Ответственный мракобес — часть II
10 май, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Ответственный мракобес — часть II

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.

С началом революционных волнений 1905 года Дурново становится министром внутренних дел. При почти поголовной растерянности, поразившей власть, он был едва ли не единственной приемлемой кандидатурой, способной принять действенные меры, мобилизовав в нужном направлении полицейских и жандармов.

Ответственный мракобес — часть IIФото: istpravda.ru

Беспорядки действовали на него возбуждающе, он нисколько не был этим удручен, как-то сразу воспрянул духом и принялся работать, как умел, – с утра до ночи. Было ощущение, что он совершенно точно знал, как нужно действовать в подобной обстановке, хотя никаких инструкций и планов на этот счет ни в министерстве, ни в правительстве не было. Дурново удалось прекратить забастовку столичных телефонистов, арестовать самозваных «депутатов Петербургского совета рабочих». Министр увольнял нерешительных губернаторов, вводил там, где нужно, особое положение, расширил полномочия полиции и местной администрации. Он рассылал карательные экспедиции, требовал немедленного введения военно-полевых судов и твердо выступал против ослабления монаршей власти, хотя сам не был сторонником абсолютизма.

О своих взглядах позже говорил так: «Меня все считают за заядлого монархиста, реакционного защитника самодержавия, неисправимого мракобеса… и не предполагают, что я, может быть, по своим взглядам являюсь самым убежденным республиканцем». Но в Российской империи, уточнял Дурново, «техника управления и цельность требуют наличия исторически сложившегося царского стяга. Не станет его – распадется Россия».

«Всю ответственность беру на себя!»

В одной из телеграмм губернаторам Дурново писал: «Примите самые решительные меры борьбы с революцией, не останавливайтесь ни перед чем. Всю ответственность я беру на себя!». Командира Семеновского полка Г. Мина инструктировал перед отправкой в Москву, где беспорядки вылились в кровавые погромы: «Нужна только решительность. Не допускайте, чтобы на улице собирались группы даже в три – пять человек. Если отказываются разойтись – немедленно стреляйте! Не останавливайтесь перед применением артиллерии… уничтожайте огнем баррикады, дома, фабрики, занятые революционерами…» Эти инструкции, больше похожие на приказы, на военного человека действовали нужным образом, во многом именно благодаря им семеновцам удалось малой кровью остановить революционный мятеж в Москве в кратчайшие сроки. Погибли 399 человек, включая солдат и полицейских. В столице империи, где ситуацию удалось взять под контроль раньше, потери были меньше.

Исчерпывающая оценка деятельности министра – в мемуарах одного из губернаторов: «Если в начале 1906 года не случилось того, что произошло в начале 1917-го, то этим мы во многом обязаны энергии, мужеству и распорядительности Петра Николаевича Дурново».

Секрет его решимости помимо природных волевых качеств крылся в том, что в отличие от других сановников он абсолютно не боялся общественного мнения и равнодушно относился к нападкам прессы в свой адрес. В частном разговоре, попавшем в анналы, признавался: «Все власть имущие… боятся – вдруг лишат их облика просвещенных государственных деятелей, а мне же… терять нечего; вот я эту фигуру революции и ударил прямо в рожу и другим приказал: бей на мою голову».

Когда революционный террор был успешно задушен, его творцы, оставшиеся на свободе, приговорили Дурново к смерти. На его жизнь покушались, но министр всегда был начеку. А вот на посту удержаться не удалось. Николай II относился к Дурново с большим уважением, но вынужден был уступить напору интригующих. Для верного слуги государя решение об отставке было большим ударом, но царь, как мог, подсластил пилюлю: Дурново получил 200 тысяч рублей отступных, за ним пожизненно были сохранены министерское жалованье, сенаторский пост и членство в Госсовете.

До конца дней он оставался сторонником решительных действий, не терпел болтовни, бюрократии, волокиты. В последнем выступлении в Госсовете, посвященном неудачам на фронтах, оставался верным себе: «Мы, как всегда, очень плохо подготовились к войне… по прежнему порядку и по исконной привычке среди громадных ворохов бумаг все время искали и не могли отыскать Россию… Корень зла в том, что мы боимся приказывать… Вместо того чтобы распоряжаться, писались циркуляры, издавались бесчисленные законы… Между тем… в России еще можно и должно приказывать и русский государь может повелеть все, что его высшему разумению полезно и необходимо для его народа, и никто… не дерзнет его ослушаться… Нужно бросить перья и чернила. Молодых чиновников полезно послать на войну, молодых начальников – учить приказывать и повиноваться и забыть страх перед разными фетишами, перед которыми мы так часто раскланиваемся…»

Дурново умер в сентябре 1915-го от паралича сердца, которое до последних минут болело за Россию.

Александр Иванов

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация