Противотанковая мина ТМД-40
Противотанковая мина ТМ-39 образца 1939 года имела, как считалось, некоторые положительные черты, но при этом не была лишена недостатков. В качестве одного из главных назывался сравнительно дорогой материал корпуса. Ввиду ограниченных возможностей промышленности даже кровельное железо могло оказаться дефицитом. Требовалось разработать новую противотанковую мину в дешевом деревянном корпусе. Так появилось изделие ТМД-40.
При разработке проекта ТМД-40 использовался любопытный подход. Советские оружейники решили не делать полностью новую мину, основанную на новых принципах и деталях. Наоборот, в качестве основы для нее была взята существующая ТМ-39. Фактически новая мина в деревянном корпусе представляла собой переработку существующего металлического боеприпаса с использованием более дешевых материалов. За счет самого широкого применения дерева удалось сократить количество металлических деталей до минимально необходимого. Все элементы новой мины предлагалось делать из дерева. Металлическими были только детали взрывателя, оси взрывных механизмов и гвозди, которыми скреплялись доски.
Общий вид мины ТМД-40. Рисунок Saper.etel.ru
Основой мины ТМД-40 был корпус, сколачивавшийся из досок нужных размеров. Собранный корпус имел длину около 58 см, ширину 13 см и высоту около 10-10,5 см. Корпус собирался из четырех длинных досок и нескольких небольших планок, находившихся на торцах получившегося параллелепипеда. В верхней доске корпуса предусматривались две длинные прорези по краям. Вместо торцевых крышек в корпус вставлялись две тонкие дощечки с небольшими импровизированными ручками. На боковой поверхности корпуса предусматривалась матерчатая ручка для переноски.
Сверху на корпус устанавливалась крышка сравнительно сложной конструкции. Ее основой была доска размерами около 50х6 см со скошенными торцами. К последним гвоздями приколачивались тонкие дощечки трапециевидной формы, отвечавшие за обеспечение правильного усилия срабатывания мины. На нижней поверхности центральной доски крышки имелись два бруска (т.н. деревянные болты), входившие в прорези крышки корпуса.
За счет сравнительно тяжелого материала мина ТМД-40 при схожих габаритах имела больший вес в сравнении с ТМ-39. Снаряженный боеприпас с зарядом взрывчатого вещества и взрывными механизмами весил до 7,9-8 кг. Деревянные корпуса окрашивались в темно-зеленый цвет. В дальнейшем, с целью упрощения и ускорения производства, некоторые серии мин покрывались только олифой, а иные вообще не получали никакого покрытия. На корпуса краской наносилась маркировка завода-изготовителя.
Компоновка корпуса мины. Фото Weaponland.ru
Компоновка внутренних агрегатов корпуса мины ТМД-40 была полностью заимствована у предыдущей ТМ-39. Всю центральную часть корпуса занимали шашки взрывчатого вещества весом 400 г. Габариты корпуса позволяли уместить семь таких шашек. По краям корпуса, рядом с взрывным механизмом, находились четыре 200-граммовые шашки. Противотанковая мина могла оснащаться шашками из тротила, французской смеси и т.д. Общий вес заряда составлял 3,6 кг.
В составе мины ТМД-40 использовались два взрывных механизма, являвшихся дальнейшим развитием агрегатов, использовавшихся в предыдущей мине. Механизм представлял собой небольшой (10х5х5 см) деревянный ящичек с относительно толстым дном. Ящичек не имел крышки и одного из малых торцов. В имеющейся стенке 5х5 см предусматривалось отверстие для установки взрывателя. В средней части ящичка имелся закрепленный на оси рычаг. Рычаг представлял собой деталь ромбического сечения с тонкой палочкой/гвоздем на одном из плеч. Рычаг мог свободно качаться при нажатии на разные его концы.
Мина ТМД-40 должна была использовать взрыватели МУВ с запалами МД-2. Взрыватель представлял собой трубку, внутри которой имелся подпружиненный стержень-ударник. В боевом положении ударник был выдвинут из корпуса и зафиксирован чекой. Для безопасной транспортировки взрыватели серии МУВ имели предохранительную чеку, которую следовало извлекать при установке. Взрыватели МУВ для мин ТМД-40 оснащались Р-образной чекой. Взрыватель с запалом помещались внутри взрывного механизма. Выступающий из ящичка запал при этом входил в отверстие тротиловой шашки, а чека надевалась на стержень рычага.
Размещение деталей внутри корпуса. Рисунок Saper.etel.ru
По принципу действия противотанковая мина ТМД-40 ничем не отличалась от своего металлического прототипа. Датчиком цели служила крышка, на которую должна была наезжать вражеская техника. При нажатии с усилием не менее 80-90 кг боковые наклонные доски крышки не выдерживали и ломались, позволяя центральной доске сдвинуться вниз. После этого каждый из двух «деревянных болтов» давил на рычаг своего взрывного механизма, что приводило к извлечению чеки и взрыву.
В отличие от предыдущих ТМ-39, мины ТМД-40 поставлялись в войска в полностью собранном состоянии. В корпуса загружались шашки взрывчатого вещества и устанавливались взрывные механизмы без взрывателей. Торцы корпуса закрывались сдвижными крышками, а крышка-датчик цели закреплялась на своем месте при помощи гвоздей. Помещать взрыватели на свои места предлагалось непосредственно во время установки мины.
