«Black Hawk» — декорация для видосиков или последняя надежда Зеленского спасти свою шкуру?
Почему известный многоцелевой вертолет UH-60 никогда не примет участия в боевых действиях
Виталий Орлов
За более чем два года специальной военной операции мы уже привыкли к тому, что часть вооружений Пентагон и его союзники-вассалы по Североатлантическому альянсу передают Киеву втихаря. Так было с противорадиолокационными ракетами HARM, так было с ударными вертолетами Ми-24, переданными Польшей, так было с дальнобойными баллистическими ракетами MGM-140 ATACMS.
Судя по всему, этот же сценарий повторился и с американскими «Черными ястребами» — вертолетами UH-60 «Black Hawk». Сколько их передано Військово-повітряним силам, до сих пор неизвестно, как неизвестны ни их происхождение, ни способы передачи и цели, которые данной поставкой преследовались. Единственным ясно представляемым моментом является их неизбежно безрадостная перспектива на украинском театре военных действий. Как у «Абрамса». Или «Брэдли».
На протяжении 2022?2023 годов бывшие члены Варшавского договора из Восточной Европы неоднократно помогали предводителю «95 квартала» восполнять потери в армейской авиации, передавая Киеву вертолеты советского производства.
Причем, несмотря на достаточно солидный возраст боевых машин, они не требовали дополнительного их освоения украинскими пилотами. Тем не менее руководство ВСУ и лично Зеленский регулярно требовали, хоть и безрезультатно, от своих заокеанских хозяев передачи вертолетов американского производства.
Ситуация изменилась в феврале прошлого года. Именно тогда Главным разведывательным управлением Неньки в рамках пафосной фотосессии была опубликована фотография, на которой красовался американский UH-60 «Black Hawk» с украинскими опознавательными знаками на борту.
В следующий раз тема «Черных ястребов» всплыла в апреле 2023 года. Из информационных источников американского телеканала «ABC News» стало известно, что самостийные «волонтеры», собрав ни много, ни мало, а $6,0 млн, купили американский вертолет. Имя «благодетеля» не разглашалось, однако специалисты считают, что в качестве продавца выступила компания «Эйс Аэронаутикс».
Их пример оказался заразительным для чешских активистов движения «Подарок для Путина» («D?rek pro-Putina»), которые в ноябре прошлого года заявили о завершении сбора средств на еще один UH-60. Выкупили его или нет, доподлинно неизвестно, но вероятно, что вопрос был решен положительно.
Очевидно, что к началу текущего года в распоряжение шароварных последователей Бандеры оказалось как минимум два многоцелевых американских вертолета UH-60 «Black Hawk». Которые, учитывая категорическое нежелание Белого дома и Пентагона нести репутационные издержки, вряд ли покидали свои ангары, расположенные на безопасном расстоянии от линии боевого соприкосновения.
Что же из себя представляет очередное «чудо» американского вертолетостроения? «Черный ястреб» — это универсальная многоцелевая платформа, созданная по классической схеме и функционально предназначенная для пассажирских и грузовых перевозок с использованием вооружений и систем различных видов.
Причем в настоящее время разработчиком создано несколько десятков модификаций, отличающихся боевыми возможностями и конструктивными особенностями.
Если говорить о цифрах, то они выглядят примерно так. Длина фюзеляжа вертолета, объединяющего кабину летчиков и грузопассажирский отсек, составляет 15,25 метра.
На его верхней части установлены два мощных (2?000 л. с. или 1?471 кВт) турбовальных силовых агрегата General Electric T700-GE-700, с которых посредством главного редуктора выполняется передача мощности на рулевой и на несущий винты диаметром 3,35 и 16,36 метра соответственно.
Собственная масса вертолета UH-60A «Black Hawk» (первая серийная версия, представители которой, скорее всего, и появились на Украине) всего 5,1 тонны, при этом вес полезной нагрузки составляет серьезные 3,6 тонны на внешней подвеске и 1,2 — во внутренних отсеках. Грузопассажирский отсек вмещает четырнадцать десантников или шесть носилок с раненными.
