Деньги уходят из столиц
22 ноя, 2012 0 Комментариев 307 Просмотров

Деньги уходят из столиц

Деньги уходят из столицНо в регионах, как планировало правительство, они не появляются

По данным Федеральной налоговой службы, во многих регионах в этом году резко снизились сборы налога на прибыль. Причем не только в областях и республиках с традиционно слабой экономикой, но и в нефтегазовой житнице страны – Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, а также на Сахалине.

Установленные в нынешнем году налоговые правила, по логике правительства, должны были перераспределить собираемые налоги, особенно на прибыль предприятий, от столиц, где, как правило, зарегистрированы головные офисы добывающих компаний, к регионам, в которых размещены собственно производства. Мысль, безусловно, здравая. Но она не сработала – деньги ушли из Москвы и Санкт-Петербурга, но так и не пришли на места. Даже более того – «ушли» и оттуда. Образовавшиеся дополнительные бреши в региональных бюджетах приходится затыкать федеральными трансфертами. Эксперты единодушно утверждают, что в основе этой тенденции лежат налоговые «игрища» крупных компаний. Этот парадоксальный опыт нынешнего года тем более заслуживает внимания, что с будущего года произойдет еще более заметное изменение налоговых правил. Но почему предприятия так ловко «уводят» налоги в «тень»? И почему этот процесс так четко проявился именно в этом году?

- У предприятий в регионах есть технически совершенно простые возможности показать на бумаге какую угодно прибыль, - размышляет аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка» Андрей Полищук. - При любом объеме производства и стабильных ценах на добываемое сырье, операционная компания может показать налоговой и убыток, и небольшую прибыльность, и крупную прибыль. Но традиционно эти группы региональных компаний «показывают» достаточно небольшую прибыль. Как это сделать? Да очень просто – можно перечислить буквально одной платежкой любой сторонней или своей головной компании в столице деньги за некое, возможно, условное оказание консультационных услуг или помощь в организации добычи нефти или газа. Никакого отношения к объемам добывающего сырья размер этой помощи и, тем более, ее финансовая оценка не имеют. Рисуй хоть сто рублей, хоть три миллиарда – никак проверить по бумагам реальный объем таких услуг невозможно. Заниматься этим некому, да никому и не надо. Это в столице головному офису придется как-то отчитываться перед налоговой за полученные по этой статье доходы. Но новые правила позволяют больше денег оставлять региональным подразделениям, а те могут заслать денежные средства куда угодно.

Результат такого рода манипулирования финансовыми потоками печален. Аналитики Standard&Poor’s полагают, что уже в 2013-м году федеральному бюджету придется дополнительно выделить полтриллиона рублей (1% ВВП) на латание финансовых прорех в региональных бюджетах. Если в прошлом году только пять субъектов федерации имели чистые убытки по предприятиям, то в этом году таких регионов уже 13. Парадоксально, но самой убыточной оказалась промышленная деятельность в нефтедобывающем Ненецком АО, где потери превысили 11,3 млрд рублей. Как следствие возникают проблемы с финансированием обязательных выплат по социальным программам, а также заработных плат работников бюджетной сферы, что вкупе с денежными затруднениями убыточных предприятий значительно повышает социальную напряженность. Ведь выплата заработных плат и социальных расходов составляет более половины всех расходов в региональных бюджетах.

- Совершенно очевидно, что значительное падения сборов налога на прибыль в регионах с доминированием крупнейших ресурсодобывающих компаний, расположенных преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, является следствием налоговых игрищ нефтегазовых компаний, - говорит гендиректор Института национальной энергетики Сергей Александрович Правосудов. – Если отследить статистику с начала года, мы увидим, что спадов объема добычи по этим группам продукции у наших лидирующих компаний не было. Ценовая конъюнктура на «черное золото» в целом складывалась достаточно удачно, цены на газ в определенный период немного спускались, но предопределить значительного снижения выручки наших компаний эти колебания не могли. К тому же эти колебания в основном затрагивали поставки «голубого топлива» на рынки Европы. Никаких проблем у добывающих предприятий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов не должно было быть. А у нефтегазовых предприятий Сахалина в этом году все складывается вообще очень хорошо.

