Тайна «Черных дроздов». Почему Пентагон не признаёт сверхсекретную разработку
Новейший американский самолет-разведчик уже наделал много шума
Алексей Михайлов
Гиперзвуковой американский самолет-разведчик SR-72 не просто разрабатывается, он уже летает. Заметки и статьи с таким и похожими заголовками появились на западных ресурсах, в том числе на National Interest. Позже эта новость добралась до российского сегмента Интернета. Ее подхватили несколько профильных военных телеграмм-каналов, она разошлась по соцсетям.
SR-72 — один из самых загадочных проектов военно-промышленного комплекса США. Считается, что созданием гиперзвукового разведчика занимается корпорация «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Правда, ни Пентагон, ни разработчик никогда официально не подтверждали существование проекта.
А заговорили о нем еще в 2000-х. С того времени SR-72 оброс мифами и легендами. И даже попал в художественный фильм «Топ Ган 3».
Рождение новости
В конце июля ведущий мировой информационный ресурс по авиационной тематике Aviation Week Network опубликовал материал-расследование. Авторы проанализировали квартальный отчет корпорации «Локхид» и обнаружили, что некая секретная программа превысила бюджет на 45 млн долларов. Причем, произошло это не в первый раз.
Секретный проект, указывается в материале, уже принес корпорации убыток в 335 млн долларов. И это не окончательная сумма. По словам авторов, траты будет расти, «поскольку компания сталкивается с незапланированными расходами на закупки».
Считается, что сейчас у корпорации «Локхид» есть только один настолько дорогой и амбициозный проект. Это загадочный гиперзвуковой самолет-разведчик SR-72. Поэтому американские интернет-ресурсы напрямую связали расходы корпорации именно с этим проектом. Но так как подробностей не было, все ограничилось предположениями.
Но уже 21 августа главный редактор Defense&Aerospace Report Ваго Мурадян в своем подкасте, рассказывая про американские высотные самолеты-разведчики, заявил, что программа SR-72 активно развивается. «Она настолько амбициозная, что потребовала некоторого пересмотра, чтобы иметь возможность перейти к следующему блоку самолетов».
В данном случае есть определенные сложности с интерпретацией слова block. Традиционно такой термин в лексиконе военных промышленников означает и переводится как «серия», или серийный вариант изделия. Как пример: F-16 Block 52 — это серия модернизированных самолетов линейки F-16, оснащенных новым двигателем и авионикой. И тогда, по словам Мурадяна, получается, что уже есть летающие прототипы SR-72, а теперь «Локхид» пришлось вложиться в выпуск еще одной, уже серьезно обновленной, версии гиперзвукового разведчика.
Хотя главред Defense&Aerospace Report не привел других фактов, этого хватило, чтобы интернет-ресурсы начали публиковать новости о том, что SR-72 уже летает.
Итак, она звалась «Аврора»
Информация о том, что в Соединенных Штатах Америки разрабатывается гиперзвуковой самолет-разведчик, просочилась в начале 1990-х. Как раз тогда пошли под списание легендарные «Черные дрозды» (SR-71 BlackBird). Долгое время эти машины считались самыми скоростными, неуязвимыми и высокотехнологичными в мире. Их вывод из состава американских ВВС вызвал резкую общественную критику. И тут появились сообщения о некой «Авроре».
Еще с конца 1950-х в состав корпорации «Локхид» входит дочерняя компания Skunk Works, дословно — «скунсы». Ее создателем и руководителем был легендарный авиаконструктор Кларенс «Келли» Джонсон. Именно под его руководством «скунсы» создали и довели до серийного производства семейство высотных самолетов-разведчиков U-2, а затем и сверхзвуковой SR-71. В американском обществе Skunk Works является синонимом неких сверхсекретных и супертехнологичных разработок. И вся деятельность фирмы окутана ореолом тайны.
В середине 1980-х в отчетах о взаимодействии Пентагона и «скунсов» всплыла загадочная «Аврора». И к началу 1990-х среди определенного круга экспертов, а также в американских СМИ сложился консенсус, что это проект некого сверхскоростного самолета разведчика. Утверждалось, что он способен выполнять полеты на скорости впятеро выше скорости звука: 5 Махов+.
Проект обрастал подробностями. Самолет при полете на больших скоростях якобы оставляет характерный след — полосу, похожую на инверсионную с как бы нанизанными на нее облачками в виде кругов. Треугольный самолет странной формы, заправляющийся от американского воздушного танкера КC-135, видели над Северным морем. А британские авиационные диспетчеры обнаруживали сверхскоростные самолеты, которые за считанные секунды пересекали их зоны ответственности.
Масла в огонь подлил известный писатель Фредерик Форсайт. В 1990-е вышла его книга «Кулак Аллаха», посвященная операции «Буря в пустыне». Хотя произведение художественное, автор основывался на рассказах участников, в том числе высокопоставленных. Поэтому в романе много интересных, а главное ранее не публиковавшихся деталей.
К примеру, озвучена серьезная критика реальной эффективности систем ПВО «Пэтриот». Спустя несколько лет вся представленная в книге информация о неудачах американских ЗРС с перехватами подтвердилась. В одной из глав «Кулака Аллаха» Форсайт описал работу над Ираком «Авроры» и даже привел технические подробности.
В настоящее время Пентагон, «Локхид» и «скунсы» отрицают существование «Авроры». Так, один из генконструкторов-«скунсов» в своих мемуарах написал, что такое название носили работы, которые привели к созданию бомбардировщика В-2.
Правда и миф SR-72
В конце 2000-х «Аврору» сменил новый загадочный самолет-разведчик, который опять разрабатывали «скунсы». Было несколько утечек в СМИ, которые только подогревали интерес.
В 2013-м «Локхид» представил некую модель гиперзвукового самолета. Считается, что это был прототип SR-72. Новинка вызвала ажиотаж не только в кругах экспертов, но и в медиа. И тут примечательна реакция Пентагона.
Журналисты ресурса Defense news задали вопрос начальнику штаба ВВС Марку Уэлшу о планах военных на новый самолет. Генерал не стал комментировать, заинтересованы ли в проекте военно-воздушные силы. Также генерал отметил, что он не говорил с представителями корпорации «Локхид» об SR-72.
В американских СМИ то и дело появляются сообщения о развитии проекта. SR-72 даже появился в фильме «Топ Ган 3». По сюжету именно его и испытывал герой Тома Круза. Но реакция Пентагона оставалась неизменной. Там не подтверждали свое участие в проекте.
И тут крайне интересно июльское расследование Aviation Week Network. Вложенные «Локхидом» в проект 335 млн долларов авторы считают «предконтрактными инвестициями». То есть корпорация продолжает самостоятельно финансировать разработку, исходя из идеи, что Пентагон не только увидит ценность платформы, но и будет готов заплатить достаточно за выпуск самолетов. И это позволит Lockheed возместить свои потери.
Тогда понятна очередная информационная истерика в американских СМИ о работах по SR-72. По всей видимости в очередной раз ее поддерживал «Локхид». Задача корпорации проста: чтобы Пентагон вошел в проект, и разработка гиперзвуковой машины начала приносить доходы. Но Пентагон в очередной раз воздержался от комментариев.
Получается, что американские военные не сильно заинтересованы в новинке. Фактически, мы видим повторение истории с российской инициативной разработкой истребителя Су-75 CheckMate. Его презентация вызвала бурю восторгов. Но МО РФ сразу же дистанцировалось от этой машины. И до сих пор проект ведется только силами Объединенной авиастроительной корпорации.
Гибель «Черного дрозда»
Но почему Пентагон так скептически настроен к гиперзвуковому разведчику? Тут стоить вернуться назад — к истории его прародителя «Черного дрозда» SR-71. Долгие годы считалось, что за счет скорости и высоты полета это фактически неуязвимые машины. Надо признать, действительно, за время эксплуатации ни одного «дрозда» не сбили. Но дьявол кроется деталях.
В настоящее время уже рассекречено и опубликовано много деталей об операциях SR-71. Есть масса мемуаров их пилотов, а также технические детали боевых миссий. И выясняется, что с начала 1980-х эти машины стремительно теряли уязвимость. И уже тогда Пентагону стало понятно, что первый сбитый «дрозд» — лишь вопрос времени.
От поражения современными средствами ПВО SR-71 спасала только организация полетов. «Дрозды» держались максимально далеко от опасности. В районе Мурманска и Новой Земли работали строго в нейтральных водах, в Европе очень аккуратно летали вдоль границы ФРГ и ГДР, ни разу ее не нарушив.
Автор книги «Черная птица: за кулисами секретным миссий» (BlackBird beyond the secret missions) Пол Крикмор провел детальный анализ одной из миссий SR-71 на севере. Тогда на сопровождение «дрозда» подняли перехватчик МиГ-31. Автор пришел к неутешительным выводам. Все время полета 71-й был уязвим. МиГ-31 легко мог его сбить, не смотря на скорость и высоту его полета.
В настоящее время, когда на вооружение ВС РФ поступают зенитные системы С-500, а С-400 обрели новые возможности, даже гиперзвуковая скорость SR-72 его не спасет. И это хорошо понимают в Пентагоне. Поэтому не спешат тратить деньги.