Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть I
Первая мировая война стала причиной распада нескольких крупных европейских империй. Среди них оказалась Австро-Венгерская империя, на бывших территориях которой образовались несколько новых государств. Став самостоятельной независимой страной, Австрия нуждалась в срочном восстановлении экономики, промышленности и вооруженных сил. При этом Сен-Жерменский мирный договор от 1919 года накладывал на нее серьезные ограничения военного характера. Австрии запрещалось иметь технику определенных классов, а численность вооруженных сил не должна была превышать 30 тыс человек.
В течение нескольких лет Вена предпринимала различные попытки повысить боеспособность своей армии способами, не противоречащими существующему договору. Введенные ограничения не запрещали Австрии иметь полицейскую и учебную технику, чем она и воспользовалась. Благодаря этой лазейке в конце двадцатых годов начался новый виток истории австрийских бронеавтомобилей.
Heigl Panzerauto M.25
В середине двадцатых годов лейтенант Фриц Хейгл выступил с предложением создать «учебный бронеавтомобиль» (Schule Panzerauto), который смог бы оказать заметное влияние на боеспособность армии ограниченных размеров. Предыдущие вооруженные конфликты наглядно показали, насколько полезной может оказаться подобная техника. Одновременно с этим «учебные броневики» были единственным классом бронетехники, которые могла позволить себе Австрия, как по экономическим, так и по политическим причинам.
Хейгл смог заинтересовать командование австрийской армии и в 1925 году начались работы над новым проектом. Предполагалось, что новый броневик под названием Heigl Panzerauto M.25 будет выполнен на базе существующего автомобильного шасси и оснащен броней и оружием. Одновременно с этим к машине не предъявлялись высокие требования, поскольку австрийская промышленность ранее не имела особых успехов в деле проектирования бронеавтомобилей.
Основой нового броневика M.25 стало шасси грузового коммерческого автомобиля. Согласно различным источникам, это была пятитонная машина компании Daimler или B?ssing-Fross. Оба грузовика имели приемлемые характеристики и были хорошо освоены в эксплуатации. Шасси броневика имело колесную формулу 4х2 с задними ведущими колесами и управляемыми передними. Точная модель двигателя и его мощность неизвестны. Колеса с бескамерными шинами устанавливались на подвеске с листовыми рессорами. По строению ходовой части бронеавтомобиль Heigl Panzerauto M.25 мало отличался от зарубежных аналогов.
С разницей в несколько месяцев были разработаны несколько вариантов проекта M.25, отличавшиеся друг от друга различными особенностями конструкции. Первый вариант получил условное обозначение Hans. Бортовые бронелисты корпуса этой машины располагались вертикально, а кормовая часть корпуса состояла из нескольких частей. Верхний кормовой лист был установлен под большим углом к вертикали. Точная толщина листов бронекорпуса неизвестна, но имеющиеся сведения позволяют предполагать, что она не превышала 5-7 миллиметров.
Компоновка внутренних объемов бронекорпуса ничем не отличалась от общепринятой. Под бронированным капотом располагался двигатель и часть агрегатов трансмиссии, а в боевом отделении находились рабочие места шести членов экипаж. Сиденья механика-водителя и командира были установлены в передней части обитаемого объема. Для наблюдения за обстановкой в лобовом листе корпуса и дверях имелись небольшие окна с щитками. Еще два окна-амбразуры имелись в средней части бортов корпуса.
Вооружение броневика Heigl Panzerauto M.25 состояло из четырех пулеметов Schwarzlose калибра 7,92 мм, каждым из которых управлял свой стрелок. Два из них устанавливались в боковых амбразурах корпуса. Еще два пулемета размещались в двух башнях, смонтированных в средней части крыши корпуса. Расположение башен не позволяло обеспечить круговое наведение оружия для каждой из них. Однако вместе башни могли контролировать все окружающее пространство. Пулеметы, установленные в башнях и в корпусе, могли вести огонь в любом направлении, а несколько секторов впереди, сзади и по бокам броневика одновременно контролировались двумя пулеметами.
Чуть позже появился броневик с обозначением Fritz. От «Ханса» он отличался некоторыми небольшими доработками корпуса, а также новыми башнями. Для удобства работы стрелков обновленный броневик получил башни большего диаметра. Из-за этого пришлось изменить их расположение. Если на первом варианте машины M.25 башни находились рядом друг с другом, то версия проекта Fritz подразумевала установку левой башни со сдвигом назад. Это позволило вписать башни большего размера в габариты старой крыши. Размеры и расположение перекрывающихся секторов обстрела изменились, однако по-прежнему позволяли вести огонь в любом направлении.
Третий вариант бронеавтомобиля Heigl Panzerauto M.25 не носил дополнительное обозначение, хотя имел массу отличий от предыдущих. Заметным переработкам подвергся бронекорпус. Кормовой лист с большим углом наклона сочли неправильным решением и кардинальным образом переработали всю корму броневика. Пулеметные башни получили скошенный лобовой лист с амбразурой. Левую башню перенесли в переднюю часть крыши, правую – в корму. В центральной части крыши поместили командирскую рубку с щелями для наблюдения. За счет изменения формы корпуса в его бортах удалось добавить по одному дополнительному люку.
В 1925-26 годах было построено по одной машине M.25 каждой из трех версий. Согласно некоторым источникам, по третьему варианту проекта построили два броневика. Эксплуатация бронеавтомобилей, разработанных под руководством Ф. Хейгла, позволила обучить несколько десятков механиков-водителей, стрелков и командиров. Три или четыре броневика M.25 в течение нескольких лет оставались в строю и использовались для обучения экипажей. По некоторым данным, они были списаны в начале тридцатых годов, после появления новой техники этого класса. Несмотря на крайне малое количество собранных машин, броневик Heigl Panzerauto M.25 стал важной вехой в истории австрийских бронетанковых войск.
Heigl Panzerauto M.26
С учетом опыта, полученного при создании проекта M.25, Ф. Хейгл и его коллеги в 1926 году начали разработку следующего бронеавтомобиля. Машина Heigl Panzerauto M.26 должна была сохранить простоту строительства, но при этом иметь более высокие характеристики. Для этого в проекте были применены несколько новых для австрийской оборонной промышленности технических решений.
По некоторым данным, основой для броневика M.26 стал тот же грузовик, что и в случае с предыдущей боевой машиной. Однако при его доработке задние колеса стали сдвоенными. Двигатель, трансмиссия и колесная формула остались прежними. Для облегчения конструкции и обеспечения достаточного уровня защиты бронированный корпус был выполнен из листов, расположенных под различными углами к вертикали. Рассматривая обводы корпуса, нетрудно заметить, что в его конструкции отсутствуют вертикальные листы, а единственный горизонтальный – крыша.
Желание уменьшить боевую массу машины сказалось на ее вооружении и составе экипажа. Последний был сокращен до четырех человек: механик-водитель, командир и два стрелка. Два пулемета Schwarzlose, как и на предыдущем броневике, устанавливались в корпусе и должны были вести огонь через люки в бортах. Еще два пулемета установили в крупной башне с характерным наклонным лобовым листом. По своей огневой мощи броневик M.26 был равен предыдущей машине, хотя применение одной башни соответствующим образом сказывалось на боевых возможностях. Тем не менее, сокращение количества башен сочли приемлемым шагом для учебной бронемашины.
В 1926 году был построен первый и последний экземпляр бронеавтомобиля Heigl Panzerauto M.26. В ряде источников он носит альтернативное обозначение P.A.I. (Panzerauto I). Австрийская армия использовала этот броневик для подготовки личного состава. Кроме того, ему довелось поучаствовать в маневрах. Активная эксплуатация новой бронемашины продолжалась до 1927 года. После поставки австрийской армии броневиков Skoda PA-II чехословацкого производства использование техники собственного производства продолжалось с меньшей интенсивностью. Единственный броневик M.26 находился в эксплуатации примерно столько же, сколько и M.25 – до начала тридцатых годов.
ADGZ
В 1931 году к разработке бронеавтомобилей присоединилась компания Austro-Daimler. Имея некоторые сведения о современных зарубежных разработках, она намеревалась создать перспективный броневик с высоким уровнем защиты, мощным оружием и хорошими ходовыми характеристиками. Для выполнения всех требований пришлось применить несколько технических решений, сложность и новизна которых сказались на сроках реализации проекта. Строительство опытных броневиков новой модели началось только в середине десятилетия.
Предыдущие австрийские броневики проектировались на основе коммерческих грузовых автомобилей, из-за чего получали «в наследство» несколько характерных проблем. Во избежание этого новый броневик под названием ADGZ получил специально разработанное для него шасси. Основой шасси стала оригинальная рама многоугольной формы. Сложная форма этого агрегата была обусловлена несколькими причинами, от особенностей установки различного оборудования до необходимости применения передних и задних управляемых колес.
