Управляемая ракета «воздух-воздух» Henschel Hs-298 (Германия)
Немецкая фирма Henschel еще во второй половине тридцатых годов начала работы по созданию ракетных систем. Наибольших успехов немецким конструкторам удалось добиться только в сороковых, после того, как на фирму пришел профессор Герберт Вагнер. Именно под его руководством были созданы несколько проектов управляемых ракет и бомб. Одновременно прорабатывались проекты управляемых бомб и ракет различного назначения. Так, уже в 1940 году сотрудники фирмы Henschel рассматривали возможность применения управляемых ракет для уничтожения кораблей и самолетов противника. В последнем случае предлагались сразу две идеи: запуск управляемой ракеты с земли и оснащение подобным боеприпасом самолета-носителя.
Первый вариант эскизного проекта перспективной ракеты класса «воздух-воздух» появился уже в 1941 году, однако не заинтересовал потенциального заказчика в лице имперского министерства авиации. В то время германское командование крайне оптимистично оценивало перспективы своих вооруженных сил и поэтому проекты вооружения, предназначавшегося прежде всего для защиты от вражеских бомбардировщиков, не получали соответствующую поддержку. Через считанные месяцы после этого начались регулярные налеты союзников на немецкие промышленные объекты и инфраструктуру, что заставило Берлин изменить свое мнение.
В 1943 году министерство авиации заказало фирме «Хеншель» разработку и изготовление управляемой ракеты, предназначенной для поражения бомбардировщиков противника. Предполагалось, что новая ракета Hs-298 будет использоваться специальным образом доработанными самолетами. Команда инженеров во главе с Г. Вагнером уже имела большой опыт в разработке управляемого вооружения, однако создание боеприпаса, пригодного для использования самолетами, вызвало определенные затруднения.
Требования заказчика и имеющиеся наработки определили облик будущей ракеты «воздух-воздух». С точки зрения аэродинамики ракета Hs-298 представляла собой самолет-снаряд со стреловидным крылом малого удлинения. Похожая аэродинамическая компоновка уже применялась в предыдущих проектах управляемого вооружения, разработанных на фирме Henschel. Фюзеляж нового управляемого боеприпаса был создан с учетом компоновочных решений, примененных в проекте зенитной ракеты Hs-177 Schmetterling. Его конструкцию можно условно разделить на два обтекаемых корпуса, поставленных друг на друга. Такая форма фюзеляжа позволила увеличить внутренние объемы без ощутимой потери аэродинамических характеристик.
К фюзеляжу длиной около двух метров в средней части крепились консоли крыла размахом 1,29 м. На задней кромке крыла предусмотрели интерцепторы, предназначенные для управления по крену. В хвостовой части ракеты предполагалось монтировать прямой стабилизатор с интерцептором, выполнявшим функции руля высоты. На концах стабилизатора должны были находиться килевые шайбы.
В ходе проектирования фюзеляж ракеты Hs-298 претерпел некоторые изменения. Первоначально предполагалось, что нижний носовой обтекатель будет иметь большую длину и выходить за верхний. Однако некоторые особенности конструкции и удобство применения заставили изменить облик ракеты: в поздних версиях проекта вперед выступал верхний обтекатель, в котором располагалась часть аппаратуры. Согласно некоторым источникам, главной причиной таких изменений стала крыльчатка электрогенератора, первоначально располагавшаяся на верхнем обтекателе. Размеры крыльчатки требовали применить достаточно сложную конструкцию подвеса под крыло самолета, из-за чего генератор перенесли в нижний обтекатель. Доработанный подобным образом проект получил обозначение Hs-298V-1.
В нижней части фюзеляжа предусмотрели место для установки твердотопливного двигателя. Несмотря на сравнительно малое время работы, подобная силовая установка обеспечивала достаточную надежность и удобство эксплуатации в войсках. Твердотопливный двигатель Schmidding 109-543 мог работать в двух режимах. В течение пяти секунд после старта он развивал тягу 150 кгс, а затем 20 секунд работал с тягой 50 кгс. Для этого двигатель имел два заряда твердого топлива. Основной заряд топлива с малой скоростью горения, необходимый для работы в полете, выполнили в форме трубы. Внутреннюю поверхность этого заряда покрывали термостойким материалом. Внутрь такой трубы поместили стартовый заряд топлива с высокой скоростью горения. Таким образом, в течение нескольких секунд после старта внутренний заряд, обеспечивая большую тягу, выгорал, разрушал покрытие внешнего заряда и воспламенял его. Общий вес двух зарядов твердого топлива превысил 51 килограмм.