Снаряжение мины зарядом на заводе-изготовителе заметно облегчило использование нового оружия в войсках. Ранее противотанковые мины приходилось снаряжать в частях, что приводило к излишним тратам времени и сил. Теперь мина могла доставляться к месту установки в собранном виде, а саперу оставалось только установить взрыватели.
Установка мины начиналась с извлечения торцевых крышек корпуса. После этого минер должен был соединить взрыватель МУВ и запал МД-2. Запал и взрыватель с извлеченной предохранительной чекой помещались во взрывной механизм через круглое боковое отверстие. Конструкция мины позволяла вытаскивать механизм, устанавливать на свое место взрыватель и после этого возвращать их на место. Во время установки взрывателя нужно было следить за его правильным положением. Запал должен был попасть в гнездо ближайшей шашки, а петля чеки – на рычаг. После установки двух взрывателей торцевые крышки возвращались на место.
Конструкция взрывателя типа МУВ
Мина с установленными взрывателями была готова к использованию. Ее можно было устанавливать в грунт, на грунт или в снег. При этом следовало учитывать некоторые особенности местности, принимая во внимание низкую стойкость деревянных деталей к внешним воздействиям. Необходимо отметить, из-за высокой чувствительности взрывателей МУВ, чека которых извлекалась с усилием не более 2-3 кг, после завершения подготовки к установке мина представляла большую опасность.
Подобно другим минам первых моделей, ТМД-40 не имела специальных устройств, затруднявших извлечение или обезвреживание. Тем не менее, обезвреживание такого боеприпаса было крайне сложным ввиду высокой чувствительности взрывателя. Для исключения подрыва штатным образом нужно было извлечь мину из грунта, вынуть торцевые крышки и извлечь оба взрывателя. В большинстве случаев проведение подобных сложных и рискованных процедур было нецелесообразным. Кроме того, под воздействием влаги крышки могли разбухать, из-за чего их безопасное извлечение становилось невозможным.
Срок службы мины не ограничивался документами, но обычно не превышал нескольких месяцев. Несмотря на защитное покрытие, деревянный корпус был подвержен воздействию воды и других внешних факторов. Со временем доски начинали гнить, что сказывалось на характеристиках изделия. В частности, из-за потери прочности боковых досок крышки снижалось усилие срабатывания. К схожим результатам приводило и размягчение деталей взрывного механизма. Таким образом, со временем мина ТМД-40 теряла заданные характеристики, из-за чего в ряде случаев становилась опаснее.
Взрывной механизм. Рисунок Saper.etel.ru
Противотанковые мины ТМД-40 активно использовались саперами-красноармейцами в течение всей Великой Отечественной войны. К началу боев на вооружении состояли несколько типов боеприпасов для создания противотанковых заграждений. Все они использовались для установки минных полей на различных участках фронта.
Являясь доработанным вариантом мины ТМ-39, изделие ТМД-40 имело те же недостатки. Более того, некоторые негативные особенности этого оружия стали «тяжелым наследием» устаревшей мины ТМ-35. Главные претензии касались неудобства и опасности обращения с взрывателем после извлечения предохранительной чеки. Установка взрывателей была сложным делом, затруднявшим подготовку мин и требовавшим большой внимательности. Из-за этого установка мин ТМД-40 могла производиться только днем и только на достаточном удалении от переднего края.
Со временем дал о себе знать недостаточный вес заряда. 3,6 кг тротила или другого взрывчатого вещества могли уничтожать автомобили, но с трудом справлялись с бронированной техникой. Появление массовых средних танков со сравнительно мощным бронированием привело к тому, что существующие противотанковые мины могли повреждать ходовую часть, но не были способны пробивать корпус и уничтожать экипаж. Для решения этой проблемы рекомендовалось устанавливать мины по две или обкладывать боеприпас дополнительными шашками взрывчатки.
Музейный разрезной макет мины
Мины ТМ-39 и ТМД-40 имели удлиненный корпус, который, как ожидалось, должен был повышать вероятность наезда на боеприпас. Тем не менее, эта особенность имела и отрицательные особенности. Из-за сравнительно большой длины корпуса, под колесом или гусеницей и корпусом цели оказывалась только небольшая часть мины и заряда. Как следствие, часть энергии взрыва уходила в сторону, не нанося ущерб цели.
Несмотря на недостатки, мины ТМД-40 активно использовались для создания противотанковых минных полей. Это оружие получило широкую известность как в Красной Армии, так и в Вермахте. Известно, что немецкие саперы, увидев характерную форму деревянного корпуса, прозвали советскую мину Kindessarg («Детский гроб»). Тем не менее, этот «гроб» был предназначен именно для немецкой техники.
Производство противотанковых мин ТМ-39 требовало поставок кровельного железа или иных схожих материалов, из-за чего было слишком дорогим для первых лет войны. В результате производство такого оружия было свернуто в 1942-43 годах. Предприятия-изготовители более дешевых мин ТМД-40, в свою очередь, почти не испытывали трудностей с поставками сырья. Благодаря этому производство деревянных противотанковых мин продолжалось до конца войны. Со временем ТМД-40 полностью вытеснили своих предшественников, а затем арсеналы саперных частей пополнились более новыми и совершенными боеприпасами для уничтожения бронетехники противника.
По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://weaponland.ru/
Источник: topwar.ru