Повестку навязывает сильнейший (западные представления о «гибридной войне»)
Австрийский публицист Михаэль Майер написал книгу «Конец комфорта: как современные войны изменяют Германию». В этой работе он поделился своим представлением о том, что эпоха глобализации не изменила сути человека (который все время находит поводы для очередной войны), однако изменила форму действий. Характерной особенностью современной войны называется ее "анонимность".
Теперь все как бы воюют против всех, вступая в причудливые временные (краткосрочные) коалиции. Некоторые игроки (или страны, которые их представляют) вообще не действуют напрямую, а делегируют свои полномочия иным странам-агентам или "местным военно-политическим силам". Хорошим примером, по мнению автора, является война в Сирии, где все вовлеченные силы и страны воюют каждая против всех и каждая за себя.
Типы противостояний автор свел к четырем формам столкновений, которые тесно связаны между собой, как бы постоянно переходя из одной формы в другую, либо действуя одновременно. Во-первых, это «реальная война», где убивают непосредственно. Это могут быть и прямые вооруженные столкновения лицом к лицу и дистанционные удары на недосягаемом для противника расстоянии, где в качестве участников - как регулярные армии, так и разного рода вооруженные повстанцы, террористы, шпионы и разведчики. В таких конфликтах, конечно, применяются регулярные армии, но чаще, это "идейные повстанцы" или наемники.
Никто войну не объявляет, также как никто уже не делает различий между гражданским населением и вооруженными людьми, все максимально «обезличено». Кроме самих свидетелей – тех самых беженцев, которые бегут от войны, которую неизвестно кто им объявил.
Второй формой войны Майер называет войну финансовую. Сейчас благодаря глобальной финансовой сети можно, так или иначе, воздействовать на денежные потоки или вообще провести конфискацию (присвоение) денег или иных материальных ценностей. Некоторые правительства обзавелись целыми «финансовыми армиями», которые ведут целенаправленные атаки на экономические системы тех или иных государств, пытаются манипулировать другими или наносят ответные финансовые удары своим противникам.
Мировые финансовые центры имеют важное преимущество - они могут устанавливать "правила игры" (например цены на сырье или национальные валюты), по которым уже вынуждены играть все остальные. Современные мировые цены - это давно не рынок, а предмет договоренностей и "корпоративных интересов".
К третьему виду противостояний относится кибервойна. Она стала следствием бурного развития в мире информационных технологий. Как и в первом случае, заинтересованные структура и действующие лица выступают на "поле боя" анонимно. Сейчас отрабатываются такие возможности, когда армии "профессиональных хаккеров" не только занимаются шпионажем (сбором информации), но и могут парализовать инфраструктуру своего противника.
Четвертый вид войны, по мнению автора – пропагандистский. Новостей в чистом виде уже давно нет, а есть лишь конкуренция пропаганды, использующей текущие информационные поводы. К тому же правило любого СМИ гласит: "кто платит - тот и заказывает музыку". Михаэль Майер уверен, что война в Сирии объединяет все указанные формы современной войны. Боевые действия и терроризм, шпионаж и информационные потоки, политические и экономические демарши, миграционные потоки - все это атрибуты противостояний в современных условиях. По мнению автора, в эпоху глобализации конфликт может затронуть любую точку, где имеются противоречия.
Насколько становится понятно, речь сейчас, как и в древнем мире идет за право контролировать (ограниченные) мировые или региональные ресурсы. То есть, человек по природе своей не изменился, но изменились технологии. Еще одна особенность - людей на Земле становится все больше и больше. Глобализация не сгладила противоречия, а лишь изменила старые формы. Конкуренция как была, так и осталась. Кто же побеждает на войне(?). Здесь тоже ничего нового – самые умные, организованные, волевые и приспособленные (терпеливые).
Источник: anna-news.info