Эрдоган как любимый политик диванных стратегов
Сегодня мне хотелось бы обсудить этого замечательного турецкого политика — Реджепа Эрдогана. Все хорошо знают этого яркого, динамичного, нервного президента. Само выражение его лица как бы говорит: «Сейчас я займусь вами и вам это не понравится». Кого-кого, а Эрдогана сложно обвинить в отсутствии харизмы и воли. Этакий ницшеанский «человек на коне». Политиков часто обвиняют в двуличии, многословии, нерешительности, непоследовательности, даже трусости! Кого угодно, но только не Реджепа Эрдогана. Это человек, который не боится никого: ни Америку, ни Россию, ни Израиль, ни арабов. Смелый человек. И самое главное: он не боится об этом открыто говорить, что, пожалуй, диковина для политиков.
Чтобы оценить храбрость этого человека и янычара, достаточно оценить уровень безбашенности и авантюризма, проявленного им при начале «сирийской кампании». Задумайтесь: у Турции на тот момент гигантские проблемы с курдами (кстати, весьма воинственный народец, никак не украинцы) в самой Турции и ещё большие проблемы с ними в иракском Курдистане. Ещё раз, курдов порядка 40 миллионов, из них в Турции порядка 15 миллионов. В Ираке порядка 6 миллионов. Народ боевой, горячий, энергичный. Чувствуете, чем пахнет? Самый большой в мире народ, не имеющий своей государственности. И как уже было замечено, курды — это отнюдь не украинцы — оружие в руках держать умеют. Это не к тому, чтобы обидеть жителей Львова, просто занимательный факт. Представьте 40 миллионов народу, лишенного государственности, но готового за неё сражаться зубами. У курдов воюют даже женщины. Причём гораздо лучше, чем «киборги». Страшное дело, я сам бы испугался.
Итак, у всей Турции и у Реджепа нашего Эрдогана была проблема. Причём огромная проблема, практически нерешаемая проблема. Злокачественный политический геморрой (неправильно хирургически, зато звучит!). Знаете, чтобы лучше понять того или иного политика и принимаемые им решения, лучше всего мысленно переместиться в ту самую страну, откуда он родом. Вот представьте, что вы «играете за Турцию», представьте, что курдская проблема — это ваша проблема. Прочувствуйте этот момент. Надеюсь, стало понятней? Курды — это не турки и курды жаждут «незалежности». Так вот, что интересно: «всё прогрессивное человечество» признаёт право украинского народа на самоопределение. Такое же право курдского народа признавать не хочет никто.
То есть нет никаких «общих принципов», «общечеловеческих ценностей» и «международного права». Вернее — почти нет. Торговец на рынке, когда вас обвешивает, тоже испытывает «остатки угрызений остатков совести». Но эта статья не о принципах Адама Сита в деятельности мелких торговцев овощами и фруктами. Эта статья о достижениях Реджепа Тайипа Эрдогана на политической ниве борьбы за единство нации. Так вот, на курдскую проблему можно поглядеть с двух противоположных направлений. Первое: есть Сирия, Турция, Ирак и Иран — независимые, суверенные государства с общепризнанными границами. И они тоже друг друга уважают, поддерживают и держат курдскую проблему «внутри себя». Лепота. Вот со шкурной точки зрения любого премьера Турции — это идеальный вариант. Есть второй вариант: короли и капуста, вернее нефть и диктаторы. Этот вариант предполагает: вторжения, свержения, брожения… И восстания широких масс рабочего курдского населения, угнетаемого турецкой буржуазией (практически Ульянов).
