Русские вертолеты спасают осажденный Дейр-эз-Зор: взгляд из кабины
130 тысяч жителей и защитников сирийского города Дейр-эз-Зор держатся благодаря русским вертолетам Ми-8. Эти надежные машины доставляют туда всё необходимое. Военкор Федерального агентства новостей пролетел над территорией, контролируемой террористами ИГ, вместе с экипажем Ми-8 ВВС Сирии.
Город жив благодаря вертолетам
Дейр-эз-Зор и одноименный военный аэродром обороняет гарнизон в 3,5 тысяч человек, который стойко держится, отбивая атаки превосходящих сил противника.
До войны Дейр-эз-Зор был городом-миллионником. Летом прошлого года «халифат» замкнул вокруг него кольцо блокады. С тех пор снабжение города, в котором остается около 130 тысяч человек, идет только по воздуху. Этим занимаются вертолеты Ми-8 — в экспортной модификации Ми-17.
Машины, произведенные еще в СССР, привозят сюда всё: от людей до боеприпасов и продуктов. На них же из города вывозят мирных жителей.
Правда, есть и сухопутный путь, но дороги эти контролирует террористическая группировка ИГИЛ*. Немногие смельчаки, в основном из числа мусульман-суннитов, решаются ехать через эти земли. За деньги боевики могут пропустить безбашенных торговцев через захваченные земли. Или же отнять товар, а людей — убить.
Камышли — Дейр-эз-Зор
Сирийский Курдистан, город Камышли в провинции Хасака. На севере — Турция, на востоке — Ирак. Взлетка местного аэропорта больше похожа на передовую. Артиллерия, танки, укрепления…
Старенький вертолет готовится к вылету в Дейр-эз-Зор. Его заправляют и скрупулезно проверяют его техсостояние. Аварийная посадка на территории ИГ — это смерть. Или хуже смерти. На этот случай некоторые летчики носят с собой гранаты, чтобы не достаться исламистам живыми.
Начинается погрузка. Сигареты, ящики с боеприпасами, упаковки чая и любимого сирийскими бойцами аргентинского мате — чего только нет на борту вертолета. Солдаты устраиваются на коробках с деньгами: это пенсии и зарплаты. Деньги нужны, даже если ты окружен ИГИЛ: в городе работают магазины и кафе, порой — в сотнях метров от передовой. Инкассаторы? — Нет, не слышали. Здесь машины на ночь открытыми оставляют.
Сирийский пилот: Русские вертолеты — самые надежные
Капитан по имени Махер — командир экипажа из трех человек. Он давно летает на Ми-17 и немного говорит по-русски. Перед вылетом пилот рассказал, каково это — каждый день летать над террористами.
«Страшно, конечно. А вы что думали? У меня с собой пистолет и гранаты. Я лучше умру, чем попаду в плен. Но перед этим пристрелю парочку исламистских собак», — говорит он.
Махер просил меня поблагодарить русских конструкторов и заводчан: «Вы сделали чудо-машину. Приеду в Россию — всех расцелую». По его словам, несмотря на возраст, его «мишка» (так пилот ласково называет свой Ми) еще ни разу серьезно не ломался.
Капитан говорит, что конструкция этого вертолета близка к совершенству. Недаром Ми-8 и его модификации — самые массовые и популярные вертолеты в мире.
Пролетая над ИГИЛ
Мы долго ждем «погоду». Туманы и песчаные бури могут на несколько часов или дней затруднить снабжение города.
Летим вместе с десятком сирийских солдат. Они возвращаются с побывки. С нами — алавит из Баньяса, трое суннитов из Дамаска и Хомса, бородатый гномоподобный друз из Сувейды и христианин из Мармариты. Все они сражаются плечом к плечу. Во что верят остальные бойцы, я не узнал — они благополучно проспали весь полет.
Солдаты делятся со мной пледом: в небе будет холодно. Ми-17 пойдет на большой высоте, чтобы его не достали террористы.
Взлетаем. Люк мы оставили открытым: хочется сделать побольше фото. Бойцы открывают иллюминаторы и постоянно фотографируют. Друзы делают селфи на фоне облаков, едва не вываливаясь из «вертушки».
Внизу — уже территория «халифата». Вот по дороге движутся точки: это идет со стороны Турции какой-то конвой. Поддержка Анкарой террористов отсюда видна очень хорошо, что бы там ни говорил Эрдоган.
…Сожженные деревни, брошенные машины. Вот отара овец и старик-пастух. Солдаты напряженно смотрят вниз: врага не видно, но они встретятся с противником уже сегодня.
Спасибо, Ми!
Пустыня, пустыня… И вдруг — оазис, город на берегу древнего Евфрата. Великая река несет свои воды в Ирак, границы так называемого «халифата» для нее — ничто.
Военный аэродром находится к юго-востоку от города. Правительственные войска полностью контролируют лишь треть Дейр-эз-Зора. Каково это — годами сражаться в полном окружении?.. За три дня, что я пробыл с защитниками города, это сложно прочувствовать.
Из района Джафра можно обстреливать взлетную полосу аэродрома. Поэтому бои за Джафру жестоки. По той же причине вертолеты садятся в другом месте.
…Сели. Разгружаемся. Солдаты разбирают посылки из дома, мате и сигареты. Пачки ядреной «Аль-Хамбры» из превосходного сирийского табака одинаково желанны для рядового и генерала.
На авиабазе «мишку» капитана Махера уже ждут жители города. Они полетят на нем в Камышли — подальше от постоянных обстрелов и атак террористов. А мы остаемся в Дейр-эз-Зоре, со всех сторон блокированном джихадистами. В городе, который держится благодаря русским вертолетам.
Дмитрий Жаворонков
* Запрещенная в РФ террористическая организация
Присоединяйтесь к "Русской Весне" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Читайте также
- Сирия, война продолжается — теракт в Хомсе. Репортаж с места трагедии (ФОТО, ВИДЕО 18 )
- Репортаж из освобожденного сирийского Хомса (ВИДЕО)