Обломки под толщей вопросов
19 мая над Средиземным морем пропал выполнявший рейс MS804 «Париж – Каир» пассажирский лайнер А320 компании EgyptAir. Первой и фактически основной версией гибели аэробуса сразу стал террористический акт.
Расследование авиакатастрофы во многом осложнено тем, что самолет в момент крушения пролетал над морем, и все обломки, за исключением малой части, оказались под толщей воды. Более того, некоторые эксперты заявляют, что поднять большинство фрагментов на берег скорее всего не удастся.
Фото: abccolumbia.com
Если версия теракта подтвердится, можно говорить о серьезных проблемах с авиационной безопасностью не только в Египте, чьей авиакомпании принадлежал самолет, но в первую очередь во Франции, откуда А320 ушел в последний маршрут.
Примечательно, что до того, как взлететь из парижского аэропорта «Шарль де Голль», чтобы вернуться в Каир, лайнер успел совершить несколько рейсов в Тунис и даже Эритрею. Поэтому, как отмечают эксперты, вряд ли бомба попала на борт на территории Египта и просто ждала своего часа. После трагедий в Париже и Брюсселе многие высказывались однозначно: в преддверии предстоящего чемпионата Европы по футболу террористы, обнаружив слабость служб безопасности ЕС, сделают своей целью именно Францию.
Пока сложно сказать, какие меры предпримет ЕС, но надо вспомнить, что относительно недавно в аэропорту Брюсселя террористы прошли рубежи службы безопасности и пронесли бомбу непосредственно в терминал. Если версия гибели египетского аэробуса от взрыва на борту подтвердится, это будет означать, что крупнейшая во Франции воздушная гавань, через которую пойдет основной поток футбольных фанатов, спешащих на матчи чемпионата, весьма привлекательное для террористов место, где им неспособны оказать противодействия.
Еще до того, как египетские власти официально признали крушение рейса MS804, российские СМИ уже пестрели сообщениями о том, что на борту лайнера произошел теракт. Эксперты всевозможной степени вменяемости сразу сделали однозначные выводы, хотя на тот момент даже не были точно известны координаты места падения А320.
Фото: independent.co.ukА через несколько часов уже российские депутаты и представители аэропортов заговорили о том, что в стране надо срочно ужесточать режим авиационной безопасности. Как вариант называлась необходимость ввести полный контроль пассажиров и встречающих еще на входе в аэровокзалы. Подразумевалась такая же проверка, как и при проходе в «чистую зону».
«На самом деле Россия занимает лидирующее положение в мире по обеспечению авиационной безопасности. Наша система эффективна и работает. В европейских странах нет контроля на входе, упрощены или вообще отсутствуют некоторые алгоритмы проверки, которые считаются у нас основными», – рассказал «Военно-промышленному курьеру» представитель российской службы авиабезопасности. Но, по словам собеседника, не совсем понятно, о каком ужесточении безопасности можно вести речь, когда неизвестно, что именно стало причиной гибели египетского лайнера. «Надо понять, что за взрывное устройство, как оно было изготовлено и инициировано. Важно знать, где СВУ установили на борт, – тогда станет понятно, как оно туда попало. Если с ручной кладью, то не сработали сканеры и ручной контроль. Если подбросили в багаж, значит, террористы среди грузчиков или представителей авиакомпании. Если через узлы и механизмы – виноват наземный персонал, это самый худший из вариантов», – поясняет источник «ВПК».
Поэтому говорить об ужесточении мер безопасности, а тем более о вводе тотального контроля на входе преждевременно. К тому же во Франции террористы работали с учетом местной специфики и особенностей. В России ситуация совершенно другая, и не факт, что уязвимость, найденная боевиками в системе безопасности «Шарля де Голля», есть и в российских воздушных гаванях.
По словам представителя авиакомпании S7, усиление мер безопасности в первую очередь скажется на авиаперевозчиках и пассажирах. «Это не услуга авиакомпании. Ее предоставляют аэропорты. Они монополисты в своей области. Сколько скажут – столько и заплатим. Все-таки на безопасности экономить нельзя.
Ценник на услуги авиабезопасности наряду с топливными сборами и обслуживанием багажа – одна из причин жарких споров между перевозчиками и операторами аэропортов. Увы, трагедия в очередной раз становится предлогом для лоббирования определенных корыстных интересов.
Источник: http://vpk-news.ru