Твердотопливный двигатель оригинальной конструкции занял почти весь внутренний объем нижней части фюзеляжа ракеты. Перед ним в варианте Hs-298V-1 размещался лишь небольшой электрогенератор с крыльчаткой. Боевую часть и аппаратуру управления поместили в верхней части фюзеляжа. Управление ракетой предполагалось производить при помощи радиосвязи по методике трех точек. В качестве комплекса управления рассматривались системы, имевшие обозначения Franken и Burgund. Рядом с аппаратурой управления разместили боевую часть весом 25 кг. Проект Hs-298V-1 подразумевал, что подрыв боевой части будет производиться по команде оператора.
Необходимо отметить, что одновременно с ракетой Hs-298V-1 разрабатывалась ее модификация Hs-298V-2. Это изделие планировалось оснастить допплеровским радиовзрывателем. Неконтактный взрыватель мог инициировать взрыв боевой части на расстоянии 15-25 метров от цели, что должно было обеспечить высокую боевую эффективность новой ракеты. В остальном проект Hs-298V-2 был похож на Hs-298V-1.
Как и другие немецкие управляемые боеприпасы, ракета Hs-298 получила систему управления, оснащенную интерцепторами. Такие средства управления, имея большее лобовое сопротивление в сравнении с рулями традиционной конструкции, значительно упрощали техническую сторону проекта. Для управления по тангажу и крену требовалось лишь два радиоканала. Рулей направления ракета не имела. Для удобства работы оператора-наводчика в хвостовой части ракеты предусмотрели пиротехнические трассеры и электролампы.
Параметры работы двигателя, а также возможности существующей системы управления определили методику применения новой ракеты. Предполагалось, что самолет-носитель будет заходить в хвост группе бомбардировщиков противника и производить пуск ракеты с расстояния не более 1,5-2 км. В таком случае оператор, используя имеющееся оптическое оборудование, мог уверенно выводить ракету на цель.
Разработка проекта Hs-298 отняла достаточно много времени. Испытания ракеты начались лишь в декабре 1944 года. Для испытательных пусков использовался бомбардировщик Junkers Ju-88, оснащенный тремя узлами подвески ракет и набором необходимого радиоэлектронного оборудования. Первый запуск ракеты был неудачным – изделие, сброшенное с самолета-носителя, почти сразу взорвалось в воздухе. Во втором и третьем запусках отказала система управления, что привело к падению ракет на землю. Наконец, 22 декабря 1944 года экипажу самолета-носителя удалось провести пуск ракеты, вывести ее в заданный район и произвести подрыв боевой части. Несколько последующих пусков подтвердили характеристики ракеты Hs-298V-1 и возможность ее боевого применения. Таким образом, именно эта ракета стала первым боеприпасом класса «воздух-воздух», полностью прошедшим все этапы испытаний.
В самом начале 1945 года Люфтваффе заказало 300 ракет Hs-298V-1 и свыше 100 Hs-298V-2 для вооружения ночных истребителей-перехватчиков. Соответствующее оборудование предлагалось устанавливать на самолеты Ju-88 и Do-217 различных модификаций. Кроме того, размеры и стартовый вес (95 килограммов) ракеты поспособствовали началу работ по созданию комплекса оборудования для истребителей Me-262 и FW-190.
фото http://raigap.livejournal.com
Согласно различным источникам, сборка боеприпасов семейства Hs-298 началась в январе 1945 года, но точные сведения о количестве изготовленных ракет отсутствуют. Сборку ракет поручили заводу в городе Вансдорф. Из-за сокращающихся возможностей германской промышленности 6 февраля 1945 года проект Hs-298 был закрыт в пользу более перспективной ракеты Ruhrstahl X-4. К этому времени было собрано несколько десятков ракет Hs-298 двух модификаций, которые, однако, так и не попали в войска. Большая часть готовых изделий была уничтожена в ходе боев за город. Некоторое количество уцелевших ракет досталось советским войскам в качестве трофея.
Хотя работы над управляемым вооружением начались в Германии еще в конце тридцатых годов, ракета Hs-298 пошла в серию лишь в начале 1945-го. Из-за этого она не только не успела оказать ощутимое влияние на ход войны, но даже не попала в войска. Поэтому перспективный проект ракеты класса «воздух-воздух» повторил судьбу массы других немецких разработок. Единственный факт, выделяющий Hs-298 из общего ряда, – это изделие стало первой управляемой «воздух-воздух», полностью прошедшей испытания и принятой на вооружение.
По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
https://airandspace.si.edu/
http://wehrmacht-history.com/
http://raigap.livejournal.com/
Источник: http://topwar.ru