I. Общие положения Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется ? Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации , других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности и социального развития. Стратегия является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития. Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства. Положения Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем социального развития Вооруженных Сил. Стратегией определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил. Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности и социального развития Российской Федерации. II. Основные проблемы военно-социальной сферыСтроительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей. Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил. В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства. Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи менее прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60 процентов военнослужащих. Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих. Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40 процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии. Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих. Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы. Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45 процентов из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15 процентов отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы. Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привели к тому, что более 30 процентов офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию. В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8 процентов из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80 процентов книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом. Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12 процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65,5 процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007 г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены. На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания. Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве. Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой: в ближайшей перспективе – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время; в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня; в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России. Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. III. Генеральная цель и задачиГенеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала. В рамках достижения генеральной цели Стратегии планируется решение следующих задач: 1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих. 3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 4. Повышение безопасности военной службы. 5. Улучшение жилищных условий семей военнослужащих. 6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил и пенсий гражданам, уволенным с военной службы. 7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. IV. Ожидаемые результатыК 2020 году в России в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития должны быть обеспечены устойчивое повышение благосостояния российских граждан, укрепление национальной безопасности и динамичное развитие экономики, что позволит стране войти в число лидеров ? пятерку ведущих стран мира. В связи с этим Вооруженным Силам Российской Федерации по важнейшим социально-экономическим показателям требуется достигнуть уровень лучших армий мира, что неразрывно связано с последовательным внедрением инноваций, значительным ростом инвестиций в человеческий капитал, формированием эффективных институтов гражданского контроля за состоянием военно-социальной сферы и достижением необходимого уровня благосостояния. Для определения основных конечных общественно значимых результатов реализации Стратегии к 2020 году применяется следующая система индикаторов: индикаторы достижения генеральной цели: повышение индекса социального развития Вооруженных Сил (доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач) до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности лиц гражданского персонала Вооруженных Сил профессиональной служебной деятельностью и трудом до уровня 90 процентов и более; индикаторы решения задач: 1) в части улучшения культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: культура и досуг:увеличение доли свободного времени военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, занятого потреблением услуг культуры, до 30 процентов и более; повышение обеспеченности военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей учреждениями культуры и досуга независимо от места дислокации соединений и воинских частей, до 100 процентов (в соответствии с нормами обеспеченности, установленными Министерством обороны); установление полного (100 процентов) соответствия учреждений культуры и досуга и оказываемых ими услуг стандартам, нормам и правилам в указанной сфере; повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры и досуга до уровня 90 процентов и более; физкультура и спорт:увеличение доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично», до уровня 90 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, имеющих спортивный разряд, до уровня 50 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, занимающихся в свободное от военной службы время физической культурой и спортом не менее 5 часов в неделю, до 100 процентов; повышение обеспеченности воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования, организаций Вооруженных Сил спортивными объектами до 100 процентов (в соответствии с нормами, установленными Министерством обороны); увеличение доли спортивных объектов, обеспеченных спортивным имуществом, оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями Министерства обороны, до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих организацией системы физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах до уровня 90 процентов и более; информационное обслуживание:обеспечение всех военнослужащих доступом в сеть Интернет; повышение