Американские проекты систем поддержки морских десантов
13 янв, 2014 0 Комментариев 110 Просмотров

Американские проекты систем поддержки морских десантов

Специфика Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны привела к широкому распространению различных десантных средств. За годы войны американская оборонная промышленность создала большое количество десантных катеров, барж, машин-амфибий и т.п. техники, предназначенной для высадки живой силы и вооружения на берег. Однако по ряду причин десантные средства либо вообще не несли никакого собственного вооружения, либо оснащались пулеметами. Это не позволяло эффективно поддерживать десант огнем в ряде ситуаций, из-за чего нередко приходилось прибегать к помощи корабельной артиллерии и авиации.

Американские проекты систем поддержки морских десантов



В конце 1943 года военное ведомство США инициировало работы по исследованию возможности увеличения огневой мощи десантируемых подразделений с учетом использования только имеющейся техники и вооружения. В рамках этого проекта предполагалось проработать несколько вариантов перевозки танков и артиллерийских орудий, которые позволили бы вести огонь до высадки на берег. Подразумевалось, что танк или пушка сможет вести огонь по пути к берегу, находясь на борту десантного катера. После высадки перевозимая техника или вооружение могли бы вступать в бой на суше.

Испытания комбинированных систем огневой поддержки десанта стартовали в январе 1944 года и продолжались до апреля. Полигоном для испытаний и пробных стрельб стал Чесапикский залив. За несколько месяцев испытаний американские военные и инженеры успели проверить огромное количество комбинаций десантного средства и вооружения или техники. Исследовались различные аспекты подобных решений: принципиальная возможность перевозки определенной бронемашины или орудия на конкретной барже или амфибии, особенности ее установки, эффективность огня, расход боеприпасов, удобство использования и т.д. В частности, выяснилось, что плавающая машина DUKW не может служить базой для минометов или орудий калибра более 75-81 мм, а конструкция большинства десантных катеров и барж значительно сокращает возможные углы горизонтального наведения перевозимого орудия.

Американские проекты систем поддержки морских десантов
Подготовка танка М4 к стрельбе с борта десантной баржи LCM-6. На лобовой броне установлен ограничитель поворота



Одной из самых удачных комбинаций десантного средства и техники/вооружения стало совместное использование катеров LCM-6 и танков M4 Sherman. Габариты катера и танка были таковы, что последний мог вести огонь над передней аппарелью. Во избежание повреждений конструкции катера танк оснащался специальным ограничителем углов наведения, собранным из нескольких деревянных или металлических балок. Конструкция характерной формы не позволяла опускать орудие ниже допустимого предела, чтобы исключить повреждение аппарели, а также ограничивала углы горизонтальной наводки, чтобы катер с танком не перевернулись из-за отдачи.

Танк T34 Calliope, оснащенный реактивной системой залпового огня, не мог вести огонь из орудия. Однако большая высота пусковой установки реактивных снарядов позволяла стрелять поверх аппарели без риска повредить ее. Следует отметить, стрельба реактивными снарядами была связана с некоторыми проблемами, обусловленными выбросом раскаленных газов в сторону кормы катера.

Американские проекты систем поддержки морских десантов
Танк «Шерман Каллиоп» на борту баржи LCM-6. Несколько стволов повреждено из-за снарядов



Другим интересным вариантом нагрузки катеров LCM-6 стала комбинация танка и артиллерии. На палубе этих катеров помещались два легких танка семейства M3 Stuart, например M5A1. Из-за своей высоты эти бронемашины не могли стрелять вперед, поскольку им мешала передняя аппарель. Тем не менее, они могли атаковать цели, находящиеся в широких боковых секторах. Для обстрела целей, недоступных для танка, десантный катер в подобной конфигурации получал два 106-мм миномета. В кормовой части катера предлагалось устанавливать два деревянных ящика с песком, на который можно было поместить опорную плиту миномета. Таким образом, катер нес две пушки калибра 37 мм, два миномета и несколько пулеметов.

Стрельба до высадки на берег имела одно не слишком приятное последствие, поскольку танкисты были вынуждены расходовать возимый боекомплект и экономить снаряды. Такая экономия сказывалась на эффективности огня либо до выхода на берег, либо после него. По этой причине было предложено оснастить десантные катера дополнительными ящиками для снарядов. В таком случае экипаж катера должен был подавать боеприпасы танкистам. Благодаря этому во время высадки на берег укладки танка оставались полностью заполненными, что в некоторой мере облегчало боевую работу.

