Насилие превыше всего: 20 лет радикализации Украины
На прошлой неделе на Украине произошел скандальный инцидент. Семья заместителя министра экономического развития и торговли Украины Юлии Клименко стала жертвой нападения на парковке в Переяслав-Хмельницком в Киевской области. По крайней мере, так высокая чиновница написала об этом на своей странице в Facebook.
«Мы заехали развернуться на парковке возле гостиницы „Артак“ в то же время, как туда подъехал парковаться на Nissan Patrol владелец отеля. Поскольку мы замешкались и не успели быстро развернуться, „джентельмен“ начал громко сигналить и через 15 секунд взбешенный вылетел из своей машины и начал толкать и бить через открытое окно машины старшего сына, выкрикивая нецензурную лексику и угрозы», — сообщила она.
По ее словам, когда сын, муж, а потом и она сама вышли из машины, к ним подбежал еще и пассажир автомобиля Nissan Patrol и также стал их избивать — «только потому, что мешали „джентельмену“ заехать его большой машиной на парковку».
«Хочу только сказать о наших результатах — моя сине-фиолетово-зеленая правая рука с гематомами, разорванная одежда, поврежден нос мужа, многочисленные ссадины, шишки и гематомы на голове сына, которого били головой о бетонный бордюр, ушиб плеча, многочисленные синяки, царапины и ссадины по всему телу, а также психологическая травма младших детей, которые все это наблюдали», — написала Клименко.
После этого, по ее словам, пять часов семья провела в районном отделении милиции, где давали показания и снимали побои. Открыты уголовные производства.
«Я из этого сделала свой вывод, почувствовав себя абсолютно беззащитным гражданином: уровень насилия и агрессии в обществе зашкаливает и на это нужно обратить первоочередное внимание, иначе никакой прочной и экономически мощной страны мы не построим», — добавила она.
В свою очередь владелец отеля «Артак» Атом Авдалян, которого Клименко обвинила в избиении ее и членов ее семьи, заявил, что конфликт спровоцировала семья чиновницы.
«Она вышла из машины, начала кричать, что „я тут замминистра экономики“, „я вас всех посажу“, „у вас тут все незаконно, и земля незаконна“, и начала провоцировать драку. Ее никто пальцем не трогал», — заявил мужчина в комментарии телеканалу «112 Украина».
В его поддержку высказалась известный украинский юрист и правозащитник Татьяна Монтян.
«Знаете, никто ей не сочувствует, тем более, что тот, кого она обвинила в нападении, заявил, что это ее пришибленная семейка, наоборот, напала. Перегородили выезд на стоянку и полезли быковать. Обычные разборки, причем я, например, больше верю той стороне (владельцу гостиницы — прим.ред.)», — завила она во вторник нашему изданию.
Следует отметить, что ее комментарий наводит на мысль о том, что подобные «разборки» стали на Украине обычным делом. В то же время заместитель директора социологической службы украинского Центра Разумкова Михаил Мищенко заявил, что это не так.
«Я могу сказать, исходя из всей совокупности информации, которая есть, что говорить о повышении уровня насилия в обществе, наверное, нет оснований», — подчеркнул Мищенко.
По его мнению, скорее можно говорить об «ориентации общества на отражение внешней агрессии», которая делает украинцев, наоборот, более сплоченными и ответственными.
Однако заявление социолога из лояльного нынешней власти Центра Разумкова противоречит данным украинской статистики по уровню преступности на душу населения. Здесь с 2013 года достигнут рост показателей в среднем на 20%. Причем основную долю составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Так, число похищений людей с требованием выкупа выросло на 264%, убийств — на 67%, разбойных нападений — на 46%. Кроме того, на 100% увеличилось количество похищений автомобилей.
При этом по сравнению с 2013-м более чем на 7 тыс. выросло число уголовных дел, заведенных за последние два года в связи с убийствами. Это сравнимо с официальным данным о числе погибших за этот же срок в результате конфликта в Донбассе — около 9 тыс. человек.
Кроме того, статистика показывает, что преступность становится все более социальной. Если до войны только 13% преступников были безработными, то на текущий момент их число выросло до 55%. Социальная преступность вероятнее всего продолжит рост, поскольку перспектив экономического роста на Украине на данный момент не предвидится.
