Анкара боится российских ракет?
Наша военно-техническая поддержка Сирии поставлена под вопрос.
Комментирует эксперт Леонид Шипилов:
Высокопоставленные турецкие чиновники на днях заявили о неприемлемости поставок российского вооружения Сирии через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, вплоть до его конфискации, если РФ подробно не проинформирует об этих перевозках турецкую сторону.
При этом турецкая сторона ссылается на международную конвенцию Монтрё (Швейцария, 1936 г.) о статусе проливов Босфор и Дарданеллы. Хотя этот документ не ограничивает международные перевозки через эти проливы, обеспечивающие выход из Черного моря в Средиземное и обратно. К сожалению, другого сквозного водного пути между этими морями пока не существует (впрочем, еще в 1970-х в СФРЮ с советским участием был разработан проект судоходного канала Дунай-Средиземноморье через Северную Грецию, но он до сих пор не реализован).
Вопрос возник в связи с планами поставок Сирии российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Дело в том, что воздушный коридор для этих поставок в Сирию фактически закрыт в связи с участием Турции в НАТО, а Россия и Сирия участницами НАТО, как известно, не являются. В то же время, путь через Босфор-Дарданеллы той же конвенцией Монтрё-1936 объявлен международным транзитным маршрутом. И в Турции прекрасно осведомлены о том, что военно-технические поставки из РФ в Сирию, как и прежде, нисколько не угрожают безопасности и территориальной целостности Турции. Заметим в этой связи, что Турция никогда не возражала против военно-технических поставок из СССР в Египет, Ливию и Сирию через те же проливы. Причем, согласно конвенции Монтрё-1936, Советский Союз всегда заблаговременно уведомлял Анкару об этих поставках. Так же поступает российская сторона и сегодня.
Но теперь, как полагают в Турции, военно-политическая конъюнктура в регионе другая, вдобавок, в связи с поражениями «антиасадовской оппозиции», базирующейся в основном на турецкой территории. Так что «предупреждения» Анкары, адресованные Москве, безусловно, являются продолжением-отражением турецкой политики в отношении нынешнего руководства Сирии. Зная же партнеров Турции по НАТО, прямо или косвенно продолжающих поддерживать мятежников, можно легко предположить, кто на самом деле стоит за этим откровенным демаршем.
Специально для Столетия