1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241). 2. В Министерстве обороны Российской Федерации проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации * . * Далее в тексте настоящего Порядка для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, органы военного управления Министерства обороны - органами военного управления, проекты нормативных правовых актов Министерства обороны - проектами нормативных правовых актов, нормативные правовые акты Министерства обороны - нормативными правовыми актами. 3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и их последующего устранения.
4. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим: а) коррупциогенными нормами признаются * положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы; * Пункт 2 методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 (далее именуется - Методика). б) коррупционными факторами признаются * положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
* Пункт 2 Методики. в) коррупционными факторами являются * :
* Пункт 7 Методики. факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
факторы, связанные с наличием правовых пробелов; факторы системного характера; г) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти (органа военного управления), выражаются * в: * Пункт 8 Методики. широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти (органа военного управления (их должностных лиц));
определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами)) действий в отношении граждан и организаций; наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами)) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций; выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)); чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера; д) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются * в: * Пункт 9 Методики. существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами)) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага); отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих в коррупциогенных отраслях; отсутствии мер ответственности органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)) - отсутствии норм о юридической ответственности государственных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений; отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами)) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)); нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций; е) факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц)) * . * Пункт 10 Методики. 5. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации. 6. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов составляет не более 10 дней со дня поступления в Главное правовое управление Министерства обороны. 7. Выявленные в проектах нормативных правовых актов (нормативных правовых актах) коррупционные факторы отражаются в экспертном заключении, составляемом Главным правовым управлением Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее именуется - заключение). В заключении отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов * . * Пункт 5 Методики. 8. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления, которому оно направлено * .
|