На Западном фронте без перемен
Неделя, предшествовавшая празднованию победы над гитлеровской Германией, ознаменовалась воинственными заявлениями американских генералов и политиков в адрес освободившей Европу России.
Наиболее радикальным был генерал Кертис Скапаротти, новоиспеченный главнокомандующий силами НАТО в Европе. Во время вступления в должность он заявил, что «НАТО сталкивается сейчас с возрождающейся Россией, которая стремится показать себя как мировая держава. Чтобы ответить на эти вызовы, мы должны постоянно поддерживать и повышать уровень нашей готовности и подвижности в том духе, чтобы быть в состоянии вступить в бой сегодня же, если сдерживание потерпит неудачу».
Рубанул, так сказать, с солдатской прямотой, без дипломатический экивоков. Именно такого в Вашингтоне и планировали поставить на эту должность. Скапаротти служил в Южной Корее и, по мнению американских СМИ, был гарантом безопасности Сеула. Что, учитывая непредсказуемость северного соседа Республики Корея, дело крайне непростое. Еще это назначение квалифицируют как «попытку успокоить наших союзников в Европе, которые постоянно находятся в страхе перед российской угрозой».
Еще один «посол доброй воли» - заместитель главы Госдепа США Энтони Блинкен спустя два дня успокаивал европейцев уже в Польше. Во время визита в Варшаву (освобожденную советскими войсками) по случаю победы во Второй мировой он заявил, что «одна из главнейших обязанностей Вашингтона - борьба с угрозами на восточном фланге».
Идти в бой поляков он не призывал, поскольку погоны не носит. Пообещал существенно повысить расходы на содержание американского воинского контингента на рубежах НАТО - с 790 млн. долларов до 3,4 млрд. долларов. «Благодаря этому мы сможем обеспечить целую дивизию в Европе, - сказал дипломат. - На восточном фланге будет расположена боевая бригада из четырёх тысяч солдат, которые будут гарантировать постоянное ротационное присутствие в Европе».
При этом о том, почему рубежи НАТО внезапно вплотную приблизились к России, несмотря на клятвенные заверения их не передвигать, не было сказано ни слова.
А 8 мая, когда Европа празднует победу над гитлеровской Германией, бывший главнокомандующий сил НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис вспомнил о том, сколь правильно вели себя США при Рональде Рейгане. «Мы должны продемонстрировать России, что не позволим ей решать, находиться или нет американским войскам в таких странах, как Польша, Румыния, Эстония, Латвия, Литва, - сказал адмирал в эфире FoxNews. - Поэтому нам следует размещать там как больше наших войск. Для России размещение дополнительных сил невыгодно в долгосрочной перспективе, поскольку её экономика не слишком сильна. Это та же стратегия, которая привела к падению Берлинской стены».
Итак, вопрос поставлен ребром. То есть «империя зла», о которой говорил Рейган, должна быть разрушена. Такова позиция Вашингтона. В Европе же далеко не все стараются подпевать США, хоть они и обладают мощными рычагами воздействия на своих вассалов из Старого Света.
Кстати, Европейский союз был создан именно для этих целей. Два главных идеолога ЕС, его отцы, - французы Робер Шуман и Жан Монне - были американскими агентами. Вначале тому были косвенные свидетельства и далеко не беспочвенные предположения, но затем они нашли подтверждение в официальных архивах.
Однако Вашингтону посредством евробюрократии далеко не всех удается лишить политической воли. И это не только, скажем, Сербия, Чехия и Венгрия. Ангела Меркель, принимая активное участие в «единой политике», тем не менее, не готова полностью отказаться от национальных интересов, касающихся контактов с Россией. Ну, а министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер зачастую в своих высказываниях солидарен с Сергеем Лавровым.
Многим, очень многим в Европе непросто навязать параноидальные идеи о том, что Россия является страной, угрожающей их независимости. Скажем, тем же итальянцам или испанцам. Отношение к этой проблеме во Франции прекрасно сформулировал политический аналитик Касавье Моро, основатель портала StratPol:
«Разумеется, никакой войны быть не может. Даже если США будут усиленно подталкивать к ней Европу. Я служил в армии, я бывший офицер, десантник, поэтому хорошо знаю, какая репутация у России и русских солдат в Европе. Если наша армия получит приказ воевать с Россией, она его, безусловно, выполнит, но политикам придется четко объяснить, зачем это нужно. Поверьте, никто не сможет этого сделать. Ни одна мать или жена не разрешит воевать своему сыну или мужу против России. Во Франции сразу начнется революция, потому что мы не можем просто так отправить 100 тысяч человек умирать. У России есть своя репутация, и я уважаю Россию. Если вы поговорите с французскими офицерами, то поймете, что никто не хочет воевать с Россией. Они хорошо помнят историю».
О том, что европейцы горят желанием воевать с Россией, есть большие сомнения и в самих Штатах. О том, например, высказывается многоопытный республиканец Патрик Бьюкенен. Он многое повидал, поработав в свое время в администрациях Форда, Никсона и Рейгана. И трижды баллотировался в кандидаты в президенты в США - в 1992, 1996 и 2000 годах.
«Скрытая карта США в лице европейских союзников может и не сработать, поскольку, например, 57% граждан Германии высказались против отправки своих военных в Прибалтику и Польшу, - написал Бьюкенен в The American Conservative. - Примерно такая же ситуация во Франции и Италии». Отметим, что тут идет речь отнюдь не о намерении воевать, а всего лишь о службе непонятно где и непонятно ради чего.
В то же время Бьюкенен понимает, что у России имеются свои интересы, которые она вправе отстаивать. Вот как он квалифицировал шумиху, которую американские военные раздули по поводу маневров российского самолета вблизи эсминца «Дональд Кук», находившегося недалеко от Калининграда, и самолёта-разведчика RC-135: «Почему действия российских военных, перемещающихся внутри России, мы считаем "провокационными", а действия американских военных, перемещающихся в непосредственной близости от границ России - нет?»
То есть получается, что «старый ястреб», относящийся к радикальному крылу Республиканской партии, работавший в администрации Рейгана, отчетливо говорит о том, что нынешняя администрация действует куда вероломнее, чем это было во времена борьбы с «империей зла».
Бьюкенен вспоминает недавнее высказывание бывшего главнокомандующего сил НАТО в Европе Филиппа Бридлава, о том, что все беды из-за того, что «Россия не приняла протянутую руку партнерства и выбрала путь вражды». «Однако, - изумляется матерый политик, - почему Путин должен воспринимать неумолимое продвижение НАТО на Восток как "протянутую руку партнерства"? Несмотря на свою риторику, НАТО продолжает расширение и вплотную приближается к границам России. Москва отправляет Вашингтону сигнал о том, чтобы США держали свои шпионские корабли и самолеты на почтительном расстоянии от России».