Руководство Литвы перешло к трезвой оценке состояния национальных вооруженных сил
19 мар, 2014 0 Комментариев 65 Просмотров

Руководство Литвы перешло к трезвой оценке состояния национальных вооруженных сил

Руководство Литвы перешло к трезвой оценке состояния национальных вооруженных сил

События, стремительно развивающиеся на Украине, заставили военно-политическое руководство Литвы от русофобской риторики перейти к трезвой оценке состояния национальных вооруженных сил, особенно военной авиации. Выводы весьма печальные – от российских самолетов защищаться нечем.

К такому заключению пришли литовские эксперты в области обороны после недавнего посещения президентом страны Далей Грибаускайте военной авиабазы «Зокняй». Во время визита широкой аудитории была представлена вся «воздушная армада» Литвы: пять транспортных самолетов, с десяток стареньких советских вертолетов и один тренировочный учебно-боевой самолет. Увиденное слегка шокировало Грибаускайте, вызвав панику и вынудив запросить у США дополнительную военную помощь.

Следует отметить, что в 2014 году Литва отметила 95-летие создания национальной военной авиации. На торжественной церемонии, прошедшей 12 марта, командующий ВВС страны генерал-майор Эдвард Мажейкис всячески хвалил летчиков и раздавал подарки, обойдя существующие проблемы.

История

Собственно говоря, приказ о создании национальных военно-воздушных сил был подписан не так давно – 23 января 1992 года. И основой формирования современных ВВС Литвы явились советские пассажирские, транспортные и спортивные самолеты и вертолеты. Со временем в формируемые ВВС стала поступать авиационная техника из некоторых стран НАТО и СНГ, иногда даже безвозмездно в качестве помощи. Так, в 1991 году ФРГ подарила литовской армии два транспортных самолета L-410 UVP, в 1993 году из Киргизии были получены четыре учебно-тренировочных самолета L-39С «Albatros», в 1998 году в Чехии были закуплены два самолета L-39ZA «Albatros», с 2006 по 2009 год в рамках договора с итальянской компанией «Alenia Aeronautika» были поставлены три военно-транспортных самолета C-27J Spartan.

Состав и задачи

В принципе, задачи, стоящие перед военной авиацией Литвы, сводятся к следующим:

прикрытие основных административных и промышленных центров, а также военных объектов от ударов с воздуха-

оказание непосредственной авиационной поддержки наземным войскам-

патрулирование прилегающей акватории Балтийского моря и проливов, ведение воздушной разведки, осуществление перебросок личного состава, вооружения и военной техники в районы оперативного предназначения-

также участие в проведении поисково-спасательных операций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Следует обратить внимание, что организационная структура в течение последних 20 лет также претерпела изменения. Сегодня ВВС Литвы включают:

штаб военно-воздушных сил (г.Вильнюс)-

авиационную базу (г.Шяуляй, аэродром «Зокняй»), состоящую из пяти эскадрилий, в том числе одной учебной (два самолета L-39C и два L-39ZA), двух транспортных авиационных (три C-27J «Спартан», шесть Ан-2, два L-410UVP), двух вертолетных (десять Ми-8, два Ми-2)-

дивизион ПВО (по национальной терминологии – батальон, г.Радвилишкис), оснащенный шведскими ПЗРК RBS-70 и зенитными установками М-48, основная задача которого – прикрытие с воздуха Игналинской АЭС-

командование контроля воздушного пространства (КВП и УВД, одновременно является региональным центром объединенной системы КВП и УВД стран Балтии «Балтнет», г.Каунас)-

ремонтное депо авиационной техники и вооружения (г.Шяуляй)-

учебный центр ВВС-

два поисково-спасательных поста (г.Каунас и г.Клайпеда, три вертолета Ми-8 и три Ми-2).

Численность личного состава около 1100 человек.

Кроме того, составным резервным компонентом ВВС является авиация Добровольных сил охраны края (ДСОК), а также к решению задач в интересах ВВС могут привлекаться авиация службы охраны государственной границы и гражданская авиация.

Перспективы развития

Печально, но факт, что сегодня основная задача по охране воздушного пространства стран Балтии осуществляется благодаря миссии НАТО «Operation Baltic Air Policing». Так, с 2004 года в ее рамках патрулирование выполняет на ротационной основе звено истребителей стран-членов альянса. Основной аэродром дислокации – авиабаза «Зокняй». При этом расходы по содержанию иностранного контингента Латвия, Литва и Эстония делят на паритетной основе. Собственно, благодаря миссии, ВВС Литвы в 2011 году потеряли самолет L-39ZA, сбитый французским истребителем «Mirage».

Несмотря на предоставленную защиту со стороны НАТО, военное руководство страны планирует увеличить парк боевой авиации и усилить систему ПВО.

Так, по просьбе Дали Грибаускайте, США дополнительно передислоцировали на территорию Литвы шесть самолетов F-15 и два заправщика KC-135, тем самым увеличив свое присутствие до авиационной эскадрильи.

Отозвалась на просьбу даже Великобритания, заявив о выделении в апреле истребителя «Typhoon» для укрепления миссии ПВО стран Балтии.

В этой связи интересен и тот факт, что на днях глава авиадивизиона шведской фирмы «Saab» Леннарт Синдал заявил о возможной продаже истребителей Эстонии, Латвии и Литве.

Более того, литовская сторона обратилась к США с очередной просьбой – о размещении зенитно-ракетных комплексов «Patriot».

Неудивительно, что наметившаяся тенденция по усилению авиационной группировки вблизи границ Беларуси вызывает настороженность и недопонимание со стороны последней.

Если углубиться в военную доктрину Литвы, то в ней не указаны врагами конкретные страны. Однако упоминаются вызовы, при определенных обстоятельствах способные породить агрессию со стороны «…некоторых соседних недемократичных государств». Учитывая, сложившуюся политическую конъюнктуру, под «некоторыми» очевидно понимают в частности Беларусь. Это в свою очередь заставляет Минск идти на ответные меры по усилению защиты своего воздушного пространства. В итоге мы становимся свидетелями прямо пропорционального нагнетания обстановки.

Вместе с тем известно, что содержание современных ВВС является дорогостоящим удовольствием, потянуть которое могут только экономически развитые государства. Поэтому руководству Литвы следует осознавать, что приобретение и содержание боевой авиации в условиях наличия экономических проблем, ляжет непомерны грузом на плечи налогоплательщиков.

Сегодня официальный Вильнюс находится перед дилеммой – существенно увеличить оборонные расходы и тем самым вызвать рост недовольства населения или уповать на помощь более богатых и сильных западных партнеров, по сути, предоставив им карт-бланш для действий на своей территории. Выбор нынешнего руководства Литвы очевиден. Но в данной ситуации следует помнить, что разместив на своей территории элементы противоракетной системы «Patriot», литовцы становятся заложниками ситуации в случае любого вооруженного конфликта.

/ Автор: Денис Гайшун / www.belvpo.com

 

Первоисточник :

military-informant.com

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация