Пули против брони
Как известно, один из главных стимулов развития военной техники – противоборство различных видов оружия и средств защиты от них. Данный материал рассказывает о ряде отечественных разработок в области бронебойных боеприпасов для стрелковых систем.
«МАКАРОВУ» – И НЕ ТОЛЬКО ЕМУ
Лет 15 назад в российской, да и зарубежной, оружейной периодике появилось множество статей о пистолете Макарова и патроне 9?18ПМ. Самый широкий спектр оценок боевых возможностей ПМ и его патрона, от резко критических до восторженных, не дает усомниться в том, что в 1951 г. на вооружение нашей армии и силовых структур был принят действительно неординарный комплекс «пистолет – боеприпас».
Свыше 60 лет для оружия – срок большой, и за это время идея его модернизации не могла не назреть, тем более, что штатный патрон 9?18ПМ оказался бессильным против современных бронежилетов. В результате появился патрон 9?18ПММ (7Н16) с увеличенным почти в полтора раза импульсом отдачи. Последнее потребовало модифицировать и оружие под этот боеприпас – пистолет ПМ модернизировали в ПММ, а модернизированный пистолет-пулемет «Кедр» получил новое название «Клин».
Но при массовом переходе на 9?18ПММ «за бортом» со старым боеприпасом оказались бы сотни тысяч старых «Макаровых». Поэтому в 1997 г. в тульском КБП начались работы по созданию бронебойного патрона с импульсом и габаритами «родного» 9?18ПМ. В новом патроне, получившем название ПБМ 9?18, в первую очередь привлекает внимание полуоболочечная пуля с сердечником оживальной формы. Он изготовлен из углеродистой стали с твердостью более 60 единиц HRC, имеет массу. 1,8 г, длину – 14 и диаметр – 5 мм. Оболочка – биметаллическая, между ней и сердечником находится алюминиевая рубашка.
Масса пули в целом – 3,55 г, что на 2,4 г меньше, чем у обычной пули со стальным сердечником. Благодаря этому, а также за счет использования другого пороха, начальная скорость пули значительно возросла, а импульс отдачи остался практически тем же (разница – не более 4%). Это означает, что автоматика ПМ работает в штатном режиме. Изменение формы головной части пули на надежности работы пистолета на сказалось, задержки при стрельбе не зафиксированы.
На расстоянии 10 м от дульного среза новая пуля имеет скорость 485 м/с, что соответствует кинетической энергии 418 Дж против 273 у штатной пули. Прирост очевиден, однако больше впечатляют данные, полученные при стрельбе по имитатору незащищенной цели (желатиновый блок) с расстояния 5 м. Как известно, одним из главных показателей поражающего действия боеприпаса служит так называемый объем временной пульсирующей полости, возникающей внутри живой цели при проникновении пули. У ПБМ 9?18 этот объем в 3 раза больше, чем у 9?18ПМ и в 1,4 раза – чем у 9х18ПММ.
На расстоянии 11 м пуля патрона ПБМ 9?18, выпущенная из пистолета Макарова, со 100-процентной вероятностью пробивает бронежилет с бронепластиной толщиной 2,4 мм и кевларовым подслоем, а на расстоянии 30 м – титановую пластину 1,25 мм и 30 слоев кевларовой ткани, то есть состоящий на вооружении бронежилет. Пробитие бронепластины не всегда означает реальное поражение цели, важно еще и действие пули за преградой. Так вот, в случае бронежилета с титановыми пластинами сердечник пули углубляется в желатиновый блок-имитатор на 12 – 13 см.
Немаловажно и то, что пуля патрона ПБМ 9?18 (или ее сердечник – при стрельбе по защищенной цели) оставляет прямой раневой канал, свой диаметр не увеличивает и не фрагментируется, что соответствует нормам международного гуманитарного права.
Наконец, отметим, что если этот новый боеприпас будет принят на вооружение, то область его применения одним «Макаровым», видимо, не ограничится. Ведь под патрон 9?18ПМ у нас разработано очень много образцов оружия: пистолеты АПС, «Бердыш», «Пернач», пистолеты-пулеметы «Каштан», «Кедр», «Бизон», ПП-90, ПП-93, «Кипарис». Их более длинные стволы в сочетании с уменьшенной массой пули и новым порохом позволяют повысить боевые возможности оружия при стрельбе новым патроном. Так, упомянутый бронежилет с бронепластиной 2,4 мм пробивается из ПП-90М с вероятностью 100% на расстоянии 19 м.