обеспеченности доступа в сеть Интернет во всех библиотеках культурно-досуговых центров (Домов офицеров) (из расчета 1 абонентская точка на 100 читателей); обеспечение приема телевизионного и радиосигнала спутниковыми приемными комплексами или кабельной сетью во всех общежитиях и казармах для личного состава; повышение удовлетворенности военнослужащих и гражданского персонала доступностью и качеством информационных услуг до уровня 90 процентов и более; торгово-бытовое обслуживание:установление полного (100 процентов) соответствия торгово-бытовых предприятий и оказываемых ими услуг стандартам, нормам и правилам в указанной сфере; обеспечение всех воинских частей пакетом услуг торгово-бытовых предприятий в соответствии с требованиями, установленными Министерством обороны; обеспечение в торгово-бытовых предприятиях Министерства обороны цен на товары и услуги на уровне 15-20 процентов ниже региональных (при соответствии установленному уровню качества); достижение удовлетворенности военных потребителей организацией торговли, общественного питания и быта на уровне 90 процентов и более; 2) в части профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих:достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации военнослужащих квалификационным требованиям к занимаемой воинской должности для 100 процентов офицерского состава; увеличение доли офицеров, повышающих квалификацию, в 3,8 раза (до 33 процентов от общей численности офицерского состава Вооруженных Сил); доведение доли офицеров, проходящих профессиональную переподготовку, до 5,5 процента; увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих право на получение повышенной классной квалификации, до 65 процентов; достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации государственных гражданских служащих квалификационным требованиям к замещаемой должности для 100 процентов государственных гражданских служащих; доведение доли государственных гражданских служащих, повысивших свою квалификацию, до 33 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих и государственных гражданских служащих качеством и доступностью образовательных услуг до уровня 90 процентов и более; 3) в части медицинского и санаторно-курортного обеспечения:увеличение доли военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания или имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья без тенденции к прогрессированию, не оказывающие какого-либо влияния на работоспособность, до уровня 90 процентов и более; сокращение доли военнослужащих, имеющих хронические заболевания без нарушения или с незначительным нарушением функций органов и систем, не снижающие работоспособность, до 5 процентов; сокращение доли военнослужащих, имеющих хронические заболевания с умеренным или выраженным нарушением функций органов и систем, снижающие их работоспособность, до 5 процентов; повышение среднего возраста офицеров, признанных по состоянию здоровья не годными к военной службе, до 45,6 года; повышение обеспеченности санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом лиц, нуждающихся в нем по медицинским показаниям, до уровня 90 процентов и более; обеспечение медико-психологической реабилитацией и организованным отдыхом отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (летный состав, дежурные силы ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ и т.д.), на 100 процентов; обеспечение полного (100 процентов) выделения установленной квоты на льготные путевки в военные санатории для гражданского персонала Вооруженных Сил; повышение доли многодетных семей, получивших бесплатное санаторно-курортное лечение, до 100 процентов; повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью медицинских и санаторно-курортных услуг до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности качеством отдыха детей военнослужащих в детских оздоровительных лагерях до уровня 90 процентов и более; повышение удовлетворенности качеством услуг в ведомственных дошкольных образовательных учреждениях до уровня 90 процентов и более; 4) в части повышения безопасности военной службы:снижение гибели военнослужащих более чем в 3,8 раза, что в расчете на 1 тысячу военнослужащих составит менее 0,17 чел.; снижение травматизма с трудопотерями в 3 раза, что в расчете на 1 тысячу военнослужащих составит менее 5 человек; создание условий прохождения военной службы на уровне лучших мировых стандартов безопасности; повышение удовлетворенности военнослужащих условиями безопасности прохождения военной службы до уровня 90 процентов и более; 5) в части жилищного обеспечения:обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение постоянного жилья, соответствующими жилыми помещениями; обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение служебного жилья, соответствующими помещениями; снижение доли военнослужащих, имеющих право на жилье и признанных нуждающимися в обеспечении жильем, до 5 процентов от общей численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; увеличение размеров денежной компенсации военнослужащим и членам их семей за поднаем (найм) жилья до величины рыночной стоимости найма; повышение удовлетворенности военнослужащих решением жилищной проблемы и оказанием услуг в жилищно-коммунальной сфере до уровня 90 процентов и более; 6) в части денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; достижение 80-процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих; обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны; увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100 процентов; 7) в части обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:повышение полноты и доступности информации о социальных гарантиях и компенсациях (вся информация о социальных гарантиях и компенсациях должна быть размещена на сайте Министерства обороны в течение 10 рабочих дней с момента принятия/изменения соответствующих нормативных правовых актов); повышение удовлетворенности военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90 процентов и более; в том числе по приоритетным социально значимым категориям: дети: ликвидация бедности семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих детей; охват воспитанников воинских частей и детей военнослужащих различными формами отдыха и оздоровления на уровне 75 процентов и более; увеличение доли поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования среди воспитанников воинских частей и детей военнослужащих, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, до уровня 60 процентов и более; повышение удовлетворенности доступностью и качеством услуг (медицинских, санаторно-курортных, культурно-досуговых и др.), предоставляемых детям военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанникам воинских частей, до уровня 90 процентов и более; увеличение доли выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, поступивших в военно-учебные заведения, до уровня 90 процентов и более; ветераны военной службы: ликвидация бедности среди ветеранов военной службы; повышение обеспеченности санаторно-курортным лечением и необходимой медицинской помощью ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, нуждающихся в них по медицинским показаниям, до 70 процентов и более; полный (100 процентов) охват ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий мероприятиями ежегодной диспансеризации; обеспечение своевременности, правильности и полноты выплат пенсий, компенсационных выплат и ежемесячных пособий ветеранам военной службы; члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца: ликвидация бедности семей военнослужащих, потерявших кормильца; обеспечение своевременности, правильности и полноты выплат пенсий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат и ежемесячных пособий, а также оплаты проезда членов семьи к месту погребения (захоронения) военнослужащего; охват семей погибших военнослужащих всеми формами отдыха и оздоровления на уровне 75 процентов и более; обеспечение всех семей военнослужащих, потерявших кормильца, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующим жильем; повышение удовлетворенности членов семей погибших военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90 процентов и более; жены (мужья) военнослужащих: увеличение доли жен (мужей) военнослужащих, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования по заочной или дистанционной форме в ВУЗах, до 15 процентов и более; социальная адаптация: снижение уровня безработицы среди граждан, уволенных с военной службы, до уровня общей безработицы по стране и ниже; увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, получивших гражданскую профессию в период службы с выдачей документа государственного образца о начальном профессиональном образовании, до 2 процентов и более; повышение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, использовавших право внеконкурсного поступления и обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, до 5 процентов и более; увеличение доли военнослужащих, прослуживших не менее двадцати лет по контракту, получивших гражданскую специальность путем профессиональной переподготовки и трудоустроенных по гражданской специальности, до 40 процентов и более; повышение удовлетворенности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, получивших гражданскую профессию в период военной службы, качеством и доступностью обучения до уровня 90 процентов и более. Реализация Стратегии позволит обеспечить удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей. В результате военнослужащие получат достойное денежное содержание, жилищное обеспечение, качественное образование, конкурентоспособное на рынке труда, медицинское, культурно-бытовое, информационное и иное социальное обслуживание независимо от места прохождения военной службы. Гражданский персонал Вооруженных Сил получит возможность зарабатывать на уровне работников аналогичных профессий гражданского сектора экономики, проходить лечение в системе военно-медицинских учреждений, регулярно повышать свою квалификацию. Ветераны военной службы получат достойную пенсию, составляющую не менее 80 процентов от объема денежного довольствия по последней воинской должности, а также возможность в полном объеме использовать систему военно-медицинских учреждений. Члены семей военнослужащих будут иметь возможность реализовать культурные, образовательные и бытовые запросы на уровне лучших мировых стандартов в любой точке Российской Федерации. Семьи, потерявшие кормильца, получат достойную страховую выплату, возможность бесплатного оздоровительного отдыха детей и получения ими высшего или среднего профессионального образования. Итогом реализации Стратегии станет достижение качественно нового уровня социального развития Вооруженных Сил, соответствующего аналогичным параметрам пяти лучших армий мира и отвечающего повышенным требованиям как к личному составу (к уровню его профессиональной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки), так и к эффективности исполнения военнослужащими своих профессиональных задач по защите политических и экономических интересов Российской Федерации. Это будет способствовать укреплению обороноспособности страны, развитию человеческого капитала, формированию высокопрофессионального корпуса военнослужащих, являющихся примером подражания для молодежи и гордости населения страны. культура и досуг:увеличение доли свободного времени военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, занятого потреблением услуг культуры, до 30 процентов и более; повышение обеспеченности военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей учреждениями культуры и досуга независимо от места дислокации соединений и воинских частей, до 100 процентов (в соответствии с нормами обеспеченности, установленными Министерством обороны); установление полного (100 процентов) соответствия учреждений культуры и досуга и оказываемых ими услуг стандартам, нормам и правилам в указанной сфере; повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры и досуга до уровня 90 процентов и более; V. Принципы реализацииРеализация Стратегии основывается на следующих основных принципах: законность, которая подразумевает: строгое, точное и неуклонное соблюдение требований законодательства Российской Федерации всеми участниками мероприятий Стратегии; единообразное понимание требований военно-социального законодательства всеми органами государственного и военного управления, должностными лицами, а также военнослужащими, лицами гражданского персонала, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; системность, подразумевающая, что все направления социального развития Вооруженных Сил рассматриваются в их взаимосвязи; адресность, которая обязывает учитывать в ходе реализации мероприятий Стратегии нужды и запросы конкретного человека; гласность и открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации содержания Стратегии, контроля процесса ее реализации со стороны гражданского общества. Это будет способствовать повышению подотчетности органов военного управления, предсказуемости военно-социальной политики и своевременному внесению необходимых корректировок в мероприятия Стратегии; соответствие уровня предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу социальных гарантий потребностям обеспечения военной безопасности и ресурсным возможностям государства. Данный принцип означает реализацию потребностей в военно-социальной сфере с учетом уровня развития национальной экономики; приоритетность и согласованность направлений развития военно-социальной сферы. Это предусматривает выбор конкретных мероприятий Стратегии и установку последовательности их осуществления исходя из задач соответствующего этапа развития государства и Вооруженных Сил, а также складывающейся военно-политической и социально-экономической обстановки; ориентация на основные заинтересованные стороны: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации ? ориентация Стратегии на внесение вклада в достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; получатели социальных гарантий, компенсаций, услуг ? включение показателей удовлетворенности получателей качеством и доступностью услуг по различным направлениям социального развития Вооруженных Сил, что позволит не только отслеживать динамику значений данных показателей, но и выявлять главные причины неудовлетворенности и, как следствие, определять меры по их устранению; военнослужащие и лица гражданского персонала Российской Федерации, участвующие в реализации Стратегии, ? включение показателей удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью и удовлетворенности лиц гражданского персонала трудом; общественные организации ? выделение в явном виде основных категорий (военнослужащие, члены семей военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, ветераны военной службы и др.), интересы которых представляют данные организации, и определение результатов для указанных категорий, которые будут получены в рамках реализации Стратегии; ориентация на выявление, изучение и использование лучшей мировой практики в целях систематического совершенствования организационно-правовых механизмов социального развития Вооруженных Сил; ориентация на эффективное взаимодействие в рамках реализации Стратегии между структурными подразделениями Министерства обороны, между Министерством обороны, подведомственными ему федеральными агентствами, родами и видами войск Вооруженных Сил , военными округами, флотами, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с организациями коммерческого и некоммерческого секторов экономики, а также министерствами обороны других стран и международными организациями в целях объединения усилий и опыта для достижения генеральной цели и решения задач Стратегии; применение программно-целевого метода в рамках реализации Стратегии. Данный принцип означает, что по всем направлениям реализации Стратегии будет разработан комплекс программ, обеспечивающих достижение генеральной цели и решение задач Стратегии. По каждой программе будут определены ожидаемые результаты и целевые индикаторы, характеризующие степень их достижения, перечень программных мероприятий, а также соответствующая система управления реализацией программы. VI. Этапы и приоритетыРеализацию Стратегии предполагается осуществлять в три этапа. первый этап - 2008 – 2012 годы; второй этап - 2013 – 2017 годы; третий этап - 2018 – 2020 годы. Приоритеты социального развития Вооруженных Сил включают: на первом этапе (до 2012 года): повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 95 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; обеспечение постоянным и служебным жильем всех военнослужащих, имеющих право и нуждающихся в его получении; оптимизация военно-социальной инфраструктуры и приведение ее в соответствие с государственными стандартами, нормами и требованиями, установленными в соответствующей сфере; повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 50 процентов и более. на втором этапе (2013 ? 2017 годы): повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 110 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; обеспечение жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы (до 100 процентов изъявивших желание получить ипотечный кредит на получение квартиры или 80 процентов от имеющих право на получение целевого жилищного займа); обеспечение жильем всех военнослужащих, приобретающих право на получение жилья в году увольнения; повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня, превышающего соответствующие параметры функционирования организаций социальной сферы гражданского сектора; повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 70 процентов и более. на третьем этапе (2018 - 2020 годы): повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 125 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны; сокращение срока обеспечения жильем военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до трех лет; завершение перехода на обеспечение военнослужащих жильем по служебно-должностным нормам (от 60 до 250 квадратных метров на семью) с учетом воинского звания и занимаемой воинской должности; повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов; повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90 процентов и более. VII. Комплекс основных мероприятийДостижение генеральной цели и решение задач Стратегии будет обеспечено посредством осуществления комплекса конкретных мероприятий. 1) Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: культура и досуг:внедрение во всех соединениях и воинских частях гарантированного перечня культурно-досуговых услуг, определенного Министерством обороны; развитие всех форм оказания услуг в сфере культуры и досуга (театрально-концертное, музейное, библиотечное, кино- и видеообслуживание, услуги танцплощадок и дискотек, игровых комнат/залов, клубных формирований) для военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, независимо от места дислокации соединений и воинских частей; содействие развитию самодеятельного художественного творчества военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; организация и проведение конкурсов, смотров и фестивалей художественного самодеятельного творчества; взаимодействие с гражданскими учреждениями культуры, творческими объединениями; организация и проведение совместных культурно-шефских мероприятий; подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов (работников) сферы культурно-досуговой работы Вооруженных Сил; модернизация материально-технической базы, проведение текущего и капитального ремонта, обеспечение взрывопожарной безопасности учреждений культуры Министерства обороны; физкультура и спорт:развитие пропаганды здорового образа жизни; изучение физкультурных и спортивных интересов военнослужащих; обучение командиров и спортивных организаторов методике проведения учебно-тренировочной работы; организация и проведение спортивной работы среди всех категорий военнослужащих с учетом их физкультурных и спортивных интересов, способствующей укреплению спортивных традиций; проведение смотров спортивной работы; строительство новых и реконструкция имеющихся спортивных объектов, проведение текущего и капитального ремонта объектов физической подготовки и спорта; обеспечение объектов спортивным имуществом, оборудованием и инвентарем; информационное обеспечение:оборудование общежитий, казарм, библиотек культурно-досуговых центров (Домов офицеров) абонентскими пунктами доступа в Интернет; обеспечение воинских частей периодическими печатными изданиями; оборудование общежитий (казарм) для личного состава спутниковыми приемными комплексами и кабельной сетью для качественного приема телевизионного и радиосигнала; обеспечение воинских частей устойчивым эфирным сигналом; переход газет Министерства обороны на 8-полосный формат и цветную печать; торгово-бытовое обслуживание:организация торгового обеспечения, общественного питания и бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей в местах исполнения обязанностей военной службы (работы), проживания и в полевых условиях; развитие системы военной торговли, в т.ч.: улучшение качества и расширение ассортимента товаров и услуг; повышение профессионального уровня работников торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг; развитие материально-технической базы военной торговли путем создания предприятий нового типа (торгово-досуговых центров, мини-маркетов, кафе с комплексом досуговых услуг, комбинатов бытового обслуживания с комплексом услуг), проведения капитальных и текущих ремонтов имеющихся объектов, замены и обновления устаревшего торгово-технологического и холодильного оборудования; проведение ценовой политики по сдерживанию роста цен на предприятиях военной торговли путем проведения мониторинга цен, анализа их соотношения с коммерческим сектором, а также устранения возникающих ценовых перекосов; формирование единой информационной системы военной торговли; оказание адресной помощи и предоставление скидок на приобретаемые товары, продукцию и услуги ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим, находящимся на лечении в военно-медицинских учреждениях, и некоторым другим категориям потребителей; 2) совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих:военнослужащие: совершенствование системы профессионального отбора; оптимизация сети военно-учебных заведений; совершенствование учебно-материальной базы военно-учебных заведений; повышение научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений; достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений современным требованиям; совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования; совершенствование системы дополнительного профессионального образования военнослужащих; оказание адресной поддержки военно-учебным заведениям, которые внедряют инновационные программы обучения; оказание адресной поддержки лучшим преподавателям, докторантам, адъюнктам, слушателям и курсантам военных вузов; лицензирование и аккредитация учебных воинских частей для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по программам начального профессионального образования; совершенствование программ, курсов боевой подготовки и иных нормативных правовых документов по присвоению классной квалификации; создание системы дистанционного обучения во всех гарнизонах и местах компактного проживания военнослужащих; государственные гражданские служащие: повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных гражданских служащих; 3) сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил:профилактика, диагностика, лечение актуальных заболеваний: ВИЧ-инфекция, туберкулез, сердечно-сосудистые, стоматологические заболевания и др.; развитие системы диспансеризации и пропаганды здорового образа жизни в Вооруженных Силах; сохранение и укрепление физического и психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил; оказание высокотехнологичной медицинской помощи; обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом лиц, нуждающихся в нем по медицинским показаниям; обеспечение льготным санаторно-курортным лечением гражданского персонала Вооруженных Сил; развитие системы медико-психологической реабилитации и организованного отдыха отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (летный состав, дежурные силы ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ и т.