Бронированный корпус предлагалось сваривать из листов различной толщины. Лобовые и бортовые листы корпуса, а также башня имели толщину 11 мм, крыша и днище – 6 мм. Внутренние объемы бронированного корпуса были скомпонованы с учетом существовавших на тот момент наработок, однако был применен ряд интересных идей. Так, под лобовым листом корпуса поместили радиатор охлаждения двигателя. В походном положении он обдувался воздухом, поступавшим через жалюзи в лобовом листе. Перед боем механик-водитель должен был закрывать жалюзи радиатора и открывать воздухозаборник, расположенный на днище.
За радиатором располагался один из механиков-водителей. В межвоенный период существовало мнение, согласно которому бронеавтомобиль для большей маневренности в бою должен оснащаться двумя постами управления. Австрийский броневик ADGZ разрабатывался с учетом этих взглядов. Второй механик-водитель находился в кормовой части обитаемого объема. Помимо двух водителей в экипаж входили командир, заряжающий, наводчик и два стрелка. Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.
В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре оси машины. Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.
Во вращающейся двухместной башне на крыше корпуса размещалось основное вооружение. В зависимости от обстоятельств экипаж мог атаковать противника при помощи 20-мм пушки Solothurn или 7,92-мм пулемета Schwarzlose. Еще два пулемета устанавливались в переднем и заднем листах боевого отделения. В укладках броневика помещалось 250 снарядов для пушки и в общей сложности 5000 патронов для пулеметов. В середине тридцатых годов три пулемета и пушка калибра 20 мм были серьезным оружием не только для броневиков, но и для танков.
Применение оригинальных идей привело к росту габаритов и массы боевой машины. Боевая масса ADGZ достигла 12 тонн, из-за чего машину классифицировали как тяжелый бронеавтомобиль. Общая длина превышала 6,2 метра, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м. Несмотря на это, во время испытаний броневик на шоссе разгонялся до 70 км/ч. Запас хода – 450 километров. Две управляемые оси, полноприводная ходовая часть и сравнительно мощный двигатель обеспечивали хорошую проходимость и высокую маневренность.
В 1937 году армия и полиция Австрии подписали контракты на поставку новых броневиков. Согласно этим договорам, компания Austro-Daimler должна была изготовить 12 боевых машин для военных и 15 для органов правопорядка. В ходе эксплуатации армия и полиция выявили некоторые недостатки, хотя в целом новые броневики посчитали хорошими и удобными для использования.
Весной 1938 года Австрия вошла в состав Германии. Аншлюс имел множество последствий различного характера. Проведенные новой властью преобразования коснулись и бронеавтомобилей ADGZ. Имевшиеся у австрийских военных и полицейских 27 броневиков этой модели перешли немецким войскам, где получили новое обозначение: М35 mittlerer Panzerwagen. Вермахт имел собственные вооружения и военную технику и не нуждался в подобных трофеях. Изначально предлагалось продать австрийские броневики Болгарии или Румынии, однако от таких планов быстро отказались. Ввиду ограниченных возможностей австрийская промышленность не успела оснастить все построенные броневики ADGZ различным оборудованием, в том числе радиостанциями. Продажу техники в таком виде посчитали бессмысленной.
Бывшие австрийские бронеавтомобили остались у германской армии. В 1938-39 годах они прошли небольшой ремонт и модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на MG34. Кроме того, броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ были переданы нескольким частям СС. Боевое применение броневиков ADGZ австрийского производства началось в сентябре 1939 года, во время нападения Германии на Польшу. В дальнейшем эти машины использовались в следующих военных операциях, а также в полицейских целях.
В 1941 году был подписан крупнейший контракт на поставку бронеавтомобилей ADGZ. Компания Steyr, в состав которой к этому времени вошла фирма Austro-Daimler, получила заказ на поставку 25 броневиков. Существуют две версии, объясняющие появление этого контракта. Согласно первой, в 1941 году подразделения СС понесли большие потери в живой силе и технике, которые пришлось срочно восполнять, в том числе и с помощью австрийских бронемашин. Вторая версия говорит о желаниях руководства СС иметь собственную технику, отличную от вооружений Вермахта. Обе версии имеют право на жизнь, поскольку в пользу первой говорят крупные немецкие потери, а вторую подтверждает тот факт, что машины ADGZ в 1941 году не имели никаких преимуществ перед существующими броневиками, разработанными в Германии.