Вооружение транспортно-боевой модификации «Черного ястреба» представлено пулеметами крупного или винтовочного калибров, которые могут быть заменены автоматическими гранатометами.
На имеющихся на плоскостях четырех узлах подвески вертолет способен нести управляемые/неуправляемые ракеты или контейнеры для пулеметов. Специальные версии винтокрылой машины могут оснащаться противолодочными средствами, системами минирования и аппаратурой наблюдения и поиска.
Базовый вариант UH-60A летает со скоростью 268 км/ч, хотя и способен разогнаться до 296 км/ч. Боевой радиус действия ограничен шестьюстами километрами, но использование подвесных топливных баков увеличивают этот показатель до двух тысяч двухсот километров. Статический потолок высоты — 3?170 км.
Стоит отметить, что в процессе эксплуатации UH-60 непрерывно модернизировался, получая новую авионику, улучшенные двигатели, передовое БРЭО и т. д. Была создана даже малозаметная модификация, обновленный планер которой создавался с использованием стелс-технологий. Правда, самые новые версии, вроде UH-60M или МН-60К, в незалежном небе мы вряд ли когда-нибудь увидим.
Несмотря на почти полвека достаточно активной эксплуатации, вертолет UH-60 «Black Hawk» и сегодня остается эффективной и удобной «рабочей лошадкой» армейской авиации. Удачное сочетание летных, технических и эксплуатационных характеристик, позволяющее ей успешно решать самый широкий спектр боевых задач, обеспечило «Черному ястребу» возможность стать полноправным членом авиапарка армий таких государств, как Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Китай, Австралия, Бразилия, Египет и еще 22 стран, не считая США. Да и полноценной замены ему пока не предвидится.
Правда, для эффективной реализации имеющихся у «Black Hawk» преимуществ необходимо достаточно многочисленное крыло таких вертолетов, что, естественно, не относится к «стране У», даже не помышляющей о боевом использовании американской машины.
Причем причина такого противоестественного отношение к ударному вертолету лежит, что называется, на поверхности. За чуть более чем два года СВО «самая сильная армия Европы» напрочь испоганила репутацию американских ПЗРК, ПТРК, танков и бронемашин. На очереди истребители. Если что-то подобное случится еще и с вертолетами, ВПК перманентно дряхлеющего «гегемона» понесет не только имиджевые, но и вполне реальные финансовые потери. Кстати, о потерях.
В ходе недавних суицидальных атак террористов из ГУР и маргинального отребья из РДК на территории Курской и Белгородской областей России прошла информация об уничтожении нескольких вертолетов захисников евроатлантической солидарности. В том числе, якобы и «Черного ястреба» с десантом на борту. Правда, со временем выяснилось, что данная информация ошибочна.
Тем не менее реакция киевского режима на нее позволяет сделать несколько интересных замечаний. Первое, это скорость, с которой опасающееся хозяйского гнева ГУР Украины поспешило продемонстрировать фото двух тщательно сберегаемых в ангарах «Черных ястребов». Второе — на сегодняшний день не существует ситуации (по крайней мере, в головах руководства Військово-повітряних сил), при которой экипажу UH-60 пришлось бы выполнить боевую задачу вблизи ЛБС.
И, третье, — ключевая функция вертолета UH-60A «Black Hawk» на Украине заключается в выполнении роли пафосной декорации пропагандистских видосиков, демонстрирующих «непоколебимую решимость США и всего коллективного Запада в мощной и всеобъемлющей поддержке киевского режима в его борьбе с Россией до последнего украинца».
Или, как вариант — Киев не Кабул, сюда «Геркулесы» вряд ли прилетят спасать своих приспешников. А драпать на Запад Зеленскому будет куда приятнее именно на американском вертолете. Имидж, однако.