Вот какой бы вариант выбрали вы на месте турецкой политической элиты? Естественно, никакого выбора у турецкого патриота (это не ирония) нет и быть не может. С Саддамом нужно дружить, и с Хомейни нужно дружить, и с Асадом нужно дружить. Против курдов, разумеется. Если вы, конечно, хотите сохранить территориальную целостность державы. Как мы знаем, турецкие политические элиты дали согласие на приход Эрдогана к власти именно перед вторжением в Ирак и свержением Хусейна. После чего в Ираке возник вакуум власти, и иракский Курдистан стал свободным. Де-факто свободным. Плохой Саддам зверски подавлял свободных курдов, даже германским газом травил. Хорошие американцы повесили плохого Саддама за шею. И начались «покращения». Сейчас мало кто помнит, что Саддамовский Ирак был вполне себе светским, цивилизованным государством. Даже свой спутник запустил. И двигался Ирак в сторону ещё большей светскости, цивилизованности и технического прогресса.
Самое главное, что Ирак при Саддаме — очень сильное и полностью централизованное государство. Никакой Аль-Каеды и никаких «свободных курдов». Но Турция не стала препятствовать свержению «диктатора». Более того, она активно способствовала разгрому Ирака, результат не заставил себя ждать: последние десять лет (то есть при Эрдогане!) турецкая армия активно воюет с иракскими курдами. Умные люди, объясните, в чём тут выгода для государства турецкого? А главное: действие и его результат никак не разнесены по времени. Нельзя сказать: «Но кто мог знать!». Последствия для Турции были очевидны с самого начала авантюры в Ираке. И, тем не менее, решение было принято. Да, Турция не позволила открыть второй фронт, но это скорее тактическое соображение, демонстрация независимости от США и «обид» за отсутствие благодарности за помощь в первой антииракской кампании.
В результате курды получили клочок независимости, достаточный, чтобы начать свою «большую игру». Но этих проблем Эрдогану показалось мало. Рядом — Сирия, ранее входившая в Османскую империю. Ирак, кстати, тоже входил. И западные «партнёры» тоже решили её «демократизировать». В довершение банкета там тоже живут курды. Как известно: «не надо пытаться объяснить злым умыслом то, чему объяснением служит обыкновенная глупость». Не решив проблему иракских курдов (она решения не имеет), Эрдоган полез в Сирию. Да, безусловно, турецкая армия не вторгалась в Сирию (крупными силами). Но, как всем хорошо известно, военная операция «оппозиции» против «режима Асада» без прямой турецкой поддержки была невозможна.
Кто-то должен был взять на себя грязную работу, и Реджеп не постеснялся это сделать. Вот нравится мне этот мужик! Он ничего не побоялся. Я бы, конечно, с ним в разведку не пошёл, но такого кадра в разведку бы послать не побоялся. Лучше в разведку боем. Вот когда это всё безобразие ещё начиналось (я, кстати, каюсь, считал, что Асад проиграет куда как раньше), так вот, мне казалось весьма и весьма чудесной и удивительной готовность Турции принимать на своей земле тысячи «воинов Аллаха». Так не бывает. В нормальных странах таких людей не принимают вообще, даже в наручниках. Это всё равно, что принять груз радиоактивных отходов. Нелогично это и неправильно. Но он позволил им развернуться вовсю на своей территории — это нечто.
Ведь даже если бы всё пошло по плану, проблем с теми самыми «бойцами» не избежать. Рано или поздно. Они тренируются в Турции, заводят там полезные контакты, налаживают связи. В общем и целом становятся фактором внутритурецкой политики. Серьёзные ребята с оружием и связями наверху. И с полным иммунитетом и экстерриториальностью. Как таких не зауважаешь? Полезные люди. И много их — тысячи и тысячи… И все со «стволами». Мне кажется, на такое способен только авантюрист с самой-самой большой буквы А. Чтобы использовать террористов, надо быть мегадиктатором и держать их всех за колючей проволокой, все другие варианты смертельно опасны. Да, турецкая армия самая большая в регионе и очень неплохо подготовлена, да, спецслужбы Турции тоже работают. Но наличие в «свободном доступе» тысяч профессиональных отморозков повышает риски до неприемлемого уровня. Их ведь легко можно использовать во внутриполитических играх.