В начале 1942 года фирма Steyr выполнила заказ и передала СС бронированные боевые машины. 25 броневиков получили радиооборудование, а также новое вооружение. Как и переоборудованные трофейные машины, новые ADGZ несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK 35 L/45 такого же калибра. Согласно некоторым источникам, после нападения Германии на Советский Союз несколько броневиков ADGZ получили новые орудийные башни, снятые с трофейных танков Т-26.
Все имевшиеся бронеавтомобили ADGZ использовались войсками СС для охраны тылов и борьбы с партизанами. До конца войны некоторое количество этих машин было повреждено, а несколько были уничтожены. Кроме того, в начале 1943 года, во время боев в Воронежской области, один броневик австрийской разработки достался красноармейцам в качестве трофея. После войны все имевшиеся броневики ADGZ были утилизированы.
Тяжелый бронеавтомобиль ADGZ оказался одной из самых удачных разработок австрийской оборонной промышленности. Разработанная с нуля машина имела высокие ходовые характеристики и огневую мощь. Кроме того, в общей сложности было построено 52 такие бронемашины, что тоже можно считать свидетельством ее успеха. Ни один другой австрийский броневик межвоенного периода не строился столь крупной серией.
ADGK
Закончив основные конструкторские работы по проекту ADGZ, в котором широко применялись оригинальные технические решения, компания Austro-Daimler занялась разработкой нового бронеавтомобиля. На этот раз предполагалось создать трехосную боевую машину с широким использованием наработок по существующей технике, в том числе и гражданским грузовикам. Имеющиеся сведения о проекте, получившем название ADGK, позволяют подозревать австрийских конструкторов в «подглядывании» за зарубежными коллегами. Своим внешним видом австрийский броневик 1934 года значительно напоминает американскую машину M1 Armored Car, появившуюся несколькими годами ранее. Сходство можно объяснить как похожими целями проекта, так и заимствованием некоторых идей.
Бронеавтомобиль ADGK должен был иметь трехосное шасси с колесной формулой 6х4. Передние односкатные колеса предлагалось сделать управляемыми, а две задние оси с двускатными колесами – ведущими. Колеса с пулестойкими шинами могли устанавливаться на подвеске с листовыми рессорами. Для повышения проходимости новый броневик должен был получить пару небольших барабанов, закрепленных под днищем. При наезде на препятствие они должны были сработать подобно колесам и не дать машине зацепиться днищем. Кроме того, на бортах, сзади и выше передних колес должны были находиться запасные, способные свободно вращаться.
Бронированный корпус машины ADGK предлагалось сваривать из металлических листов. Лобовые, бортовые и кормовые листы располагались под углом к вертикали. Сведения о предлагавшейся толщине бронирования отсутствуют. Внутренние объемы корпуса делились на моторное и боевое отделение. Моторное располагалось в передней части корпуса и было отделено от боевого перегородкой. В боевом отделении должен был располагаться экипаж из четырех человек.
На крыше боевого отделения предполагалось установить башню характерной формы: на ее цилиндрических бортах располагался круглый «купол». В башне должно было находиться главное оружие броневика – 20-мм автоматическая пушка. Наводить ее и вести огонь должен был командир. В передней части боевого отделения планировалось установить рабочие места механика-водителя и стрелка, вооруженного 7,92-мм пулеметом в амбразуре лобового листа. Четвертого члена экипажа тоже предполагалось вооружить пулеметом. Он должен был находиться в кормовой части машины.
При длине свыше 4,3 метра и высоте около 2,1 м расчетная боевая масса броневика ADGK достигла 7 тонн. Расчетное значение максимальной скорости на шоссе превышало 50 км/ч.
Точные весовые и ходовые характеристики бронеавтомобиля новой модели так и не были выяснены. Дело в том, что разработка проекта ADGK прекратилась через несколько месяцев после начала. Согласно различным источникам, это произошло из-за недостаточных расчетных характеристик перспективной машины или ввиду большего приоритета проекта ADGZ. Бронеавтомобиль ADGK так и остался на бумаге. Строительство опытного образца не начиналось.
По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://kfzderwehrmacht.de/
Источник: http://topwar.ru