К бюджетной отчетности претензий нет
Счетная палата подвела итоги проверки Минобороны РоссииЗавершаем публикацию основных положений отчета Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала ВС РФ.
Окончание: первая и вторая части.
В 2010–2012 годах в департаменты финансово-экономического блока поступило соответственно 633, 422 и 5658 обращений граждан по вопросам денежного довольствия и заработной платы. Анализ обращений, поступивших в 2012-м, показал, что свыше 80 процентов изложенных в них вопросов касались в той или иной степени организации работы Единого расчетного центра МО РФ (ЕРЦ).
Система выплат призывникам
Постановлением правительства России от 21 декабря 2011 года № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» введена новая система выплат для данной категории военнослужащих.
К бюджетной отчетности претензий нет
Фото: PHOTOXPRESS
Установлены новые оклады по воинской должности в размере от 1000 рублей (стрелок, курсант) до 1800 рублей (старшина) в месяц.
Вместе с тем в соответствии с указом президента России от 1 января 2012 года № 100 «О проведении в ВС РФ эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву», указанной категории военнослужащих с 1 января 2012 года выплачивается денежное довольствие в размере 2000 рублей в месяц (включая оклад и дополнительные выплаты) независимо от занимаемой воинской должности.
При разработке концепции указанного эксперимента Минобороны исходило прежде всего из необходимости унификации расчетов с личным составом, а также из того, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, находятся на полном государственном обеспечении и не осуществляют затрат на питание, обмундирование и проживание, выполняют свои обязанности в равных условиях.
По мнению командований Южного и Центрального военных округов, проведенный в 2012-м эксперимент по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в целом оказал положительное влияние на морально-психологическое состояние личного состава и негативных действий на боевую готовность и повседневную деятельность подразделений не имел.
В то же время, по оценке командований Восточного и Западного военных округов, фиксированная выплата денежного довольствия «не соответствует степени ответственности по занимаемым воинским должностям и объему выполняемых военнослужащими функциональных обязанностей, вследствие чего снижено чувство ответственности, возникают вопросы социальной несправедливости, отсутствует заинтересованность в назначении на должности сержантского (старшинского) состава».
Аутсорсинг
С 2010 года проводится комплекс мероприятий по освобождению Вооруженных Сил от несвойственных задач и функций. Ряд функций по обеспечению войск (сил) был передан предприятиям гражданского сектора экономики на условиях аутсорсинга: сервисное обслуживание и ремонт техники, обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами, перевозка грузов, заправка топливом и моторными маслами кораблей Военно-морского флота, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.
В связи с исключением должностей военнослужащих и гражданского персонала, функции которых переданы сторонним организациям, высвобождаемые средства использовались по другим направлениям расходов, а также на дополнительные выплаты личному составу.
Объем высвободившихся средств на выплату денежного довольствия по исключенным до 2012 года должностям военнослужащих, функции которых переданы сторонним организациям, составил 215 миллионов рублей, в том числе 98,1 миллиона – денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Сведения об объемах высвобождаемых средств по должностям гражданского персонала в связи с переходом на аутсорсинг в ходе контрольного мероприятия Минобороны не представлены.
Следует отметить, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов дополнительные затраты по отдельным направлениям расходов при передаче функций сторонним организациям (содержание и эксплуатация объектов, сервисное обслуживание техники, банно-прачечное обслуживание, организация питания и др.) по расчетам Минобороны составляли 85,7 миллиарда рублей.
В распоряжении более 45 тысяч
Несмотря на принимаемые меры по определению дальнейшего служебного предназначения военнослужащих, состоящих в распоряжении, существенного сокращения их числа добиться не удалось.
По состоянию на 1 января 2013 года число военнослужащих, состоящих в распоряжении, – 45 450, в том числе по причине необеспечения жильем – 34 364.
Расходы на выплату денежного довольствия данной категории военнослужащих в 2010-м составили 16,1 миллиарда рублей, в 2011-м – 17,6 миллиарда, в 2012-м – 32,2 миллиарда, из них в связи с необеспеченностью жильем в 2011-м – 12,1 миллиарда (69 процентов от общей суммы), в 2012-м – 22,6 миллиарда рублей (70,1 процента от общей суммы).
Указанные расходы неоправданно увеличивают затраты на содержание Вооруженных Сил.
Результаты проверки показали, что суммы назначенных и исполненных бюджетных ассигнований, предназначенных Минобороны на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил и другие выплаты, в бюджетной отчетности за 2010 и 2011 годы и девять месяцев 2012-го отражены правильно.
Выводы
Определение объема бюджетных средств на денежное довольствие военнослужащих на 2010 год производилось исходя из среднегодовой фактической численности военнослужащих 1 107 170 при штатной численности 1 116 224, что соответствует действующему законодательству. Расчет фонда денежного довольствия военнослужащих на 2012 год осуществлялся с учетом реформирования денежного довольствия и исходя из штатной численности военнослужащих 1 000 000. По состоянию на 1 января 2013 года списочная численность военнослужащих составила 766 055, а на 10 594 воинских должностях содержался гражданский персонал.