В ходе испытаний проверялись несколько вариантов установки на десантные катера различных орудий. Ввиду небольшой высоты часть пушек не могла вести огонь через аппарель. Для решения этой проблемы один из катеров типа LCVP был немного доработан. В аппарели проделали отверстие для ствола пушки M1 калибра 57 мм, а на носовой части палубы установили деревянный помост для установки самого орудия. Пушку предлагалось крепить при помощи системы расчалок. Подобная установка 57-мм орудия обеспечивала достаточно высокие боевые характеристики, но значительно затрудняла использование десантного катера по его прямому назначению. Деревянный помост «курсового» орудия затруднял высадку солдат, а также сильно мешал выгрузке других пушек или легкой техники, находящейся на палубе за ним. Соотношение преимуществ и недостатков такого способа установки пушки M1 сочли неприемлемым для использования на практике.

Американские проекты систем поддержки морских десантов
Американские проекты систем поддержки морских десантов



По схожим причинам военные не одобрили проект установки гаубицы M115 на крупные десантные катера. Несмотря на развитые противооткатные устройства, это орудие калибра 203 мм имело столь большую отдачу, что палубу катера требовалось укреплять при помощи специальной конструкции из дерева. Установка гаубицы на такой помост и демонтаж с него занимали до получаса, что не позволяло быстро выкатить орудие на берег и тем самым значительно снижало боевую эффективность всей системы. Кроме того, длительный демонтаж гаубицы M115 негативно сказывался на возможностях десантного катера. По этим причинам десантный катер с гаубицей M115 так и остался экспериментальным средством поддержки пехоты.

Неоднозначным решением оказалась установка на катерах семейств LCM и LCT зенитных орудий калибра 90 и 120 мм. Некоторые катера могли транспортировать до двух таких пушек в боевом положении. Высота лафетов зенитных пушек позволяла вести огонь в любом направлении, в том числе и через носовую аппарель. Однако во время испытаний были выявлены некоторые недостатки подобной системы огневой поддержки. При стрельбе в некоторых направлениях ударная волна, распространяющаяся от дула пушки, выбивала стекла на автомобиле-тягаче. Вариант раздельной перевозки тягачей и пушек не рассматривался по понятным причинам.

Одним из самых удобных и перспективных предложений стала перевозка 105-мм буксируемых гаубиц M2. Катера с меньшими габаритами могли перевозить одно такое орудие с расчетом, боекомплектом и тягачом, более крупные – два. Гаубицу или гаубицы в боевом положении предлагалось крепить к палубе катера расчалками. При правильной фиксации они могли вести огонь выше носовой аппарели с минимальными углами возвышения. Главный недостаток такого средства огневой поддержки десанта заключался в высоких требованиях к креплению орудий. При неправильном их размещении или закреплении появлялся риск повреждения аппарели пороховыми газами или даже снарядом.

Результатом испытаний января-апреля 1944 года стал объемный отчет, в котором подробно описывалось множество вариантов совместного использования десантных катеров или машин-амфибий и различного вооружения или военной техники. По некоторым данным, общее количество рассмотренных идей превысило несколько десятков. Кроме того, в отчете содержалась вся собранная информация о преимуществах и недостатках той или иной предложенной системы огневой поддержки десанта.

Американские проекты систем поддержки морских десантов
Десантная баржа LCM-6 с танками М5А1 и 106-мм минометами на борту



Весной 1944 года завершались приготовления открытию второго фронта в Европе, и поэтому доклад о результатах испытаний оказался весьма полезным. Ряд упомянутых в нем идей активно использовался в начале июня во время операции «Оверлорд». Некоторые предложения американских специалистов заинтересовали союзников, результатом чего стало появление подобных проектов у Великобритании и Австралии. Катера с танками или артиллерийскими орудиями были опробованы на практике во время высадки войск антигитлеровской коалиции в Нормандии. Позже отработанные и испытанные системы активно использовались в ходе высадки десантов на Тихоокеанском театре военных действий.

Американские проекты систем поддержки морских десантов
203-мм гаубица установлена на подкрепления палубы и готова стрелять поверх аппарели



Американские проекты систем поддержки морских десантов
57-мм орудие M1 установлено в порте, прорезанном в аппарели баржи LCVP



По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://globalsecurity.org/
http://wwiiequipment.com/
http://ww2lct.org/
http://history.navy.mil/

Источник: http://topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация