Советские авиационные реактивные снаряды в годы войны
Работы по созданию авиационных реактивных снарядов (РС) начались в СССР в конце 20-х годов. В 1929 году были испытаны первые 82-мм турбореактивные снаряды, стабилизация которых осуществлялась путём вращения. Однако добиться тогда приемлемых результатов не удалось. Кучность оказалась не удовлетворительной, кроме того примерно треть порохового заряда двигателя расходовалась на вращение для стабилизации снаряда в полёте, что естественно сказывалось на дальности стрельбы.
Потерпев неудачу с турбореактивными снарядами, разработчики стали экспериментировать с оперёнными. Первоначально это были снаряды с кольцевыми стабилизаторами, которые было можно запускать с компактных трубчатых пусковых установок. Но, несмотря на все старания добиться устойчивого полёта РС с кольцевыми стабилизаторами не получилось.
Впоследствии было решено перейти к снарядам с четырёхлопастным оперением. После ряда экспериментов и стрельб, опытным путём было определено, что для 82-мм РС оптимальным является размах оперения 200-мм, а для 132-мм РС 300-мм.
Калибры советских реактивных снарядов 82 и 132-мм обуславливаются пороховыми шашками диаметром 24-мм, которые используются в реактивном двигателе. Семь плотно уложенных шашек уложенных в камере сгорания РС дают внутренний диаметр 72-мм, с учётом 5-мм стенок выходит 82-мм. Таким же образом получается и калибр 132-мм РС.
В 1935 году новые оперенные 82-мм авиационные РС были впервые испытаны стрельбой с истребителя И-15. Результаты оказались вполне обнадёживающими.
В течение двух лет одновременно с самими реактивными снарядами шла отработка пусковых установок для них. Подвеска оперённых снарядов вызывала ряд трудностей, после перебора различных вариантов было решено остановиться на пусковой установке получившей название «флейта».
132-мм РС были испытаны стрельбой в воздухе в 1938 году на бомбардировщике СБ. Для стрельбы по воздушным целям применялись дистанционные взрыватели АГДТ-И, время срабатывания которых устанавливалось на земле до вылета. Испытания показали, что при условии доработки дистанционных взрывателей и установки на самолёте автоматического установщика трубок ( что тогда уже было реализовано в зенитной артиллерии) РС-132 могли бы с успехом применяться против вражеских бомбардировщиков, оставаясь вне зоны огня их оборонительного вооружения. Также вполне реально было создать для РС боевые части (БЧ) с готовыми поражающими элементами, что увеличило бы вероятность поражения цели. К сожалению всё это так и не было реализовано.
По наземным целям пуски РС осуществлялись с пологого пикирования с дистанции не более 1000 метров. В этом случае отклонение снарядов от точки прицеливания составляло около 40 метров. Стрельба велась по 2, 4 и 8 снарядов, наилучшие результаты давал залповый режим огня. Особенно эффективно было ведение огня по одной цели в составе звена их 4-х самолётов.
В тоже время в ходе испытаний было выявлено, что в ряде пусков наблюдалось повреждение обшивки самолёта реактивной струёй двигателя. Максимальная скорость полёта при подвеске направляющих со снарядами снижалась на 20-25 км/ч. Увеличивались время набора высоты и инертность при выполнении маневров.
Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива - 1,06 кг, вес ВВ - 0,36 кг. Максимальная скорость составляла 350 м/с, а дальность - 5200 м. Для стрельбы по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем.
Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.
РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива - 3,78 кг, заряд ВВ - 1,9 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.
Обе ракеты имели осколочно-фугасные боевые части с наружной насечкой для правильного дробления осколков. Наличие насечки портило аэродинамику снарядов и ухудшало их баллистические качества, в последствии во время войны перешли на выпуск РС с гладкой БЧ.
В целом испытания реактивных снарядов прошли успешно, и они были приняты на вооружение. Вскоре в 1939 году, в ходе конфликта на реке Халхин-Гол состоялось первое боевое применение авиационных РС-82.
В разных советских источниках приводятся различные подробности применения этого оружия, в качестве «ракетоносцев» описываются то истребители И-16 то И-153, отличается также и количество сбитых с помощью РС японских самолётов. В одном эти источники единодушны: «применение советских истребителей-ракетоносцев было крайне успешно и оказало огромный деморализующий эффект на противника».
Известный российский военный историк А.Б. Широкорад исследовал эту тему при работе в архивах с рассекреченными материалами, для своей книги «Вооружение советской авиации 1941-1991». Однако в отчетах о действиях истребителей И-153 вооруженных РС-82 ему нигде не удалось найти упоминания о сбитых ими японских истребителях. Отмечается, что вооруженные РС-82 истребители участвовали в 14 воздушных боях, пуск ракет с них как правило, приводил к тому, что строй вражеских истребителей распадался и смешивался. Это существенно облегчало действия советских истребителей в воздушном бою. Сами истребители-ракетоносцы требовали отдельного прикрытия сверху и сзади. Они могли успешно действовать, будучи в строю головными, производя атаки в наиболее благоприятной обстановке. После чего немедленно выходили из боя.
