ВМС Германии на Чёрном море
К вопросам строительства военного флота любая уважающая себя страна, а не банановая республика, всегда относится особенно щепетильно, с оглядкой на вероятного противника и долговременные задачи для него. И процесс этот весьма небыстрый и затратный. Война 08.08.08 г., воссоединение с Крымом, операция ВКС в Сирии, обострение отношений с Украиной и Турцией наглядно подчеркнули значимость Черноморского флота для защиты и продвижения интересов России в регионе его ответственности. Откровенно говоря, все без исключения причерноморские страны в настоящее время находятся в лагере наших противников, так или иначе относятся к Североатлантическому альянсу, и, что более опасно в ближайшей и среднесрочной перспективе, нарастает тенденция к усилению их сотрудничества именно на антироссийской политической платформе.
После 01.09.1939 года в похожей ситуации оказалась гитлеровская Германия. Единственный союзник — Италия. ВМС находятся на этапе выполнения долгосрочного плана строительства после поражения в Первой мировой войне. Выход в океан блокируется англо-французским флотом.
У нас единственный союзник в Европе — Белоруссия. Из сорока пяти боевых кораблей Черноморского флота тридцать три построены ещё в СССР и только за последние два года получены пять новых боевых единиц не самого большого водоизмещения. В случае конфликта черноморские проливы будут надёжно заперты.
Флот Германии в двадцатом веке не раз демонстрировал возможность ведения небезнадёжной войны на море с многократно превосходящими силами противника. И в настоящее время ВМС Германии представляют собой хорошо сбалансированные по составу и оптимально заточенные под выполнение задач в составе объединённых союзнических сил как на ТВД, так и за пределами ответственности НАТО.
Аналогии на этом не заканчиваются. Береговая черта и морская граница Германии сравнимы по протяжённости с таковыми же России на Чёрном и Азовском морях, только до 2014 года у них было превышение в абсолютном значении, а после присоединения Крыма несколько уступают. Есть и свои сложности: береговую черту Германии разделяет на два региона полуостров Ютландия, а полуостров Крым не имеет сухопутной связи с материковой Россией. И даже, как это ни странно, суммарное водоизмещение боевых кораблей Черноморского флота отличается от такового же показателя ВМС Германии не более чем на 10% в меньшую сторону.
Конечно же, некорректно сравнивать напрямую ВМС Германии и Черноморский флот РФ, тем не менее, пользу из такого анализа можно было бы извлечь для устранения недостатков из прошлого и наметить правильные тенденции развития на будущее.
Корабельный состав
Если пересчитать количество проектов боевых кораблей немецкого флота на сегодняшний день, оно не превысит девяти. Тральщики типов «Энсдорф» и «Кульмбах» до модернизации представляли единый тип «Хамельн» (проект 343), строившийся в 1989—1991 годах. Третий тип, «Франкенталь» (проект 322), строился в 1992—1998 годах как тральщики — искатели мин (по корпусу, силовой установке, артиллерийскому и зенитному вооружению практически однотипны с тральщиками типа «Хамельн»). Подобное долголетие и постоянство минно-тральных сил говорит о изначальной глубокой и тщательной проработке проекта корабля и заложенных возможностях дальнейших модернизаций, позволяющих до сих пор отвечать требованиям времени. Фрегаты типа «Бранденбург» (проект 123) можно было бы объединить с более ранними типа «Бремен» (проект 122). Их роднит одинаковая силовая установка и вооружение, но увеличение размеров корпуса и смена ударного комплекса противокорабельных ракет на более современном «Бранденбурге» обусловили их выделение в отдельный проект.
На Черноморском флоте я насчитал 17 проектов боевых кораблей, и это без учёта различных «А», «Б», «М», «Э» и прочих отличий. Пять официально зачисленных в состав ЧФ подводных лодок принадлежат к трём различным проектам, тогда как в Германии все шесть ПЛ одного проекта. В одной части ЧФ объединены три абсолютно различных проекта ракетных кораблей (пр. 1239; пр. 12341; пр. 21631) по две боевых единицы каждого. Не забудем и пять ракетных катеров проекта 12411. А вот ВМС Германии скромно решают схожие задачи десятью ракетными катерами одного типа «Гепард». Можно много говорить о возможной гибкости управления, спецификах решаемых задач, оптимизации наряда сил, универсальности и тому подобным аргументам, но экономическая составляющая и логистика содержания, обслуживания, ремонта, подготовки кадров и боевая подготовка экипажей столь различных кораблей ложится непосильной ношей на инфраструктуру флота и промышленность страны, или, если хотите, региона.
События в Сирии поставили вопрос ребром перед амфибийно-десантными силами ЧФ и флота страны в целом. Для доставки техники, боеприпасов, грузов снабжения возможностей семи больших десантных кораблей Черноморского флота оказалось явно недостаточно. Помогали и Балтийский, и Северный, и всё же пришлось покупать разношёрстные суда гражданского флота на стороне. Надо заметить, что в немецком флоте в настоящее время нет танко-десантных кораблей, каковыми по сути являются наши десантники проектов 1171 и 775. Там планируются к постройке пара универсальных десантных кораблей водоизмещением раза в три больше любого из черноморских и с наличием транспортно-десантных вертолётов. Концепция холодной войны, подразумевавшая высадку на необорудованное побережье до батальона морской пехоты непосредственно с кораблей, несколько устарела. Корабли проекта 1171, каждому из которых уже за сорок лет, морально и физически устарели. Более свежие, проекта 775, подлежат замене просто потому, что построены в Польской Народной Республике, и их содержание и ремонт затруднены. Оппоненты пусть ответят честно: сколько кораблей советской постройки и Германской Демократической Республики осталось в ВМС ФРГ?
А теперь — самое интересное! До прихода в Чёрное море сторожевого корабля «Адмирал Григорович» все корабли ЧФ дальней морской зоны имеют за кормой тридцать пять лет службы в не самые благоприятные периоды как для страны, так и для флота. Пять кораблей принадлежат четырём совершенно различным проектам, иными словами, ядро флота собрано с миру по нитке. Такого не было никогда и не должно быть впредь!
Ракетному крейсеру «Москва» не место в Чёрном море, ну не заходят сюда авианосцы! И реальных противников нет в причерноморских странах! Наведается в гости «Дональд Кук» — справятся Су-34 и береговые противокорабельные комплексы. А вот в паре с «Варягом» например, корабельная ударная группа смотрелась бы лучше на Тихом океане.
Большие противолодочные корабли «Керчь» и «Сметливый» (в составе флота с 1974 и 1969 года соответственно) вообще являются единственными представителями своих проектов не только на Черноморском флоте, но и в стране. Два «поющих фрегата» в возрасте 35 лет наконец-то дождутся замены в виде адмиральской серии сторожевиков для Чёрного моря.
Справедливости ради замечу, что немецкие фрегаты типа «Бремен» — ровесники наших сторожевиков «Ладный» и «Пытливый», и с 2017 года будут постепенно заменены на фрегаты проекта F125 «Баден-Вюртемберг», которые вдвое превосходят по водоизмещению СКР «Адмирал Григорович».
Пушки и ракеты
Информация к размышлению: весь немецкий современный флот оснащен орудиями только двух калибров. Это 76-мм/62 одноствольная орудийная установка «ОТО Мелара» Мк-75 и 27-мм автоматическая пушка MLG 27. И только на новейших кораблях планируется вернуть орудия калибром в 127-мм.
А теперь перечислим только калибры черноморских кораблей: 130 мм (одна орудийная установка на весь флот); 100 мм (четыре орудийных установки); 76,2 мм; 57 мм; 30 мм. Не буду считать салютные пушки, которые тоже числятся в таблице артиллерийского вооружения некоторых кораблей, наверное, для устрашения сомалийских пиратов. Если мысли российских и немецких конструкторов-оружейников практически совпадают в необходимости иметь на каждом корабле орудия калибра 27-30 мм, то почему никто не остановил буйную фантазию россиян в четырёх оставшихся калибрах? Подобное разнообразие было на второй тихоокеанской эскадре в 1905 году, и оно не помогло. Зато появление «Дредноута» для всех стало озарением!
Примерно то же самое и с ракетным вооружением. «Вулкан», «Уран», «Москит», «Малахит», «Термит» на российских кораблях — и только «Гарпун» и «Экзосет» на немецких. Списки можно и расширить за счёт поступающих на вооружение новых образцов примерно в такой же пропорции. Напрашивается вопрос: зачем и как сложилось подобное разнообразие артиллерии и ракет на отдельно взятом флоте? Оправдано ли оно требованиями времени и стоящими перед флотом задачами? Даже сторонний обыватель ответит отрицательно. А специалисты добавят, что за каждым из перечисленных наименований артиллерийского и ракетного вооружения тянется перечень наименований не менее разнообразных радиоэлектронных систем разведки, управления, наведения. Мы перенапрягаем свою промышленность, считая, что можем сделать и построить всё. А это не совсем так. Введённые Западом санкции, к которым примкнули, кстати, и Германия, и Украина, оставили флот без дизелей и турбин для построенных и строящихся кораблей российского флота. Сама Германия обходится газотурбинными двигателями LM 2500 и дизелями MTU различных модификаций, о чём нашим морякам остаётся только мечтать. Наша промышленность справится с импортозамещением, но почему опять путём неоправданного разнообразия проектов?
Последний пример. На Черноморском флоте уже есть два корабля проекта 21631 водоизмещением 949 тонн, с вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14 УКСК на 8 крылатых ракет «Калибр» или «Оникс» и 100-мм орудием. Уже в серии из девяти единиц будут разные ходовые двигатели (вынужденная и оправданная мера). И тут же сообщается о начале строительства кораблей проекта 22800 водоизмещением 800 тонн с такой же вертикальной пусковой установкой, только расположенной не вдоль а поперёк корпуса корабля, и 76-мм орудием. Наверное, мы намного богаче бюргеров и далеко обогнали экономический локомотив Западной Европы, раз позволяем себе подобные «гастрономические изыски».
И всё же есть оптимистичные факты в строительстве европейского Черноморского флота. Две однотипные подводные лодки проекта 06363 и два малых ракетных корабля проекта 21631 уже вошли в состав флота и успели продемонстрировать боевые возможности своего ракетного вооружения в применении по реальным целям в Сирии. Несмотря на четырёхкратную разницу в водоизмещении сторожевого корабля «Адмирал Григорович» и малых ракетных кораблей «Зелёный Дол» и «Серпухов», у них одинаковый 100-мм главный артиллерийский калибр и 30-мм зенитная артиллерия. Количество новейших сторожевиков, МРК и подводных лодок вышеперечисленных проектов планируется довести до шести штук каждого в составе Черноморского флота, что позволит сформировать части с однотипным вооружением. Так что у России есть надежда получить «ВМС Германии на Чёрном море».
P. S. В качестве флагманского корабля перевести на Чёрное море эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков», кстати, единственный в строю на КСФ. На Балтике и Чёрном море будут однотипные флагманы. Всё-таки Фёдор Фёдорович Ушаков, причисленный к лику святых Русской православной церковью, очень многое сделал для Черноморского флота!
Источник: topwar.ru