Запертый флот южных морей
Участник военного парада, посвященного празднованию Дню Военно-морского флота. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАССЧем располагает российский ВМФ на Черном и Каспийском морях и кто там наш вероятный противник
В отличие от трех других «новых» военных округов, созданных при Сердюкове, Южный ВО не увеличил свою площадь, оставшись в границах бывшего Северо-Кавказского ВО. Зато получил сразу два флотских объединения – Черноморский флот и Каспийскую флотилию.
ЧФ стал самым многострадальным из наших флотов, поскольку после развала СССР оказался на чужой территории. Его пришлось делить с Украиной, из-за чего он практически не обновлялся. Сначала – чтобы новые корабли случайно не достались Украине, затем – потому что к концу 90-х всякое обновление ВМФ РФ вообще прекратилось почти на 10 лет.
Пора возвращаться в Россию
Сегодня в составе ЧФ имеются 2 подводные лодки(ПЛ) (по 1 проект (пр.) 877 и 641Б), флагманский крейсер «Москва» пр. 1164, большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» пр. 1134Б, 3 сторожевых корабля (по 1 проект. 01090, 1135 и 1135М), 5 малых противолодочных кораблей (МПК) пр. 1124М и 1 пр. 1124, 4 малых ракетных корабля (МРК) (по 2 пр. 1239 и 12341), 5 ракетных катеров (1 пр. 12417, 4 пр. 12411), 11 тральщиков, 7 больших десантных корабля (БДК) (3 пр. 1171, 4 пр. 775). ЧФ является единственным из российских флотов, в составе которого остались корабли, введенные в строй еще в 1960-х годах. Это сторожевой корабль пр. 01090 «Сметливый» и БДК проект 1171 «Саратов» и «Орск». Небоеспособна ПЛ пр. 641Б, доживают свой век БПК «Керчь», оба МРК пр. 12341, МПК проект 1124 и ракетный катер пр. 12417. Достаточно новыми являются МПК проект 1124М, МРК пр. 1239, по 1 тральщику пр. 12660 и 02668. Не новыми, но достаточно мощными кораблями можно считать крейсер «Москва» и ракетные катера пр. 12411 со сверхзвуковыми противокорабельными комплесами «Москит».
В ближайшие годы флоту обещано пополнение и обновление. Поскольку нынешний российский ВПК новые проекты осваивает с огромным трудом, было принято мудрое решение вернуться к советским проектам, но с более современными вооружением и электроникой. Таковыми являются ПЛ пр. 636 и сторожевые корабли пр. 11356. ЧФ имеет шанс до 2020 года получить по 2-3 единицы тех и других.
Гвардейский ракетный крейсер «Москва». Фото: Владимир Бочаров / ИТАР-ТАСС
При этом ситуация с базированием флота остается неопределенной. Нынешнее руководство Украины, которое многие у нас по странному недоразумению считают «пророссийским», продолжает изводить Москву разнообразными придирками к ЧФ в Севастополе. Только теперь это делается не из идейных соображений, как при Ющенко, а только из-за денег, ради которых и существует нынешнее руководство Украины. В связи с этим Россия форсирует бесконечное строительство военно-морской базы в Новороссийске. Впрочем, часть сил ЧФ базируется там уже давно, но не исключено, что он там окажется целиком. И это было бы самым правильным решением. Конечно, Севастополь удобен, если нужно атаковать Босфор, но данная задача очень давно утратила даже чисто теоретическую актуальность. Оборонять же свое побережье лучше со своего побережья. Главное, что надо раз и навсегда лишить Киев возможности шантажировать Россию флотом. Популярные у нас до сих пор рассуждения о «славянском братстве» и «общей обороне Крыма» является образцом пустой бессмысленной демагогии.
Чем располагают флоты черноморских стран
Формально сильнейшим флотом на Черном море считается турецкий. В его составе – 14 немецких ПЛ пр. 209 (6 209/1200, 8 209/1400), 22 фрегата (8 американских типа «Оливер Перри», 8 немецких пр. МЕКО-2000 трех разных модификаций, 6 французских типа «Дэстьен Дор»), 1 ракетный корвет типа «Ада» (всего будет 8), 27 ракетных и 22 сторожевых катера, 20 тральщиков, 5 десантных кораблей. В ближайшее время поступят на вооружение 6 новейших немецких ПЛ пр. 214. Именно немецкие корабли и подлодки, построенные специально для Турции, являются главной ударной силой ВМС страны. Кроме того, в последние годы в самой Турции начато строительство ракетных корветов и катеров. Американские и французские фрегаты – подержанные и довольно устаревшие.
Необходимо отметить, что турецкий флот должен действовать не только в Черном, но и в Средиземном море, именно там находится его главный потенциальный противник – ВМС Греции. У ВМС Турции очень ограниченные десантные возможности, нет средств для нанесения ударов по целям в глубине суши. Поэтому их мощь, конечно, не надо преуменьшать, но и преувеличивать тоже не нужно.
Тем более нет необходимости преувеличивать мощь ВМС Румынии и Болгарии.
В составе румынского флота имеется 3 фрегата («Мэрэшешти» и два бывших английских типа «Бродсуорд»), 4 корвета, 3 ракетных катера советской постройки пр. 1241Т, 3 торпедных катера, 1 минзаг, 4 тральщика, 3 монитора, 16 речных катеров. Единственная ПЛ пр. 877 еще в середине 90-х в результате «грамотной» эксплуатации утратила боеспособность. Абсолютно все корабли и катера построены еще в эпоху холодной войны, все, кроме «Бродсуордов» и ракетных катеров – в самой Румынии. Только фрегаты и ракетные катера имеют на вооружении ПКР, причем старые - П-15/20 или «Экзосет» ММ38. Реальная боевая мощь румынского флота очень близка к нулю.
То же самое можно сказать и о ВМС Болгарии. В его составе – 3 бывших бельгийских фрегата типа «Виллинген», 1 сторожевой корабль пр. 1159, 2 МПК пр. 1241П, 1 ракетный катер пр. 1241Т, 3-4 крайне устаревших ракетных катера пр. 205, 4 тральщика, 2 средних десантных корабля. Как и в ВМС Румынии, здесь нет кораблей и катеров моложе 20 лет, в целом, болгарский флот совершенно недееспособен.
Фрегат «Гетман Сагайдачный» и десантный корабль «Константин Ольшанский» ВМС Украины и два сторожевых катера ВМС Турции «Калкан» и «Туфан» (справо налево). Фото: United States European Command
Турция является членом НАТО с 1952 года, Болгария и Румыния – с 2004 года. При этом никаких «баз НАТО» (т.е. США) никто в Черном море создавать не собирается, это не обсуждается даже на уровне проектов. Разговоры о них – типичная кремлевская пропаганда. Поэтому, кстати, никогда никакой базы НАТО не будет и в Севастополе, даже если оттуда уйдет ЧФ. Не будет по тем же причинам, почему нет таких баз в Констанце или Бургасе: они никому ни для чего не нужны.
В составе ВМС Украины наиболее боеспособны те три корабля, который были конфискованы почти достроенными на верфях в момент распада СССР. Это фрегат (сторожевой корабль) пр. 1135П «Гетман Сагайдачный» и 2 МПК пр. 1124М. Кроме того, формально боеготовыми числятся 1 сторожевой корабль пр. 1124П, 1 МПК пр. 1241П, 2 ракетных катера (по 1 пр. 1241Т и 206МР), 4 тральщика и 2 десантных корабля. Единственными носителями ПКР в ВМС Украины являются 2 ракетных катера, но крайне устарели как сами катера, так и ПКР П-20 «Термит». В целом по своим боевым возможностям украинский флот очень существенно уступает даже румынскому и болгарскому, а с ВМС Турции и ЧФ РФ его просто нет возможности сравнивать. Программа строительства новейших корветов пр. 58250 на «народные деньги» выродилась в фарс сразу после ее начала (хотя руководство ВМС Украины хотело контролировать этими корветами Атлантику и Индийский океан). Вместо 20 корветов, из них первый в 2012 году (так планировалось изначально), страна получит, в лучшем случае, 4 корвета, из них первый в 2016 году. При этом, хотя головной корвет уже как бы строится, до сих пор неизвестно, чем он будет вооружен.
Как российские десантники захватили грузинский флот
Основу ВМС Грузии составляли по 1 ракетному катеру типа «Комбатант-2» (бывший греческий французской постройки) и пр. 206МР (получен с Украины), а также артиллерийский катер пр. 205П (также получен с Украины). Все они погибли в ходе августовской войны 2008 году – отнюдь не в мифическом «морском бою с ЧФ» (это чистейшее порождение кремлевского агитпропа). Их захватили российские десантники, приехавшие в Поти по суше. Грузинские моряки не нашли в себе силы ни увести катера в Батуми, ни взорвать их, они просто героически разбежались. Поэтому взорвали катера наши десантники. После войны ВМС Грузии были упразднены, несколько оставшихся почти не вооруженных сторожевых катеров вошли в состав Береговой охраны.
Таким образом, несмотря на радикальное сокращение и старение корабельного состава, ЧФ РФ достаточно адекватен ситуации на своем театре военных действий. ВМС Турции все же не настолько сильны, чтобы создать нам по-настоящему серьезные проблемы, а всеми остальными можно просто пренебречь.
Что есть у России на Каспии
Каспийская флотилия по своим размерам, разумеется, гораздо слабее любого из 4 флотов ВМФ РФ. Однако именно она находится в наиболее благоприятных геополитических условиях. В первую очередь потому, что Каспийское море, как известно, является озером, единственный вход в которое контролируется Россией. Попасть на Каспий извне можно только с нашего разрешения. Соответственно, мы можем контролировать состав ВМС остальных каспийских государств (если только они не разовьют собственное кораблестроение). Кроме того, перманентная война на Кавказе и запах каспийской нефти еще с 90-х заставляли Москву уделять максимум внимания именно КФ. Специально для нее было создано несколько проектов боевых кораблей и катеров. Поэтому в ее составе сегодня половина единиц построена уже в постсоветской России.