В результате действий Эрдогана его любимая Турция превратилась не в новую Османскую империю, как он планировал, а в «открытую систему», проходной двор для террористов. По его задумке исламисты должны были «мочить» Асада и курдов. В какой-то мере так и получилось, но террористы — это как степной пожар, попробуй их проконтролируй. Ходят через границу туда-сюда с оружием, грабят, взрывают, убивают, насилуют. И вот, в Сирии они гадкие-прегадкие террористы, а в Турции они белые и пушистые «борцы за свободу». Но ведь так не бывает. Даже человек, максимально далёкий от понимания деятельности спецслужб, заподозрит неладное. Да, если бы «режим Асада» рухнул через год-полтора, особых проблем удалось бы избежать (возможно). Но «рыжым» не рухнул, война затянулась, и у Турции начали нарастать проблемы в сфере безопасности. Запас прочности любой государственной системы весьма и весьма ограничен. Это печально, но это факт. И не стоит испытывать судьбу и предел прочности своего государства. А Турция, по сути, втянулась в затяжную войну у своих границ, а это никак не может укрепить её систему. И конца-края той войне не видно. Согласен, Асаду очень плохо, но Эрдогану не намного легче — «он вызвал в этот мир силы, которые не может контролировать».
И совсем уж «ударом под дых» стала для него операция ВКС России. Когда возникла робкая надежда, что на четвертый год войны Асада удастся опрокинуть… В небо над Сирией взмыли «путинские соколы». Не думаю, что кто-то в Кремле рассчитывал на оглушительный успех — армия Асада была изрядно измотана и обескровлена на тот момент, но ситуация кардинально изменилась в плане невозможности быстрой победы «оппозиции». А для Эрдогана это было последним шансом продемонстрировать «успехи» во внешней политике. Хотя весьма сложно понять, что бы дало Турции образование в Сирии «серой зоны» терроризма и безгосударственности. Эрдоган думал, что ему эту территорию отдадут «за хорошее поведение»? Он что, ребёнок? Кто кому и когда делал такие королевские подарки? Да и при всём желании Запада «отдать» Сирию Эрдогану официально или полуофициально было бы невозможно. А нагло залазить в кипящий котёл с террористами «на птичьих правах» — это уже «за гранью добра и зла». Сейчас ходят слухи о том, что у Турции есть планы «оттяпать» кусок приграничной сирийской территории под предлогом борьбы с ИГИЛ. Гениальный ход! Прямо скажу — по-украински!
Ещё раз честно попытаемся понять точку зрения Эрдогана: в чём мог быть его интерес в сирийской авантюре, в чём могла быть выгода, какую отдачу он планировал получить? Сирия не была для Турции врагом или даже серьезным соперником, более того, Эрдоган демонстративно дружил с Асадом. Сегодня в это сложно поверить, но так оно и было.
Понятно, что Эрдоган обладает по вопросам сирийской политики куда более полной и точной информацией, чем все досужие комментаторы, однако таких вот откровенных чудес не бывает: никто не видит плюсов для Турции, а они есть. Все варианты развития сирийского конфликта, которые возможны/были возможны, несут в себе смертельную опасность для Родины Эрдогана. Когда тонет крупный пароход — вас может засосать за ним следом, когда гибнет государство — последствия для соседей могут быть катастрофическими (могут просто плохими). Если бы Турция Эрдогана была чем-то типа кайзеровской Германии — тогда может быть и стоило рискнуть, но ни сверхмощной экономики, ни статуса «великой державы», ни мегафлота, ни лучшей в Европе промышленности, ни национального единства у Эрдогана не было. Вот постоянно слышатся угрозы — Эрдоган пошлёт турецкую армию в Сирию. Страшные угрозы, но, во-первых, лучший момент давно упущен, во-вторых, ну, окажутся «ребята Эрдогана» посреди горящей Сирии… и что это даст? Моментально наступит железный порядок? Террористы и асадовцы разбегутся?
Если Асад уцелеет и удержится у власти — он злейший враг Эрдогана, причём такой враг, который ни перед чем не остановится. Договориться с ним Эрдогану практически невозможно, «победить» в Сирии тоже. Самое неприятное - ЕС, США и РФ с Сирией напрямую не граничат. И это плюс. А Эрдоган превратил свою страну в «прифронтовую зону», причём абсолютно добровольно. И у него миллионы сирийских беженцев и тысячи террористов «прописались». Если вы думаете, что у него отличные отношения с Обамой, то вы ошибаетесь — он с ним разругался. Как и с Израилем, как и с Россией. Человек громко и чётко говорит всё, что думает о своих оппонентах, вслух, «на камеру». Диванные эксперты о таком обычно только мечтают. И что самое главное, он не боится принимать соответствующие решения. Всё хорошо и всё замечательно, только вот результаты этой политики весьма и весьма для Турции печальны.
Дописал я статью до этого места и задумался: «а что же ему делать дальше?». Часто звучат упрёки (справедливые), что автор обозначает проблему, но не предлагает путей решения. И я отложил статью до лучших времён и стал искать «пути решения» для Турции. Но Реджеп наш Эрдоган показал, что он не лыком шит и что между ним и «интернет-рассуждатором» — дистанция громадного размера. И он сделал то, что все в НАТО хотели, но боялись сделать. Он атаковал путинский режим, атаковал его в воздухе. И вот тут я действительно понял убожество своего аналитического аппарата. Мы подбираем «охвостья», а человек на вершине власти видит лучше и дальше любого из нас. Потому что, с точки зрения обычного человека, в результате такого действия положение Эрдогана стало просто катастрофическим. Болгария, Греция, Кипр, Армения, курды… Это всё не друзья Турции. В разной степени, но не друзья. Турция нахально оккупирует север Кипра, и это пока сходило ей с рук. И вот, 1 декабря Лавров на Кипре. Обсуждает разные проблемы с греками-киприотами, с турками с Кипра не обсуждает. И в Турцию визит Лаврова отменился. Забавно.
Ещё более забавно, что на Западе Эрдогана фактически не поддержали в его безумной авантюре. И дело не в том, что там очень любят Россию, дело в том, что там не любят решать чужие проблемы за свой счёт. Заигрался Эрдоган со своим «свечным заводиком» на основе нефти ИГИЛ. Его серьезно подвела своего рода «местечковость» — он почему-то решил, что вся ближневосточная политика будет крутиться вокруг коммерческих интересов его семьи. И когда русские бомбардировщики стали крушить колонны с «его» нефтью, он пришёл в дикую ярость. И совершил большую ошибку. При этом он ещё много часов после уничтожения «сушки» был уверен, что ничего страшного не произошло. И только через 7-8 часов (по Пескову) он позвонил Путину. Но было поздно. Но поймите: отступить он тоже уже не может — турецкий особый менталитет. Публично извинившись, он покажет «слабость». В общем – тупик.
Насчёт того, что Россия потеряла в данной ситуации лицо, не ударив в ответ, утверждение достаточно спорное — имела место типичная провокация. А провокатор обычно всё рассчитывает так, чтобы вынудить тебя на необдуманные действия в невыгодной для тебя ситуации. «Вестись» на это достаточно странно: Турция после атаки немедленно посадила на аэродромы все истребители и побежала жаловаться в НАТО и ООН. По сути дела, «умница» Эрдоган, действуя исключительно в своих интересах, серьезно подставил и свой народ, и свою страну. Типично восточный подход, когда правитель не видит разницы между «своей шерстью и государственной». Реджеп почему-то абсолютно не учёл ситуацию, сложившуюся после терактов в Париже. Я же говорю: собственный свечной заводик на первом плане, геополитика — нечто далёкое и абстрактное. Но нам всем от этого не легче. Вот такая вот роль «личности в истории». Реджеп Эрдоган — это просто живой пример того, как не должен вести себя политик. Хотя массовке такие вещи нравятся, до определённого момента. И да, с Каддафи он тоже дружил.
Источник: topwar.ru