Истребители И-153 вооруженные РС-82
Крайне сомнительно, что советские пилоты и их начальники в своих отчётах для вышестоящего командования утаили о сбитых с помощью ракет японских самолётах. Нет упоминания об этом оружии в японских документах того времени и опросных листах попавших в плен японских лётчиков. Очевидно, что первое боевое использование советских авиационных снарядов стало «советской мифологией» и имеет мало общего с действительностью.
В ходе Зимней войны (1939-1940 гг.) против наземных целей в ограниченных масштабах применялись вооруженные РС-132 бомбардировщики СБ. Отмечалось, что хороших результатов удавалось добиться при пуске РС с дистанции не более 600 метров, на больших дистанциях рассеивание снарядов оказывалось слишком велико. С учётом успешного опыта применения РС с бомбардировщиков против наземных целей в ходе войны с Финляндией, в 1940 году началось массовое производство и поступление их в войска. Всего в 1940 году было выпущено более 135 тыс. ракет РС-82 и 31 тыс. РС-132. В 1941 году были изготовлены небольшие опытные партии 132-мм PC с БЧ зажигательного, осветительного и дымового снаряжения.
Вопреки распространенному мнению зажигательные РС снаряженные термитом массово не выпускались. Опыт боевого применения таких снарядов в начальный период войны показал их низкую эффективность. Термитная смесь из окислов железа и алюминиевой пудры имеет высокую температуру горения, достаточную для прожигания брони. Но для зажигания смеси требуется значительное время. При попадании в танк такая БЧ рикошетит, не успев воспламениться.
К началу войны РС вооружались истребители-бипланы И-15бис и И-153, которыми комплектовались штурмовые авиаполки. На самолёты подвешивали 4-8 РС-82.
Реактивные снаряды под крылом Ил-2
В составе вооружения новейших на тот момент одноместных бронированных штурмовиков Ил-2 было до восьми РС-132.
Пе-2 с подвеской под крыльями десяти РС-132
Вскоре после начала боевых действий реактивными снарядами в спешном порядке начали вооружаться практически все типы советских истребителей, лёгких бомбардировщиков и штурмовиков. До этого значительная часть выпущенных реактивных орудий и РС хранились на складах по соображениям секретности. Одновременно отрабатывались вопросы тактики применения РС.
Лёгкий бомбардировщик Су-2 с восемью РС-132
Советским ВВС были остро необходимы новые виды вооружения и боеприпасов, способные компенсировать качественное и количественное немецкое превосходство. Реактивные снаряды зачастую были единственным видом вооружения на истребителях, посылаемых на штурмовку вражеских войск, с помощью которого можно было бороться с немецкой бронетехникой.
Истребитель И-16 с шестью РС-82
Были попытки использовать РС-82 в воздушных боях, для этого применялись снаряды с дистанционными взрывателями, срабатывание которых происходило по прошествии определённого времени после пуска. Однако против истребителей противника реактивные снаряды ввиду невысокой скорости полёта были малоэффективны, кроме того при стрельбе требовалось точно выдержать дистанцию до вражеских самолётов.
Истребитель ЛаГГ-3 с РС-82
Подвешенные под крылом реактивные орудия с РС обладали значительным лобовым сопротивлением и весом, снижая таким образом ключевые для воздушного боя характеристики – скорость и манёвренность.
Истребитель Як-1 с шестью РС-82
Гораздо распространенней была ситуация когда отправленные на штурмовку советские истребители вынужденно вступали в воздушный бой. В этой обстановке вероятность поражения самолёта противника реактивным снарядом с контактным взрывателем мгновенного действия была ещё меньше, однако в силу того что подобные эпизоды ведения воздушного боя с использованием РС случались гораздо чаще, то и сбитых ракетами вражеских самолётов было больше.
РС-82 с контактным и дистанционным взрывателями
Помимо советских самолётов, реактивными снарядами вооружались и поставляемые по ленд-лизу британские истребители «Харрикейн». С помощью РС в какой-то мере компенсировалась слабость их пулемётного вооружения.
«Харрикейн» с подвеской шести РС-82 выруливает на взлет, Донской фронт
Через несколько месяцев после начала массового применения РС с фронта стали поступать сигналы о якобы низкой их эффективности. В связи с этим в сентябре 1941 года на полигоне ВВС были организованы испытательные стрельбы реактивными снарядами. Эти испытания показали малую эффективность РС против одиночных точечных целей. Средний процент попаданий в одиночный неподвижный танк при обстреле его с дистанции 400-500 м составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. При стрельбах выяснилось, что РС-82 может нанести поражение немецким легким танкам типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашине Sd Kfz 250 только при прямом попадании. Разрывы 82-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка повреждений ему не наносили. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе.