Ракетный корабль проекта «Дагестан» (справа), и ракетный корабль «Татарстан». Фото: Руслан Аликбеков / РИА Новости
Это 2 сторожевых корабля пр. 1661 (второй из них, «Дагестан», вооружен новейшим ракетным комплексом «Калибр-НК», способным наносить удары по надводным и наземным целям), 3 малых артиллерийских корабля пр. 21630, ракетный катер пр. 12412, 2 рейдовых тральщика пр. 10750, 6 десантных катеров различных проектов. Кроме того, имеются корабли и катера постройки 80-х годов: 3 ракетных катера пр. 206МР и 2 пр. 1241 (один из которых переделан в артиллерийский), 4 бронекатера пр. 1204, 5 тральщиков.
Озеро с устаревшими катерами
До последнего времени КФ РФ была в разы сильнее всех остальных каспийских флотов вместе взятых, поскольку все они состояли почти исключительно из сторожевых катеров, вооруженных, максимум, 1-2 пушками калибра 20-40 мм или вообще только пулеметами. Такие «боевые единицы» не могли создать нам никаких проблем, независимо от их количества, поэтому Россия легко пропускала и пропускает их на Каспий.
В частности, ВМС Казахстана и сегодня состоят из полутора десятков подобных катеров российской, южнокорейской, американской, немецкой и собственной (по российским проектам) постройки. Планируется, впрочем, начать строительство ракетных катеров. Россия вряд ли будет возражать, поскольку Казахстан сегодня является нашим главным союзником в регионе.
Правда, недавно наши многочисленные «патриотические» параноики заподозрили Астану в намерении разрешить Вашингтону создание на своем побережье американской военно-морской базы. Как было показано выше, по чисто географическим соображениям это можно сделать только в случае прямого согласия Москвы. Корабль ВМС США не может «явочным порядком» пройти по Волго-Дону, а ВМБ без кораблей – это нечто невиданное в мировой практике. К сожалению, «патриотическая общественность» у нас не обременена хоть какими-нибудь знаниями (даже на уровне географии 4 класса), что и неудивительно при нынешнем состоянии образования и науки. К тому же сегодня так сложилось, что псевдопатриотическая демагогия заменяет любое знание.
ВМС Азербайджана до последнего времени считались вторыми по силам на Каспии, поскольку им достался от советской Каспийской флотилии сторожевой корабль пр. 159А, числящийся теперь фрегатом. Он до сих пор остается в строю, хотя ему 46 лет, никакого ракетного оружия он никогда не нес. Видимо, его не отправляют на слом по соображениям престижа (хотя не очень ясно, в чем он состоит). Имеется также 4 артиллерийских катера пр. 205П (из них 1 – бывший ракетный катер пр. 205У со снятыми ПКР), несколько американских и турецких сторожевых катеров почти без вооружения, 4 тральщика и 3 средних десантных корабля. Всем этим кораблям - более 30 лет.
Азербайджан до сих пор не поделил с Туркменией нефтяные месторождения на юге Каспия. До позапрошлого года туркменский флот представлял собой тот же набор из десятка российских, украинских, американских и турецких сторожевых катеров с символическим вооружением. Ситуация радикально изменилась после того, как ВМС Туркмении получили из России 2 ракетных катера пр. 12418, каждый из которых несет по 16 ПКР «Уран». Теперь любой из этих катеров за один выход в море может безнаказанно уничтожить весь азербайджанских флот, корабли которого не имеют ни ПКР, ни ЗРК.
До последнего времени иранские ВМС на Каспии также состояли лишь из нескольких десятков катеров с малокалиберными пушками и пулеметами. И здесь ситуация радикально изменилась в последние два года, после того, как Иран начал строить корабли и катера на своем каспийском побережье. И уже успел построить фрегат «Дамаванд» (в ВМС Ирана он гордо считается «эсминцем») и 4 ракетных катера. Их проекты скопированы с западных кораблей и катеров, закупленных еще при шахе: фрегат – с английского проекта, катера – с французского «Комбатант-2». При этом вооружены они китайскими ПКР С-802 (по 4 на фрегате и каждом из катеров). Конечно, иранские ВМС на Каспии пока отстают от КФ РФ, но теперь уже не качественно, а лишь количественно. Такое радикальное усиление флота, возможно, объясняется спором за нефтяные месторождения с Азербайджаном и Туркменией. Кроме того, в Тегеране не исключают превращения Азербайджана в американский плацдарм против него. Впрочем, на учениях «Центр-2011» Россия и Казахстан отрабатывали отражение агрессии со стороны именно Ирана.
Таким образом, теоретически на Каспии могут воевать все со всеми (кроме России и Казахстана). Но именно теоретически. Благодаря географии Москва может контролировать ситуацию на этом ТВД.
Автор - заместитель директора Института политического и военного анализа
источник:rusplt