СТАРЫЙ ДОБРЫЙ «ЛЮГЕР»
Такое неофициальное название немецкого пистолета Р.08 «Парабеллум» часто можно встретить в приключенческой литературе (имеется в виду не модель «Люгер старый», а почтенный возраст и всемирная слава). То же выражение вполне подходит и к патрону 9?19, созданному в 1902 г. и ставшему во второй половине века стандартом пистолетного боеприпаса во многих странах мира. Для нас до недавнего времени он представлялся лишь боеприпасом «армий вероятного противника», но при обострении проблемы с ПМ-овским патроном одним из путей ее решения был признан переход на патрон 9?19.
Некоторые отечественные образцы, например пистолет-пулемет ОЦ-22, разработаны исключительно под 9?19, другие («Кедр», «Каштан», «Бизон», «Бердыш») предусматривают исполнение под разные патроны. Как сложится судьба «натовца» в нашей стране – покажет время, но его улучшенную модификацию уже разработали на Тульском патронном заводе (ТПЗ) под обозначением 9ПП. Новый бронебойный «люгер» 9?19 .оснащен полуоболочечной пулей со стальным сердечником. Его головная часть – плоская, диаметр цилиндрической части – около 6 мм при длине 16 мм; он заключен в алюминиевую рубашку и биметаллическую оболочку. Пуля с общей массой 5,1 г при давлении в канале ствола до 2200 атм. имеет скорость 420 м/с на расстоянии 10 м от дульного среза, что соответствует кинетической энергии 714 Дж. Этой энергии хватает на пробивание 7-мм стальной пластины.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАБ
Оружие специального назначения всегда вызывает повышенный интерес. В 1994 году едва ли не впервые в открытой печати в нашем журнале упоминалось о неких специальных боеприпасах с дозвуковой начальной скоростью, которые позже после снятия завесы секретности стали называться «своими именами» – СП-5 и СП-6.
Патрон СП-5 имеет оболочечную пулю необычно большой массы 16,2 г со свинцовым сердечником. Пуля бронебойного СП-6 отличается стальным закаленным сердечником. Изготавливают его методом точения на специальных станках-автоматах, и хотя производительность этой операции достаточно высока, однако несопоставима с производительностью современных роторных патронных линий. В итоге заметно повышается стоимость таких боеприпасов.
Для удешевления процесса и перевода его на роторные линии специалисты КБП и ТПЗ разработали аналог СП-6 – ПАБ-9. На тех, кто видит его впервые, он производит большое впечатление. 9-мм полуоболочечная пуля удобообтекаемой формы имеет общую длину 43 мм. Ее длинный 40-мм оживальный сердечник сделан из углеродистой стали У10А.и заключен в свинцовую рубашку. От сердечника СП-6 его отличает заметное уменьшение диаметра в средней части по сравнению с головной – с 7,4 до 7 мм. Смысл – исключить захват длинного «хвоста» бронепластиной благодаря небольшой обратной упругой деформации металла вокруг пробоины.
При массовом производстве сердечник изготавливается штамповкой с последующей закалкой и низкотемпературным отжигом. По технологическим показателям эти операции хорошо сочетаются с роторными линиями (правда, при отработке конструкции патрона вместо штамповки использовали точение).
Оболочка пули биметаллическая. Стальная лакированная гильза для ПАБ-9 сделана на базе гильзы патрона 7,62?39. Об этом свидетельствует ее длина (39 мм) и диаметр у донца (11 мм). При суммарной длине патрона 55 мм внутренний объем, остающийся для размещения порохового заряда, невелик – 10?9 мм. Тем не менее, заряда хватает для создания давления более 2600 атм. и разгона пули массой 17,2 г до скорости, близкой к звуковой. Запасенная энергия позволяет пробивать стальную пластину толщиной 8 мм с расстояния 100 м, что на треть выше аналогичного показателя для спецпатрона СП-6. На этом расстоянии 50% попаданий укладываются в круг радиусом 3,5 см.
Источник: http://topwar.ru