Лондонская элита борется не столько с коррупцией, сколько за свою финансовую легитимность
16 май, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Лондонская элита борется не столько с коррупцией, сколько за свою финансовую легитимность

На неделе случились два события, связанные между собой общей темой. В Лондоне премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел глобальный антикоррупционный саммит, собрав для этого руководителей и представителей правительств 43 стран мира. В Вашингтоне директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард распространила доклад, в котором озаботилась взяточничеством и коррупцией в мире. По данным Лагард, они обходятся экономике планеты в два триллиона долларов ежегодно и приводят к потере двух процентов мирового ВВП.



Лондонская элита борется не столько с коррупцией, сколько за свою финансовую легитимность



Мораль и порядочность на вынос…


Кроме обобщающих цифр доклад МВФ не лишен эмоциональной риторики. «Коррупция подрывает доверие к правительству и разрушает этические нормы частных лиц», — заявила Лагард в Вашингтоне. По её мнению, инвесторы ищут страны с высоким уровнем порядочности государственных чиновников, поскольку хотят получить гарантии, что им не придется постоянно платить взятки.

Забавно при этом, что сама глава МВФ так и не оправдалась от подозрений в коррупции, которые ей предъявили на родине, во Франции, в бытность Лагард министром финансов. История эта давняя. Она тянется ещё с девяностых годов, когда известный предприниматель и друг экс-президента Франции Николя Саркози — Бернар Тапи — выторговал себе государственную компенсацию размером в 400 миллионов евро. Выплата произошла при помощи Кристин Лагард, которую теперь подозревают в «преступной халатности». По мнению наблюдателей, за эту услугу Тапи поддержал финансами Николя Саркози на президентских выборах в 2007 году.

В 2011 году судебные органы Франции усомнились в справедливости компенсации. Дома у Лагард провели обыски, но дело, что называется, «спустили на тормозах». В позапрошлом году расследование по «делу Тапи» возобновили. Кристин Лагард, уже как главу МВФ, 15 часов допрашивали в парижском суде (Cour de justice de la R?publique). Это единственная во Франции судебная инстанция, в компетенции которой рассматривать дела государственных деятелей во время исполнения их обязанностей.

Дело против Лагард так и не закрыли. Не исключено, что ему вновь дадут ход во время очередных президентских выборов или в случае претензий к директору-распорядителю от главных бенефициаров фонда — властей США, как это случилось с Домиником Стросс-Каном — предшественником Кристин Лагард на посту главы МВФ. Одним словом, тема коррупции близка и понятна для Лагард. Ведь она на себе ощутила, как коррупция «разрушает этические нормы частных лиц».

Дэвид Кэмерон тоже не отмечен «высоким уровнем порядочности государственного чиновника». Незадолго до глобального антикоррупционного саммита его уличили в переводе активов в оффшоры через панамскую юридическую фирму Mossack Fonseca. Сразу после публикации документов так называемого «панамского досье» администрация Кэмерона распространила пресс-релиз, в котором сообщила, что «ни премьер-министр, ни его жена и их дети не получали прибыль ни от каких оффшорных фирм».

Под давлением новых фактов в интервью телеканалу ITV Дэвид Кэмерон вынужден был признать, что получил в наследство от отца около 30 000 фунтов стерлингов в фирме Blairmor Investment Trust с иностранной юрисдикцией. В 2010 году он перепродал 5000 акций этой оффшорной компании. Увлечённое подготовкой к референдуму о выходе из Евросоюза, британское общество удовлетворилось объяснением своего премьера.

Дали пояснения к обвинению своих стран в коррупции и принявшие участие в саммите президенты Афганистана и Нигерии. Накануне мероприятия Кэмерон, не заметив включённый микрофон, сказал, что «Нигерия и Афганистан — возможно, две самые коррумпированные страны в мире». Гости Лондона назвали слова хозяина саммита «несправедливыми» и уверенно заняли места среди других государственных чиновников «с высоким уровнем порядочности».

К слову, лондонский саммит — это частная инициатива британского премьера. Стремясь поднять авторитет страны среди финансовых центров мира, Кэмерон хотел преподать всем урок борьбы с одной из главных бед современности, но всё подпортило «панамское досье», сделавшее итоговый документ саммита этакой моралью на вынос. Не случайно мировые лидеры проигнорировали лондонское мероприятие. Соединённые Штаты на саммите представлял госсекретарь Джон Керри. От России был заместитель министра иностранных дел Олег Сыромолотов.

Вместо решения актуальной проблемы — борьба за финансовые потоки

Проигнорировали лондонский саммит и западные СМИ. Даже британские издания обошли мероприятие молчанием. В редких исключениях ограничились дежурной информацией. Причин тому несколько. Вот Соединённые Штаты. Местные журналисты здесь вслед своему госсекретарю писали, что Джон Керри «может столкнуться в Лондоне со сдержанной критикой». Ведь в «панамском досье» фигурировало сравнительно немного американцев, потому что в самих США существуют возможности уклонения от уплаты налогов и отмывания денег.

