но «этот пожар может привести не только к дальнейшему ослаблению Европы и еще больше дестабилизировать православный мир (Македонию, Грецию, Черногорию, Сербию), и затормозить его сближение с Россией. Косвенно будет поставлено под вопрос российское влияние в Восточной Европе».
Отмечается, что «после войны Тито запретил албанскую иммиграцию, поскольку Югославия, по его мнению, могла быть сильной только со слабой Сербией. Уже в 1974 году сербы там составляли лишь 15% населения». Причем в 2008-м, когда албанские сепаратисты объявили о независимости Косово, «спустя почти 10 лет после западного военного вмешательства, лишь немногие комментаторы указывали на «великоалбанизм» – доминирующую идею нового маленького государства для этого якобы угнетенного народа». Как и следовало ожидать, почти все западные страны «мгновенно признали Косово, не задавшись вопросом о судьбе сербского меньшинства и уготованного ему будущего, несмотря на чудовищный прецедент еще 2004 года, когда христиане стали жертвами погромов в Косово».
Если говорить в более широком контексте, Бжезинским и другими «американскими стратегами с 1991 по 2008 гг. руководила логика разрушения Сербии, чтобы она была как можно более слабой в будущем, когда в исторически неизбежный момент страна вновь повернется к России. Разумеется, в то же время была нужна и максимально ослабленная Россия. Если с 1991-го по 2000-й велась военная и медийная борьба против Сербии Милошевича с целью ее уничтожения, одновременно велась моральная и экономическая война против России Ельцина».
Словом, в непримиримой борьбе против СССР, соцсодружества и Православия, Бжезинский не исключал сотрудничества даже с приверженцем сталинского социализма Энвером Ходжей...
Алексей Балиев, политолог Опубликовано 31.12.2017
Источник: http://vpk-news.ru