Турция: традиционные СМИ молчат
Проработав 25 лет в журналистике, в том числе в качестве обозревателя одной из крупнейших в Турции газет, Сердар Акинан (Serdar Akinan) оказался в начале 2013 года на профессиональном перепутье: перед ним встал вопрос, продолжать ли работу в традиционных турецких СМИ или открыть пиццерию?
Сердара Акинана трудно винить в желании сменить профессию. За последние несколько лет Турция превратилась в не самое благоприятное место для журналистов, где обозревателей и репортеров регулярно выбрасывают на улицу за излишне критические публикации в адрес властей. Что касается Сердара Акинана, то два года назад он оказался без работы после того, как его бесцеремонно вышвырнули из штата одной из крупнейших газет «Акшам» за его заметки в колонке, вызвавшие, по мнению самого журналиста, неудовольствие аппарата премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.
Переждав некоторое время, Сердар Акинан попытался найти работу в какой-нибудь газете или журнале, но обнаружил, что его фактически внесли в черные списки. Будучи, по всей видимости, не в состоянии вернуться к журналистской работе, он начал уже подумывать об открытии пиццерии, когда один из приятелей предложил оказать ему финансовое содействие с тем, чтобы запустить собственный веб-сайт, опирающийся на созданную журналистом репутацию и его 220 тысяч читателей в Твиттере.
В результате появился сайт Vagus.tv, по счастливой случайности созданный всего за несколько дней до вспыхнувших летом прошлого года акций протеста в парке Гези. Испытывая некоторые финансовые затруднения, сайт, по словам журналиста, быстро сумел обзавестись верной и преданной аудиторией. «Я понял, что люди нуждаются в информации, которой могли бы доверять, что они утратили доверие к крупным СМИ», - поведал Сердар Акинан, сидя в небольшом зале заседаний, который он делит со своими коллегами, в одном из офисных зданий, расположенном в прибрежном квартале Стамбула Каракой.
История этого журналиста весьма поучительна. По мере того как власти - или, если быть точным, владельцы изданий, опасающиеся прогневать власти и подвергнуть потенциальной опасности другие свои деловые интересы, - набрасывают все более жесткую узду на традиционные турецкие СМИ, а множество талантливых журналистов оказываются на улице, в республике возникает пространство для смелых независимых медийных предприятий.
«В такой медийной обстановке важно не какие у вас ресурсы, а какая у вас позиция, - говорит Доган Акин (Dogan Akin), один из старейших журналистов и основатель T24 - пожалуй, самого успешного из новых информационных интернет-проектов. - При всех имеющихся у них деньгах большие организации не могут освещать события, тогда как независимые объединения, у которых, возможно, нет больших денег, в состоянии сообщать новости».
«Мы не смогли бы соперничать с крупными игроками на медийном рынке, если бы не нынешнее состояние СМИ в Турции», - добавляет Доган Акин, сайт которого стал прибежищем для целого ряда почтенных журналистов, уволенных в последнее время из других изданий.
А состояние традиционных турецких СМИ, судя по всему, поистине плачевное. Помимо увольнения журналистов критической направленности, проблема заключается в том, что Турция выступает ведущим в мире тюремщиком журналистов (большинство из которых являются представителями курдской национальности, брошенными за решетку в рамках жесткого антитеррористического законодательства). СМИ в Турции так сегодня не хотят перечить властям, что даже в первый вечер, когда акции протеста в парке Гези приобрели столь массовый характер, что их уже невозможно было не замечать, ведущие информационные сети именно так и поступили: CNN Turk выпустила в эфир документальный фильм о пингвинах, а не программу о событиях, происходящих в центре Стамбула.
«До прихода к власти правительства ПСР в порядке вещей была ситуация, когда начальник штаба вооруженных сил назначал встречи с журналистами и редакторами, и приказывал, как освещать те или иные события, - рассказывает Надире Матер (Nadire Mater), возглавляющая Bianet - давний независимый медиацентр, ведущий целый ряд проектов, включая информационные порталы на турецком и английском языках. - Теперь тем же самым, что и генералы, занимается Эрдоган. У нас называют его «главным редактором всех СМИ». Власть есть власть, будь то с оружием или без оного. Ему нужды СМИ, которые его обожают, без всякой критики».
«Проблема в том, как наладить работу вне этой атмосферы», - говорит она.
Для запущенного в 2011 году нового национального телеканала IMC TV это означает финансирование одним лицом - курдским бизнесменом, сделавшим деньги на торговле обувью. Такая схема позволяет каналу избегать общения с капризными рекламодателями. Канал IMC TV, выступающий, если можно так выразиться, против показа программ о пингвинах, уделяет особо пристальное внимание вопросам, связанным с делами меньшинств, демонстрирует программу на армянском языке и имеет в штате первого в Турции репортера-трансгендера. Кроме того, в сетке вещания канала значится, пожалуй, одна из наиболее уникальных программ: дискуссионное ток-шоу, где жюри целиком состоит из журналистов, уволенных с их прежних мест работы за чересчур критические высказывания.
«Самое сложное в сегодняшней турецкой журналистике - это определить, что правдиво, а что нет, пробраться через паутину манипулирования и рассказать правду. Мы пытаемся поступать именно так, насколько это в наших силах», - говорит директор информационных программ телеканала Арис Нальчи (Aris Nalci).
Пока правительство, похоже, не захватило в свои руки молодые независимые средства массовой информации, предпочитая сосредоточиться на укреплении дисциплины в верных ему СМИ. «Они вознамерились контролировать традиционные, в их понимании, СМИ, и не допустить, чтобы у поддерживающей их прессы появились сомнения или чтобы она сеяла сомнения в умах людей. И, похоже, власти в этом весьма преуспели», - говорит Эндрю Финкель (Andrew Finkel), давний иностранный корреспондент в Турции, сотрудничающий также с рядом турецких изданий.
И хотя плохая работа турецких СМИ во время событий вокруг парка Гези, возможно, и удовлетворила правительство, она могла также создать определенное пространство, в котором способны процветать новые независимые проекты. «Я вижу наличие в Турции пространства для работы независимых СМИ, - говорит Эндрю Финкель, работающий с группой турецких журналистов над созданием бесприбыльной организации, которая будет оказывать содействие в работе, связанной с независимыми журналистскими расследованиями. - Каждое поколение в Турции создавало журналистский инструмент, характеризующий это поколение. Мне кажется, что следующая волна должна быть связана с Интернетом с элементами социальных медиа».
Задача на сегодня, по словам журналиста Догана Акина с портала T24, состоит не просто в том, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся в результате неудовлетворительной работы традиционных турецких СМИ, а чтобы заполнить его качественной журналистикой, не страдающей дурными привычками прошлого.
«Мы не становимся автоматически хороши только потому, что крупные СМИ - плохи. Чтобы стать реальной альтернативой, мы должны повысить наши профессиональные стандарты, - подчеркивает он. - Если мы сумеем повысить наши стандарты, тогда мы сможем обеспечить развитие независимых СМИ в Турции».
Источник:russian.eurasianet.org