Объемы бюджетных ассигнований на 2011–2012 годы на оплату труда гражданского персонала были определены исходя из списочной численности 771 462. Предложения Минобороны о дополнительном выделении бюджетных ассигнований на содержание в 2011–2012 годах 113 367 вакантных должностей гражданского персонала Минфином поддержано не было. Вместе с тем в ходе проверки МО РФ не смогло обосновать необходимость наличия этих штатных должностей и планирования средств на их содержание.
Изменения в федеральный закон о федеральном бюджете и сводную бюджетную роспись в части расходов на выплату денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в проверяемом периоде производились на законных основаниях. Вместе с тем часть средств в сумме 3,8 миллиарда рублей, перенацеленных с фондов денежного довольствия на обеспечение служебным жильем военнослужащих в 2012 году осталась неизрасходованной.
Суммы назначенных и исполненных бюджетных ассигнований, предназначенных Минобороны на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил и другие выплаты, в бюджетной отчетности за 2010 и 2011 годы и девять месяцев 2012-го отражены правильно.
В 2010–2012 годах из-за отсутствия системы стимулирования, основанной на критериях и показателях, позволяющих реально оценить вклад военнослужащих в развитие боеготовности Вооруженных Сил и повышение обороноспособности страны, основные объемы денежных средств, предусмотренных на стимулирование военной службы, направлялись на оплату руководителей органов центрального аппарата Минобороны, удельный вес дополнительных выплат которым в их в совокупном доходе за 2012 год составлял 48,6–81,2 процента.
Доля дополнительных выплат военнослужащим воинских частей, высших учебных заведений и медицинских учреждений в сумме денежного довольствия за 2012 год была соответственно 2,3, 1,0 и 2,2 процента.
Размер премий отдельным государственным гражданским служащим центрального аппарата Минобороны в 2012 году превышал размер начисленного денежного содержания в 3,1–3,6 раза (департаменты финансово-экономического блока). При этом удельный вес премий в начисленной сумме заработной платы гражданскому персоналу воинских частей составлял 22,1 процента, средних специальных учебных заведений – 31,3 процента, больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей – 14,9 процента.
Поручение президента России от 18 ноября 2009 года № Пр-3081 в части кратности увеличения денежного довольствия военнослужащих в среднем в 2,5–3 раза с 1 января 2012 года выполнено.
С 2011-го финансовое обеспечение воинских частей осуществляется через Единый расчетный центр МО РФ, штатной численностью 420 (по выплатам денежного довольствия) и УФО, штатной численностью 8877 (по выплатам, не входящим в состав денежного довольствия), при этом в целом численность работников, связанных с финансовым обеспечением военнослужащих, увеличилась на 390 в сравнении с численностью указанных работников по состоянию на 1 января 2011 года.
Переход на централизованную систему расчетов с личным составом через ЕРЦ привел также к необходимости ежемесячного привлечения дополнительных сил для проведения подготовительной работы по расчетам – свыше 300 военнослужащих и лиц гражданского персонала других органов военного управления.
Работа по переходу на централизованное обеспечение выплат сопровождалась ростом количества обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия, переплатами и двойными выплатами.
Как установлено работниками ЕРЦ, общая сумма переплат составила 1 875 421,6 тысячи рублей, из них на 1 января 2013 года сумма непогашенной переплаты денежного довольствия – 18 543,4 тысячи рублей.
Остается актуальной проблема своевременного получения через банкоматы денежного довольствия военнослужащими, особенно военнослужащими по призыву, которые не имеют права свободного выхода за пределы части.
На исполнение поступивших в 2010–2012 годах в Минобороны судебных решений за счет средств федерального бюджета в 2010–2012-м было израсходовано 25 181,1 тысячи рублей, из них по состоянию на 1 января 2013 года не исполнено решений на сумму 5514,9 тысячи рублей.
ЕРЦ в 2012 году предъявлено 454 исполнительных листа, подлежащих к оплате за счет средств федерального бюджета, на сумму 20 654,9 тысячи рублей.
В Минобороны отсутствует единый порядок составления, подписания, утверждения и представления в финансовые органы табелей учета рабочего времени и имеют место случаи представления табелей, не утвержденных руководителем учреждения, а также подписания табелей уполномоченными на это лицами в середине текущего месяца. Имели место факты отсутствия персонального учета военнослужащих и лиц гражданского персонала, убывающих в служебные командировки за границу.
Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии внутриведомственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, что также подтверждается и отсутствием информации о деятельности системы внутриведомственного контроля за законностью и эффективностью использования средств федерального бюджета в Минобороны.
Возражения или замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты проверки не представлены.
источник: vpk-news