Новый раунд санкций: ход за Россией
Заявление о продлении санкций, прозвучавшее вчера от руководства ЕС, и ожидание симметричного или асимметричного «ответа» от России — вызвали новый виток обсуждений темы прошлого года, когда в августе власти РФ ввели пакет ответных мер. И снова все пристально следят за тем, как отреагирует официальная Москва, что предложат чиновники министерств в качестве контрмер.
Прогнозы
Новый глава Минсельхоза Александр Ткачёв заявил, что расширения списка запрещённых к ввозу в Россию продуктов скорее всего не произойдёт. Работа же будет идти по ужесточению требований к импорту продуктов из стран, поддержавших санкции, а также по выявлению незаконных схем при провозе продуктов.
«Этот список (запрещённых к ввозу продуктов — прим. ред.) сейчас обсуждается, я полагаю, что расширяться он не будет. Мы будем, скорее всего, делать отдельные корректировки, уточнения, и цель их такова, чтобы ни в коем случае продукты из тех стран, которые поддерживают санкции против России, не попали ни по каким другим предлогам через дыры, схемы, через третьи страны на территорию России», — сказал он в эфире телеканала «Россия-24».
Собственно «чёрные дыры» Минсельхоз уже закрывает — накануне ведомство вернуло назад 100-тонную партию томатов, клубники, черешни и яблок из Польши, вишни и черешни из Венгрии, а также зелени с Украины. Формулировка отказа в транзите — «временные ограничения, введённые в отношении растительной продукции, подпадающей под действие российского продовольственного эмбарго, а именно перемещение данной продукции в адрес третьих стран, в том числе и Республику Казахстан, возможно только через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Таможенного союза».
В Росрыболовстве же предложили наложить эмбарго на рыбные консервы. Об этом журналистам заявил глава ведомства Илья Шестаков. Помимо консервов в список контрсанкций, который по поручению премьера вскоре будет предложен Владимиру Путину, могут попасть и сырные продукты из растительных жиров, пишет «Известия» со ссылкой на источник в кабмине.
Предложения по продлению ответных санкций России в отношении Евросоюза прорабатываются и будут приняты «весьма оперативно», сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Предположительно, ужесточение требований может касаться, в частности, безлактозной молочной продукции, шоколада, цветов.
Запад работает себе в убыток
А между тем сами же западные экономисты, аналитики и все, кто привык думать, оценивать и просчитывать любые действия, сходятся на том, что пресловутое единство Европы в вопросе санкций — это прыжок за компанию с многоэтажки.
Экономика Запада будет ещё долго ощущать разрушительные последствия отраслевых санкций против России, утверждают учёные из австрийского НИИ экономических исследований (WIFO) Оливер Фриц и Герхард Штрайхер, интервью с которыми опубликовала немецкая Die Welt.
Речь идёт о потере более двух миллионов рабочих мест и до 100 млрд евро в год — такой может стать плата за экономическое давление на Россию. Впрочем, эти цифры отражают лишь верхушку айсберга. Например, исходя из официальных результатов первого квартала, годовая сумма ущерба для европейской экономики составляет примерно 40 млрд евро. Но экономические связи между государствами-членами ЕС настолько плотные, что со временем показатели потерь многократно возрастут, говорит Оливер Фриц.
Так же обстоит дело и с утратой рабочих мест. По данным Федеральной ассоциации немецкой промышленности (BDI), непосредственно с производством товаров и услуг для российского рынка связаны 350 тысяч рабочих мест в Германии. Однако если проследить все технологические цепочки, то цифра окажется намного больше.
Герхард Штрайхер пояснил это на простом примере: для того чтобы продать в Россию автомобиль, сборочное производство, кроме прочего, должно получить четыре шины, которые производит уже иная подотрасль промышленности. То есть теряются рабочие места не только у автомобилестроителей, но и у производителей шин. В свою очередь, предприятия, ориентированные на выпуск резины, пластика и других промежуточных товаров, производят их не только для германской автомобильной промышленности, но также и для французской, которая тоже вынуждена снижать экспорт в Россию.
«Европейский союз — огромный тесно переплетённый экономический регион. Мы в своих исследованиях обнаружили, например, что четверть всего негативного влияния на экономику Австрии оказало то, что немецкие компании стали меньше продавать товаров в Россию. Австрийская автомобильная промышленность в значительной степени зависит от германской. Таким образом, даже если сама Австрия не уменьшит экспорт в Россию, её экономика всё равно пострадает от падения немецкого экспорта», — говорит Оливер Фриц.
Бывший французский министр, спецпредставитель правительства Франции по развитию связей с Россией, сенатор Жан-Пьер Шевенман назвал решение ЕС продлить санкции против Москвы «несправедливым и неразумным». Несправедливо, потому что именно Украина не выполнила политическую часть Минских договорённостей о децентрализации русскоязычных регионов востока страны, отмечает политик.
Неразумным же это решение он называет из-за резкого падения товарооборота между Россией и Францией. «Наш экспорт в Россию, который на две трети состоит из высокотехнологичной продукции, уже упал с 9 до 6,7 млрд евро с 2012 по 2014 год», — констатирует Шевенман. А за первый квартал 2015 года экспорт сократился ещё на треть по отношению к тому же периоду 2014 года, добавляет он.
«Мне кажется, надо отказаться от политического курса, который делает нашу внешнюю политику заложницей США», — считает он. По словам французского политика, Вашингтон стремится установить контроль над странами Старой Европы и использует украинский кризис, появлению которого сам поспособствовал, чтобы помешать разумному партнёрству между Россией и ЕС.
Старший научный сотрудник Института мировой экономики Академии наук Венгрии Андраш Деак напоминает, что и правительство Венгрии критически оценивает продление санкций ЕС и указывает на негативный эффект, который в итоге поимеет ЕС. «Нет большого прямого влияния санкций на венгерскую экономику, потому что мы не экспортируем в Россию оборудование для нефте- и газодобывающей промышленности, не даём кредитов России… Косвенный эффект значителен. Венгерский экспорт в Россию упал на 15–20 процентов (за год)», — сказал Деак в интервью РИА «Новости».
Эта цифра включает продукцию сельского хозяйства, на экспорт которой в Россию повлияли российские контрсанкции. Но хотя в двустороннем товарообороте потери существенные, в экспорте Венгрии Россия составляет три процента, так что в венгерском экспорте в целом это не такие большие потери, добавил он.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан не раз заявлял, что, вводя санкции в отношении России, ЕС «стреляет себе в ногу», что санкции бесполезны, необходимо искать политическое решение и снимать санкции. Не поддерживают санкции, по его словам, также Словакия, Австрия, Финляндия, Греция и Кипр.
О существенном экономическом ущербе говорит и бывший член Европарламента, итальянский журналист Джульетто Кьеза. По его мнению, Евросоюз принял решение о продлении санкций против России под давлением США и вразрез со своими интересами. «Они ведут себя как вассалы, повинующиеся приказаниям США. Европейские лидеры несвободны, не могут принимать самостоятельные решения, соответствующие их интересам», — цитирует его Sputnik.
Несмотря на то, что решение об антироссийских мерах было принято единогласно, «это не означает, что европейцы согласны с поведением США». Скорее, продление санкций стало результатом «жёсткого и очень мощного давления» со стороны Вашингтона, полагает Кьеза.
Санкции жесточайшим образом повредят экономикам европейских государств. «Это означает, что у операции США есть двойной смысл. Он заключается в том, чтобы создать ситуации, когда Европа не может действовать самостоятельно и без риска. От Америки исходит необычайная агрессия, которая направлена в одно и то же время против их союзников и против их главного врага», — сказал бывший член Европарламента.
При этом, по мнению Джульетто Кьезы, маловероятно, что санкции будут работать так, как этого желал бы Вашингтон. Банки, бизнесмены и крупные предприятия хотят сотрудничать с Россией и будут стремиться к этому, невзирая на ограничения.
Источник
Источник: rusvesna.su