Пробоина от попадания РС в 50-мм броне
РС-132 показали ещё худшие результаты. Из 134 выпущенных снарядов ни один не попал в цель. И это притом, что испытания проходили на полигоне в идеальных условиях. На фронте же лётчики на небронированных самолётах зачастую выпускали РС с дистанции 700-1000 м стараясь находиться в зоне эффективного огня немецкой малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) минимальное время. Кроме того выяснилось, что из-за небрежного обращения с реактивными снарядами при транспортировке на фронт часто гнулись их жестяные стабилизаторы, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы.
В тоже время РС были весьма эффективным оружием против площадных (артилерийско - миномётные батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (колонны войск и железнодорожные составы).
В 1941 году специально для борьбы с танками были созданы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью - РБС-82 и РБС-132. Которые, при попадании по нормали пробивали 50-мм и 75-мм броню соответственно. Эти снаряды были созданы на базе РС-82 и РС-132. Кроме новой боевой части, снаряды имели более мощный двигатель, благодаря этому увеличивались, скорость полёт РС и вероятность попадания в цель. Как показали полигонные испытания. РБС пробивали танковую броню и затем взрывались, нанося сильные разрушения внутри танка. Бронебойные РС были с успехом применены в боях в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась недостаточной.
РБС-132
В арсенале штурмовиков, наряду с реактивными снарядами РБС-132, имевших бронебойную боевую часть, как средство борьбы с немецкой бронетехникой к этому времени прочно укрепился реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 обеспечивала сквозное пробитие (при прямом попадании) брони средних немецких танков.
При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м от него при угле места в 30 градусов кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной до 15 мм. При угле места в 60 градусов разрыв РОФС-132 на расстоянии до 2-х метров от танка обеспечивал пробитие осколками танковой брони толщиной до 30 мм. При прямом попадании в танк Pz. IV броня, как правило, пробивалась, а оборудование и экипаж внутри танка выводились из строя.
РОФС-132 под крылом Ил-2
К сожалению, несмотря на увеличение кучности стрельбы РОФС-132, их эффективность при стрельбе по танкам и другой была все же неудовлетворительной. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям - мотомеханизированные колонны, железнодорожные составы, склады, батареи полевой и зенитной артиллерии и т.д.
В 1942 году были разработаны реактивные снаряды РБСК-82 с кумулятивной боевой частью. На испытаниях реактивные бронебойные снаряды кумулятивного действия пробивали броню толщиной до 50-мм. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия.
Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием запаздывания в срабатывании взрывателя «от рикошета и кумулятивная струя формируется при деформированном конусе».
Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. На вооружение кумулятивные РС не принимались ввиду отсутствия явного преимущества перед штатными реактивными снарядами. На подходе уже было новое, гораздо более сильное оружие — ПТАБы.
Во второй половине войны значение реактивных снарядов как средства поражения несколько снизилась. После налаживания выпуска достаточного количества специализированных штурмовиков Ил-2 была прекращена практика массовой подвески РС на истребители.
В тоже время реактивные снаряды применялись со штурмовиков в течение всей войны. Более того в штурмовых авиаполках существовала практика установки на Ил-2 дополнительных реактивных орудий, доводя количество подвешиваемых РС до 12 шт. Это обуславливалось тем, что реактивные снаряды оказались весьма эффективным противозенитным средством. Кроме мощного осколочного действия, РС обладали сильнейшим психологическим эффектом, оказываемым на расчёты МЗА. Штурмовики вооруженные дополнительными РС, как правило, выделялись для подавления зениток.
РС-132 оказались неплохим оружием против немецких быстроходных десантных барж. Эти небольшие, манёвренные, хорошо вооруженные плавсредства было непросто потопить торпедами и бомбами.
Немецкая БДБ (Marinef?hrprahm)
Кроме Ил-2 авиации ВМФ пусковые для шести РС-132 устанавливались в частях морской авиации на торпедоносцы Ил-4Т. РС предназначались в первую очередь для подавления зенитного огня ведущегося с вражеских кораблей в ходе выполнения торпедной атаки. На часть бомбардировщиков для защиты от вражеских истребителей реактивные орудия монтировались для стрельбы назад.
Отдельного упоминания заслуживают различные наземные кустарные пусковые установки РС-82 применявшиеся для ПВО аэродромов в начальный период войны.
Стрельба с таких установок, на которых были примитивные прицельные приспособления, велась снарядами с дистанционными взрывателями по курсу вражеских самолётов.
Эффективность их была не велика, сами установки не безопасны для стреляющих, но они зачастую являясь единственным средством ПВО полевых аэродромов, позволяли отпугнуть немцев.
В целом оценивая роль советских авиационных реактивных снарядов в Великой Отечественной войне можно отметить, что при правильном и грамотном их использовании РС являлись мощным средством поражения живой силы и техники противника.
По материалам:
http://alternathistory.org.ua/oleg-rastrenin-shturmoviki-velikoi-otechestvennoi-voiny-glava-3-udarnye-bisy-chaiki-i-drugie
http://www.vonovke.ru/s/rs-82_-_boevoe_primenenie
Широкорад А.Б. Вооружение советской авиации 1941-1991.Минск, Харвест, 2004.
Источник: http://topwar.ru