д.); обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением многодетных семей; организация оздоровительного отдыха детей военнослужащих; развитие дошкольного образования детей военнослужащих; совершенствование материально-технической базы военно-медицинских подразделений, воинских частей и учреждений, а также военных санаториев и домов отдыха; 4) повышение безопасности военной службы:создание и организация функционирования единого информационно-аналитического и методического центра (органа) по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах, осуществляющего координацию деятельности по обеспечению безопасности военной службы (БВС), а также сбор, анализ, оценку угроз БВС и разработку единого научно-методического обеспечения; выявление лучшего российского и зарубежного опыта в сфере безопасности военной службы; разработка и совершенствование стандартов, норм и требований безопасности военной службы; организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности военной службы, предполагающие: создание и оборудование полигонов безопасности военной службы в воинских частях (военных образовательных учреждениях профессионального образования); оборудование классов для проведения инструктажей по требованиям безопасности (учебные пособия, плакаты и т. д.); оборудование наглядными пособиями уголков по требованиям безопасности в воинских частях (столовые, котельные, автопарки и т.д.); предупреждение травматизма при прохождении военной службы; профилактика дорожно-транспортных происшествий и происшествий при эксплуатации транспортных средств; профилактика суицидальных происшествий; 5) улучшение жилищных условий семей военнослужащих:строительство жилья для обеспечения семей военнослужащих, имеющих право на получение постоянного жилья; развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; формирование служебного жилищного фонда под штатную численность Вооруженных Сил по месту дислокации воинских частей; обеспечение военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями, арендуемыми за счет средств Министерства обороны, в случае отсутствия фонда служебного жилья; предоставление военнослужащим компенсаций за поднаем (найм) жилья в полном объеме с учетом состава семьи и норм жилищного обеспечения; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы); 6) повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил и пенсий гражданам, уволенным с военной службы:доведение размеров денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил до уровня, отвечающего важности данных видов трудовой деятельности в области обеспечения обороноспособности страны, учитывающего все факторы сложности и опасности труда, в том числе классную квалификацию, и формирующего высокую конкурентоспособность на рынке труда; установление размеров пенсий для военнослужащих, в том числе и ветеранов, на уровне, отвечающем целям достижения социальной привлекательности и соответствия сложности военной службы; осуществление страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; введение обязательного контроля за своевременностью, правильностью и полнотой выплат (начисления и получения) денежного довольствия военнослужащим, заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, пенсий, в том числе членам семей военнослужащих, а также страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; 7) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:разработка и внедрение информационной системы для сбора и обобщения информации о социальных гарантиях и компенсациях военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, размещения ее на сайте Министерства обороны; разработка порядка сбора, обобщения и публикации на сайте Министерства обороны информации о социальных гарантиях и компенсациях для военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; в том числе по приоритетным социально значимым категориям: дети: повышение денежных доходов военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих детей; организация отдыха и оздоровления детей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, в том числе в детских оздоровительных лагерях Министерства обороны; материальное обеспечение (довольствие) воспитанников воинских частей; организация санаторно-курортного отдыха и лечения, а также ежегодной диспансеризации детей из многодетных семей военнослужащих; развитие материально-технической базы, совершенствование системы военно-профессиональной ориентации, улучшение материального положения гражданского персонала суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны; пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков из числа воспитанников воинских частей, семей военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил; развитие школьно-курсовой сети (кружки, студии, курсы) в Домах офицеров, клубах воинских частей, домах культуры и т.п., входящих в систему военных учреждений культуры Министерства обороны; расширение комплекса мероприятий патриотического воспитания, поддержка деятельности общественных патриотических объединений (клубов) детей и молодежи; организация проведения спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков из числа воспитанников воинских частей, семей военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил; льготное торгово-бытовое обслуживание дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны; ветераны военной службы: улучшение пенсионного обеспечения ветеранов военной службы; организация санаторно-курортного отдыха и лечения, а также ежегодной диспансеризации ветеранов военной службы; проведение культурно-массовых и культурно-зрелищных мероприятий для ветеранов (праздники, представления, смотры, фестивали, концерты и др.), вовлечение их в патриотическое воспитание детей и молодежи; оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе находящимся на излечении в военно-медицинских учреждениях; льготное торгово-бытовое обслуживание ветеранов военной службы; оплата расходов на погребение ветеранов военной службы; члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца: осуществление страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; увеличение размеров пенсий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат и ежемесячных пособий; оплата проезда членов семьи к месту погребения (захоронения) военнослужащего; содействие