Квартирный вопрос испортил и военных
Но Минобороны предложило свой способ решения этой застарелой проблемыОлег Фаличев
10 июня состоялся «круглый стол» на тему «Обеспечение военнослужащих постоянным жильем и новые подходы МО РФ к управлению военным имуществом». В мероприятии принял участие заместитель министра обороны Руслан Цаликов.
В течение последних нескольких лет первые лица государства заверяют общество, что ими прилагаются титанические усилия в целях существенного улучшения материального положения военнослужащих и обеспечения их жильем. От решения этих двух проблем во многом зависит, насколько добросовестно и эффективно будут исполнять свои должностные обязанности служивые, а также социальное самочувствие членов их семей. Надо отдать должное, что сегодня противоречие между особенной ролью людей в погонах в обществе и существовавшим до недавнего времени крайне низким уровнем материального вознаграждения за их ратный труд наконец устранено. На очереди квартирный вопрос.
Монетизация льгот
Как рассказал Руслан Цаликов, отвечающий в Министерстве обороны за расквартирование войск, жилищное обеспечение, строительство и капитальный ремонт, несколько лет назад государство предприняло очень серьезные меры для того, чтобы закрыть вопрос с денежным довольствием военнослужащих.
Квартирный вопрос испортил и военных
В лихие 90-е или даже в середине 2000-х, когда командир атомного подводного ракетоносца получал меньше, чем водитель московского троллейбуса, военнослужащим, проходившим службу по контракту, повсеместно приходилось подрабатывать, чтобы прокормить свои семьи. Но не всем предоставлялась такая возможность, особенно тяжело в этом отношении было тем, кто служил в отдаленных точках, где кроме военных городков на ближайшие сотни километров нет ничего. Офицеры сегодня – одна из наиболее обеспеченных категорий нашего общества. Вряд ли кто-то из них может посетовать на то, что получает недостаточно.
А вот что касается жилищного обеспечения, то эта проблема еще требует своего решения. МО РФ в последнее время сделало немало в данном направлении. На 1 января 2012 года в очереди на жилье стояли 82,4 тысячи человек. В течение года 49 тысяч из них получили ключи от квартир.
Только с 2010 по 2012 год по линии Министерства обороны обеспечены постоянным жильем 139,2 тысячи военнослужащих. Это, пожалуй, самые быстрые темпы предоставления квартир офицерам в постсоветский период. Но на 1 января 2013-го очередь опять выросла, к бесквартирным добавились еще 33 тысячи. Сегодня 55 тысяч человек продолжают оставаться в так называемой жилищной очереди.
Но это не означает, что Минобороны мало строит или тормозит выдачу жилья. Налицо серьезный системный сбой. Методы, которыми государство на протяжении многих лет пыталось решить эту проблему, неэффективны и никогда не решат ее окончательно. При нынешнем положении дел военное ведомство неспособно избавиться от бесконечных жилищных очередей.
Виной тому и опрометчивое реформаторское решение Сердюкова – Макарова о резком сокращении офицерского состава Вооруженных Сил с 350 до 150 тысяч, что значительно увеличило жилищную очередь. В результате темпы строительства жилья и уменьшение численности армии не совпали.
Однако продекларировав свои обязательства перед военнослужащими, государство обязано их выполнять и делать это быстро, не растягивая на долгие годы. Значит, надо искать оперативный выход из создавшегося положения и изменить действующий порядок обеспечения жильем бесквартирных людей в погонах.
Одним из решений этой проблемы может стать выдача военным денежных средств для строительства или приобретения постоянного жилья. В данный момент вопрос упирается в недостаточность денег. Но Минобороны намерено их найти совместно с Минфином и другими заинтересованными ведомствами. Какое-то время потребуется также на законодательное оформление инициативы. Сейчас готовится законопроект о единовременной денежной выплате (ЕДВ), согласно которому основной формой обеспечения жильем военнослужащих станет предоставление им ЕДВ для его приобретения.
Данный метод не обязаловка. В силе останутся государственные жилищные сертификаты, накопительная ипотечная система и предоставление квартир по линии Минобороны. Кроме того, Руслан Цаликов подчеркнул, что у офицера должна быть еще и служебная жилплощадь по месту дислокации воинской части.
При этом руководство Минобороны стремится постепенно освободить военное ведомство от несвойственных ему функций, к которым и относится строительство жилья. Следует отметить, что только в текущем году МО РФ передало на баланс муниципальных властей около 600 военных городков с жилым фондом и инфраструктурой. Всего же число таких городков к концу 2013-го составит около тысячи.
Опыт МЧС и МВД
Безусловно, очень заманчиво одним махом покончить с очередью, недовольством ряда офицеров из-за предоставления жилья в неудобном для них месте, неизбежной в таких случаях коррупцией. Но не постигнет ли этот проект участь монетизации льгот для пенсионеров, не съест ли инфляция ЕДВ?
В этом вопросе Министерство обороны намерено опереться на опыт МЧС и МВД, сотрудники которых, как было отмечено, довольны, служат с интересом и хорошим настроением. Кроме того, такой опыт есть и за рубежом – в Германии, Бельгии и некоторых других странах.
По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александра Каньшина, в этом случае важно, что в решение своей проблемы включается сам офицер. Отныне он вправе выбирать, с какой площадью и в каком населенном пункте приобрести квартиру. Имея на руках значительную сумму, человек в погонах перестанет быть зависимым от чиновников из Минобороны. А решение жилищного вопроса – безусловно, судьбоносный момент в жизни служивого.
Вероятно, найдется немало желающих среди офицеров построить свой дом. Многие, отслужив 20–25 лет, увольняются в запас в возрасте 40–45 лет и находятся в рассвете сил. Для некоторых из них строительство собственного особняка или коттеджа, обустройство приусадебного хозяйства – мечта всей жизни. Таких, судя по статистике, три-четыре процента.
Решив квартирный вопрос, государство получит немалую экономию средств за счет того, что исчезнет такое понятие, как офицер за штатом. Таких у нас было два-три года назад 43 тысячи. Да и сейчас немало. Они, как правило, приходят в часть раз в неделю, чтобы отметиться, а сами работают в других местах, исправно получая при этом денежное довольствие. И все потому, что в таком положении офицер может находиться годами: его нельзя уволить, не обеспечив постоянным жильем. Государство, несмотря на абсурдность ситуации, ежегодно тратило на содержание таких заштатников до 30 миллиардов рублей.
Подводные камни
При всей привлекательности данного решения в нем есть немало скрытых подводных камней. Один из них – сумма компенсации. Важно, чтобы ее размер позволял офицеру приобрести пусть не элитное, но вполне достойное жилье для своей семьи там, где он посчитает нужным.
Большое значение имеет не только методика расчета ЕДВ, над которой сейчас работают в Минобороны, но и элементарная порядочность чиновников, ее исполняющих. Необходимо исключить возможность зависания этих денег на счетах, что, естественно, влечет за собой «благодарность» за их перечисление, не допустить преобразования очереди на получение жилья в очередь на получение выплат. В частности, в будущем законе следует предусмотреть ответственность за задержку или умышленную волокиту с перечислением ЕДВ.
Документ должен также ввести понятие соответствующего районного коэффициента в зависимости от местоположения жилья. Ведь стоимость квадратного метра в Москве и Магадане разная. А значит, размер выплаты следует привязать к реальным ценам и тогда офицер не станет метаться по стране в поисках приемлемой стоимости, как это происходит с теми, кто получил жилищные сертификаты. Должны учитываться и выслуга лет, состав семьи, место прохождения службы.
Следует проработать вопрос прибавления в семье офицера после приобретения квартиры. Будет ли он в этом случае иметь право на расширение жилплощади?
Есть еще одна проблема, требующая разрешения. Это перевод жилья из «служебного» в категорию «постоянный жилой фонд». Таким образом, военнослужащие выпадают из очереди на получение ЕДВ.
Руслан Цаликов признает, что самый острый вопрос – определение размера ЕДВ. Неправильно просчитанный, он сразу дискредитирует всю идею. Сейчас говорить о конкретной сумме рано, она будет обсуждаться в Минобороны и других ведомствах. Тем не менее он назвал минимальный размер выплат, который не может быть менее трех миллионов рублей на одного человека – лейтенанта без выслуги лет, не обремененного семьей.
Но эти цифры пока предварительные – правительство еще не определилось с их размером. Все упирается в то, что данные о стоимости жилья разнятся: у Минрегионразвития цена одного квадратного метра по России – 33 тысячи рублей, а среднерыночная – 55 тысяч. Это и есть та вилка, в пределах которой можно вести конкретные расчеты.
Минобороны готово предложить как различные механизмы подсчета, так и коэффициенты. Например, обязательно должна учитываться выслуга лет офицера. Никуда не уйдешь и от состава семьи. По предварительным расчетам, неженатый офицер, отслуживший 15 лет и имеющий право на получение постоянного жилья, получит ЕДВ в размере 4,5 миллиона рублей, а имеющий выслугу 25 лет и семью с двумя детьми – в два раза больше: около девяти миллионов. Причем эта сумма будет ежегодно индексироваться на процент инфляции.
К подобной практике (предоставления денежных средств взамен квадратных метров) Минобороны готово перейти с 1 января 2014 года.
И последнее. Говоря об офицерском корпусе, заместитель министра обороны Руслан Цаликов подчеркнул, что это элита, цвет нации. В настоящее время отмечается кардинальное изменение отношения руководства страны в целом и Минобороны в частности к человеку в погонах. Сегодня появился шанс навсегда исключить понятие бесквартирный офицер в России и государство должно его использовать на сто процентов. Отрадно, что это понимают в МО РФ.
Олег Фаличев
источник: vpk-news