Эксперты утверждают, что в таких штатах, как Делавэр, Невада и Вайоминг можно недорого и конфиденциально зарегистрировать новую фирму и пользоваться ею, как оффшором. Больше того, сам панамский скандал показывает, что тихую информационную гавань бизнес теперь может найти только в богатых странах.

«Мы больше не считаем, что в коррупции учaствуют африканские клептократы. Совершенно очевидно, что тайна финансов обеспечивается богатыми странами, в числе которых — США и Великобритания», — сказал «Голосу Америки» Алекс Кобхэм, эксперт лондонской правозащитной группы Tax Justice Network.

Кобхэм предупредил, что на саммите Керри «услышит, что в глазах мира юрисдикция США является наименее расположенной к сотрудничеству». В тон правозащитнику высказались другие эксперты. Они считают, что сам скандал с панамскими оффшорами был спровоцирован американцами, чтобы повернуть отсюда финансовые потоки в США и подкрепить этими деньгами американскую экономику.

Есть и другая точка зрения. Среди её сторонников профессор политической экономии Тим Эванс из лондонского университета Миддлсекс. Эванс считает, что элиты многих стран сейчас вынуждены демонстрировать борьбу с коррупцией, так как «боятся, что утратят легитимность, если богатые и влиятельные люди смогут безнаказанно уклоняться от налогов, — сказал профессор в интервью «Голосу Америки». — Высокопоставленные чиновники во многих странах испытывают на себе давление и вынуждены всерьез заниматься этой проблемой и решать её. Политики yчитывают беспорядки и проблемы, которые мы видели в Европе и в Соединенных Штатах в последние годы и пытаются восстановить доверие и избегают тайн».

Впрочем, Эванс отчасти выдаёт желаемое за действительное. Ведь в том же «панамском досье» более половины из 210 тысяч упомянутых в опубликованных документах оффшорных компаний были зарегистрированы на Британских Виргинских островах, не приглашённых, кстати, на саммит Кэмерона.

Двуличие Лондона или, как теперь говорят дипломаты, «двойные стандарты», хорошо продемонстрировали и события минувшей недели, связанные с беглым российским банкиром, бывшим президентом «Банка Москвы» Андреем Бородиным. В 2010 году МВД России инициировало уголовное дело против Бородина и первого вице-президента кредитно-финансовой организации Дмитрия Акулинина. Им предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве. Бородину, например, вменяют хищение из «Банка Москвы» более 62 млрд. рублей.

В минувший четверг, по решению Тверского районного суда в Москве, среди прочего имущества Бородина под арест попало имение в графстве Оксфордшир, которое пять лет назад он купил за 140 миллионов фунтов стерлингов. Британские «борцы с коррупцией» поспешили защитить беглого банкира. В Лондоне назвали решение российского суда политическим преследованием.

В пятницу «Интерфакс» сообщил, что Интерпол исключил Андрея Бородина из списка разыскиваемых лиц. Адвокаты банкира убедили чиновников международной правоохранительной организации, что их клиента российские власти преследуют по политическим мотивам.

Этот аргумент в Лондоне используется довольно часто. В итоге — целая армия вороватых российских бизнесменов нашла себе приют на берегах Темзы, а их сомнительные капиталы — в финансовых учреждениях британской столицы. На этом фоне решение саммита — создать в Лондоне международный антикоррупционный центр и инновационный антикоррупционный хаб — выглядит, мягко говоря, лукавством.

Меж тем проблема есть, и она серьёзная. В прошлом декабре американская исследовательская организация Global Financial Integrity распространила печальные для нас сведения: с 2004 по 2013 годы вывод средств из России составил в среднем 104,98 миллиарда долларов в год, то есть, более триллиона долларов за исследуемый период. Все эти средства ушли в западные банки, недвижимость, стометровые яхты и пр. По масштабам незаконных финансовых потоков Россия уступала только Китаю.

Не случайно Президент России уже два года говорит о том, что надо найти конечных бенефициаров в оффшорах. Для этого даже объявили амнистию капиталов. Особых успехов она не принесла, но в новых условиях, когда уже и мир озаботился темой коррупции, появляются шансы поправить положение.

Как заявил после лондонского саммита Олег Сыромолотов, хоть формат мероприятия и носит ограниченный характер (всего 43 страны приняли в нём участие), вопросы затронуты очень актуальные. Итоги обсуждения должны лечь в основу новой конвенции ООН против коррупции. Прежний документ, принятый в 2003 году, уже явно устарел.

Участники форума попросили ФАТФ (Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) «способствовать ускорению реализации по всему миру стандартов прозрачности, а также международному обмену информацией о бенефициарном владении активами».

Сложно сказать, дадут ли результат объявленные меры. Ведь главное препятствие на этом пути — западные финансовые институты, заинтересованные во владении незаконными денежными ресурсами. Эксперты считают, что именно их интересы отражает сегодня инициатор саммита, британский премьер Дэвид Кэмерон, а сам форум называют попыткой поставить под свой контроль разворачивающуюся борьбу с коррупцией, укрепить пошатнувшуюся финансовую легитимность лондонской элиты. Так это или нет, мир увидит уже в ближайшее время…

Источник: topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация