Уход Турецкого валета: о последствиях отставки Ахмета Давутоглу
2015 год стал для турецкого государства буквально историческим. Правда, вектор знаменательности не самый положительный ввиду провальных парламентских выборов в июне, обострившегося курдско-турецкого конфликта в июле, неудач в гражданской войне в Сирии осенью, перегоревших отношений с Россией (вследствие сбитого СУ-24 в ноябре) и множественных подобных ошибочных действий в политике самого турецкого императора.
Первое полугодие 2016 года в Турции можно обозначить как состояние предгражданской войны (особенно на юго-востоке страны). Остроту ситуации определяют нарушенные летом 2015-го и без того шаткие курдско-турецкие мирные договоренности. Слабо верится в то, что мир между сторонами еще будет возможен. Без воздействия внешних сил (особенно мировых держав США и России) ситуация вряд ли стабилизируется. По формату российской помощи в урегулировании сирийского конфликта, нужна будет помощь и курдскому народу.
Учитывая все выше указанные негативные явления в жизни Турецкой республики, ситуация рискует обостриться, благодаря предстоящей отставке Премьер-министра страны Ахмета Давутоглу.
Созданный проект zero problems policy (ноль проблем с соседями) можно считать наиболее значимым результатом правления А. Давутоглу и до определенного момента эффективным. Однако, позднее она приобрела статус провальной. В прошлых материалах мы подробно анализировали причины краха доктрины (https://cont.ws/post/199379). Вкратце говоря, причины в том, что программа не корректировалась и не сменялась, несмотря на изменения в расстановках сил на Ближнем Востоке внутриполитические трансформации в самой республике прогрессирующий неоосманский характер политики Р. Т. Эрдогана.
Состояние дрейфующей в сторону авторитаризма страны – именно так можно охарактеризовать последние годы Турции.
Отставку Премьера рассмотрим в четырехзначном векторе.
Давутоглу-Эрдоган. Как пишут эксперты, последние годы представители политической элиты страны не ладили. И причина в нарастающих имперских тенденциях Р.Т. Эрдогана. Отставка премьера – своеобразный катализатор на пути от точки А (парламентская республика) в точку Б (суперпрезидентская), от демократического режима к авторитарному, от стабильности к дестабильности. Ахмет Давутоглу не принимал позицию Р.Т. Эрдогана по двум причинам: во-первых, сама имперская тенденция – как показывает опыт последних лет в республике – ошибочка и провальна и Премьер это осознавал, во-вторых, намеченная Р.Т. Эрдоганом президентская республика означает увеличение полномочий Президента и уход Премьера на второй план (в соответствии с нынешней Конституцией Премьер-министр является самым влиятельным лицом в стране, а Президент – фигура скорее церемониальная). Вряд ли роль ручной марионетки по душе претенциозному А. Давутоглу. Кроме того, максимальное число голосов в ноябре 2015-го главенствующая «Партия Справедливости и Развития» получила именно благодаря А. Давутоглу. Вполне возможно, что инициатива об отставке исходила от Р.Т. Эрдогана: полному стремления получить контроль над Партией с исламистскими корнями, над Правительством и над всей страной, объятому популистскими амбициями… окружение ни к чему. Исключение может составить покорная любой прихоти Президента правая рука.
Давутоглу-Европейский союз. Если Р.Т. Эрдогану хотелось возродить османский халифат, то А. Давутоглу в этом вопросе был более рационален: в его планы входило политэкономическое региональное лидерство Турции и сближение с ЕС. Вместо статуса ближневосточного транзитного хаба, Турция получила «букет» терроризма, низкого уровня экономики и «ноль соседей и кучу проблем». Будучи чрезвычайным советником Президента с 2002 года, Ахмет Давутоглу уже являл собой «архитектора» внешнеполитического курса Турции, ориентированного на Европейский регион. Он был своеобразным проводником между ЕС и Турцией, Средиземноморьем и Ближним Востоком. Именно А. Давутоглу использовал миграционный фактор в качестве рычага давления на Германию. Мотивы: заставить Берлин закрыть глаза на турецкий террор против курдов (автором которого является Р.Т. Эрдоган) и облегчить визовый режим между странами. Отставка А. Давутоглу, на мой взгляд, отложит включение Турецкой республики в Европейское сообщество на долгие десятилетия.
Давутоглу-Россия. Цитата самого Премьера Турции о том, что он лично отдал приказ сбить российский самолет СУ-24 («Приказ я отдал сам лично») моментально сделало его противником для российских представителей. Возможно, именно ошибочный шаг, приведший к ухудшению геополитических отношений с Российской державой послужило причиной потери доверия Президента. Кроме того, именно А. Давутоглу оповестил о возможной отправке наземного контингента войск в Сирию, что можно расценивать как отрицание успешных результатов ВКС России. Последствия отставки Премьера для России оценить сложно, поскольку разногласия имеют верхушечный государственный характер (В.В. Путин – Р.Т. Эрдоган). При этом, многое зависит от того, какая фигура придет на замену нынешнему главе Правительства. Съезд «Партии» намечен на 22 мая.
Давутоглу-курдский вопрос. Известно, что именно Премьер занимался решением курдского вопроса и урегулированием обострившегося курдско-турецкого конфликта. И ответственность за все препятствия и сложности курдского процесса ложилась на Премьера. Если А. Давутоглу был нацелен на двухсторонние переговоры, солидарные с международным правом, то Р.Т. Эрдоган - на агрессивную политику и военное решение конфликта. Во время своего февральского выступления в городе Мардин (юго-восток Турции) А. Давутоглу сказал, что разрушенная в процессе антикурдской кампании инфраструктура будет восстановлена, будут выплачены компенсации пострадавшим и возмещен ущерб, репрессии проводятся исключительно в отношении «тех, у кого в руках оружие». Эти слова вполне можно считать своеобразным оправданием за репрессивные действия Р.Т. Эрдогана. Курдский фактор – важная и решающая сила на Ближнем Востоке, способная не только определить результаты гражданской войны в Сирии, но и полностью изменить расстановку ближневосточных сил. И в Москве, и в Берлине, и в ЕС это прекрасно понимают, снабжая иракских и сирийских курдов оружием. Единственная страна, для которой курды – проблема, это Турция. И именно А. Давутоглу была предоставлена задача убедить мировое сообщество в том, что курды – террористы. Однако, несмотря на антикурдские стремления Премьера, его отставка скажется негативно на мирном процессе, поскольку именно А. Давутоглу удавалось смягчать агрессивный напор Р.Т. Эрдогана.
Таким образом, мы рассмотрели возможные последствия отставки Премьер-министра Турции Давутоглу по различным векторам. Имперские стремления Р.Т. Эрдогана приводят к потере доверенного окружения: сначала Абдулла Гюль, затем Фетхуллах Гюлен, а теперь и Ахмет Давутоглу. «Турецкому валету» удавалось сдерживать экспансионистские амбиции турецкого президента, а ныне - лев из клетки выпущен.
Источник: topwar.ru