Кроме того, если раньше до 15% преступлений совершалось в состоянии алкогольного опьянения, то сейчас этот показатель снизился в пять раз — до 3%. Это говорит о том, что доля преднамеренных преступлений резко выросла. Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост правового нигилизма на Украине, является, как это ни парадоксально, реформа МВД.
Преобразование правоохранительного ведомства пока дает результаты прямо противоположные тем, которые должны были быть достигнуты в ее результате. В ходе переаттестации было уволено большое количество опытных следователей и оперативников. Вместо профессионализма во главу угла теперь ставится лояльность власти и «политическая сознательность», что не замедлило сказаться на росте уровня преступности.
Все это в целом создает в сознании рядового украинца представление о безнаказанности преступников, что делает все более привлекательной мысль о вступлении в ряды криминалитета для граждан, испытывающих материальные затруднения. Однако все это было бы невозможно, если бы в украинском обществе не снизился уровень неприятия насилия.
Соучредитель исследовательской компании Research & Branding Group Евгений Копатько рассказал о своем видении ситуации.
«Общество уже давно радикализировано и наэлектризовано. Это уже произошло. Люди в этом живут и находятся. Поведение людей — просто отражение нынешней украинской реальности, ни больше, ни меньше», — считает он.
По данным Копатько, нынешний период украинской истории «нельзя сравнить ни с чем». К нынешнему состоянию «Украина шла долго, больше 20 лет, а когда из этой ситуации выйдет — одному богу известно». Эксперт рассказал о том, каким образом шла радикализация украинского общества.
«Сперва принимались отдельные радикальные выступления. Они воспринимались как выражение определенной позиции. Потом это стало достаточно закономерным в обществе, стало регулярно происходить. Ну, а теперь это оправдывается либо революционной целесообразностью, либо еще чем-то. Позиция — любое силовое воздействие не является чем-то исключительным», — констатировал социолог.
Следует напомнить, что в истории с нападением на замминистра Клименко был и другой аспект — произвол чиновников. По крайней мере, на этом настаивала противоположная сторона конфликта, владелец отеля «Артак» Атом Авдалян.
По мнению замдиректора социологической службы Центра Разумкова Михаила Мищенко, украинской власти после майдана стало гораздо сложнее нарушать закон, хотя и есть некоторые проблемы с коррупцией.
«Власть себе позволяет столько, сколько ей позволяет общество. Я думаю, что сейчас все-таки граждане позволяют власти делать меньше, чем при президенте Викторе Януковиче», — сообщил нашему изданию украинский социолог.
Однако его коллега Виталий Копатько придерживается совершенно иной точки зрения.
«Силовое воздействие или оказание давления на других людей не является сейчас на Украине чем-то из ряда вон выходящим и исключительным. То, что позволяет себе нынешняя власть, любая другая за все годы независимости Украины не могла даже сотой доли этого позволить. Со свободой слова и соблюдением прав человека при нынешней власти стало значительно хуже, чем при прошлой, это я могу точно сказать», — заявил основатель Research & Branding Group.
В пользу его точки зрения говорят данные отчета крупнейшей в мире правозащитной организации Amnesty International, опубликованного в конце февраля текущего года.
Ситуация со свободой слова на Украине в этом отчете признана плачевной. Правозащитники отмечают, что в стране могут убить или посадить в тюрьму даже за выражение своей точки зрения, отличной от позиции властей.
В качестве примеров они приводят убийство журналиста и писателя Олега Бузины, а также арест журналиста Руслана Коцабы, который, по данным Amnesty International, стал первым украинским узником совести за пять лет — после того как в феврале его оставили под стражей по надуманным обвинениям в государственной измене.
Таким образом, можно констатировать — два года после майдана оказали серьезнейшее влияние на настроения граждан страны. Основа для роста правового нигилизма была заложена на майдане, где убивали правоохранителей. Последовавшая вслед за этим безнаказанность и оправдание насилия «революционной необходимостью» ускоренными темпами превращают Украину в анархическое государство — в полном соответствии с традициями, заложенными небезызвестным Нестором «Батькой» Махно.
Василий Темный
Присоединяйтесь к «Русской Весне» в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Читайте также
- Авторитарность власти не причина радикализации общества, — МИД РФ
- «Крайний радикализм стал нормой для украинских политиков» (видео-включение)
Источник
Источник: rusvesna.su