реализации прав на улучшение жилищных условий; медицинское обеспечение; санаторно-курортное обеспечение; оплата проезда к месту лечения и обратно; льготное торгово-бытовое обслуживание; содействие в получении профессионального образования; направление в детские оздоровительные учреждения, лагеря и всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан»; жены (мужья) военнослужащих: организация обучения жен (мужей) военнослужащих в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, с использованием дистанционного метода; содействие в трудоустройстве жен (мужей) военнослужащих; социальная адаптация: создание сети региональных военно-учебных центров, осуществляющих профессиональную подготовку военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и увольняющихся с военной службы; формирование сети подготовительных отделений при образовательных учреждениях высшего профессионального образования для бесплатного обучения солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту; внедрение системы государственных именных образовательных сертификатов; обучение по гражданским профессиям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в период военной службы с выдачей документа государственного образца о начальном профессиональном образовании; содействие военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, в использовании права внеконкурсного поступления и обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения (информирование, профориентация, консультирование и др.); внедрение дистанционных форм и методов профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не менее 20 лет, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья; содействие в трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы. VIII. Необходимые условияДля достижения генеральной цели и решения задач Стратегии требуется: совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения социального развития Вооруженных Сил; усиление роли инноваций в военно-социальной сфере посредством создания механизмов выявления, изучения и внедрения в деятельность по реализации Стратегии лучшей отечественной и мировой практики; разработка и внедрение в деятельность Министерства обороны современных механизмов управления военно-социальной сферой и соответствующее обучение персонала; создание автоматизированной информационной системы управления социальным развитием Вооруженных Сил; обеспечение информационного сопровождения реализации Стратегии; развитие государственно-частного партнерства в военно-социальной сфере; обеспечение финансирования мероприятий по реализации Стратегии из следующих основных источников: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные средства. IX. РискиСущественные риски достижения генеральной цели Стратегии, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов военного, политического, социального, экономического и операционного характера. К числу частично управляемых рисков относятся: возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования и утверждения Правительством Российской Федерации разработанных Министерством обороны проектов нормативных правовых актов, требуемых для реализации Стратегии, а также сроков рассмотрения их Государственной Думой. Для минимизации воздействия данного риска планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании; недостижение синхронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами. Для предотвращения воздействия данного риска планируется осуществление работы по заключению и контролю реализации соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами. Неуправляемыми рисками являются: опережающий рост средней заработной платы в стране по сравнению с ростом денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и уровнем пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу; недостаток производственных и строительных мощностей для обеспечения выполнения мероприятий Стратегии, связанных со строительством жилья для военнослужащих, объектов культуры и спорта и др.; резкий рост цен на жилье; возможность участия Вооруженных Сил в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта; законодательное изменение численности Вооруженных Сил. В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки масштабов и последствий действия данных факторов, их влияния на достижение генеральной цели, решение задач Стратегии и получение запланированных результатов, проведение соответствующей корректировки Стратегии. X. Механизм контроляВ целях обеспечения реализации Стратегии, достижения ее генеральной цели и решения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы: закрепление ответственности за достижение генеральной цели, решение задач и выполнение плановых показателей реализации Стратегии за соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими органами военного управления; создание в Министерстве обороны рабочего органа (Комиссии по реализации Стратегии), основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций; создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач Стратегии; ежегодное рассмотрение результатов реализации Стратегии на заседаниях Коллегии Министерства обороны. Министерство обороны осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Стратегии, формирует отчетность о реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и его корректировку. Министерство обороны обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации. Комиссия по реализации Стратегии осуществляет координацию и принятие решений, связанных с контролем реализации Стратегии, требующих согласования с представителями всех заинтересованных сторон, а также обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами в рамках достижения генеральной цели и решения задач Стратегии. Центральные органы, другие органы военного управления несут ответственность и осуществляют контроль за решением соответствующих задач и реализацией мероприятий Стратегии, формируют и представляют отчетность о достигнутых результатах. Ежегодно отчет о результатах реализации Стратегии будет представляться Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации. |