Характерно, что проблемы также испытывают субъекты федерации, чья экономика сильно завязана на одно крупное предприятие или одну отрасль. В этом году наиболее значительный недобор по налогу на прибыль отмечается в регионах с высокой концентрацией металлургических производств. По итогам января-августа на треть снизились налоговые сборы в Липецкой и Вологодской областях, на 28% – в Кемеровской, на 21% – в Челябинской областях, на 19% – в Красноярском крае и на 17% – в Белгородской области.

Из-за изменения налогового администрирования значительных сумм недосчитались и столицы. В Москве, десятую часть доходов которой составляют налоги с головного офиса «Газпрома», недосчитались по сравнению с прошлым годом 5% налога на прибыль. А вот в городе на Неве налоговые поступления от предприятий в муниципальный бюджет сократились сразу на 25%. Обе столицы выручили возросшие трансферты из федерального бюджета. Так, Москва получила на 42 млрд больше, чем в прошлом году, Московская область – на 24,5 млрд, а Санкт-Петербург – на 14,2 млрд рублей. Кроме того, 11 миллиардов было выделено из федеральной казны и Свердловской области.

Впрочем, от изменения правил налогообложения понесли потери и бюджеты далеких от Москвы Нижегородской и Кемеровской областей, - поясняет старший аналитик ФК «Уралсиб Кэпитал» Антон Табах. - Нижегородской области заткнуть текущую дыру помог недавно размещенный займ на 8 миллиардов рублей.

Но в любом случае, отмечает эксперт, было неправильно сравнивать наши регионы, находящиеся в настоящем экономическом кризисе, с Грецией. Во-первых, потому, что общая долговая нагрузка на российские субъекты федерации находится на довольно низком, по меркам любых рыночных оценок, уровне. Во-вторых, они живут в федеративном государстве, которое никогда не даст им «утонуть». В этом отношении наши кризисные регионы уместнее сравнивать со штатами Калифорния или Иллинойс, которых не допустит до дефолта американское правительство.

«СП»: - Таким образом, кризисные явления в экономике не угрожают дефолтом ни одному из российских регионов?

- Определенно можно утверждать, что в этом году возможностей федерального бюджета с запасом хватит на то, чтобы заткнуть дыры во всех региональных финансах. Пока совокупный долг наших регионов, хотя он и начал увеличиваться в последнее время, довольно невелик в масштабах федерального казначейства. К тому же не будем забывать, что регионы восполняют свои дефициты финансов не только за счет перечислений из федерального Центра, но и за счет заимствований.

В этом отношении долговая проблема – это больше вопрос о рефинансировании займов. Например, у многих немецких земель, чья финансовая стабильность сегодня не вызывает больших сомнений, объем долговой нагрузки в несколько раз превышает годовые доходы бюджета. Но дело в том, что обслуживание этих займов обходится им в несколько раз дешевле, чем самым лучшим в финансовом отношении российским регионам. Во-первых, займы немецких земель оформлены на 30 лет, а часто и на 50 лет. Во-вторых, даже в худшие для европейской экономики времена немцы получают деньги менее чем под 5% годовых. У нас не только в несколько раз выше проценты по займам, но и сроки в десятки раз короче – как правило, не длиннее двух лет. Когда весной этого года Якутия смогла разместить свои облигации на три года, рынок воспринял эти облигации как необычайно длинные бумаги.

«СП»: - Все-таки, какие из регионов находятся в наиболее сложном с точки зрения возможного дефолта положении?

- Дефолт не грозит никому. Но наиболее сложное положение у Мордовии. Ее долг в целом относительно велик, но хуже всего, что структура займов этого региона составлена из очень коротких бумаг. Впрочем, федеральные власти зарегистрировали сейчас очередной займ этой республикой на 1,5 миллиарда рублей. Посмотрим, как эту бумагу встретит рынок.

Также большой долг имеет Костромская область, но там остроту проблемы снизил займ прошлого года, заметно удлинивший структуру долгов. К тому же, этот займ не до конца выбран. И при возникновении проблем, область имеет возможность без дополнительного согласования в Москве занять еще.

Формально высокую долговую нагрузку имеет Татарстан, но долг республики состоит в основном из бюджетных гарантий регионального правительства. То есть фактические выплаты достаточно невелики, а экономика региона находится в достаточно устойчивом положении.

«СП»: - Тем не менее, финансовые проблемы регионов, пишут эксперты из Standard&Poor’s, в будущем году могут значительно увеличиваться?

- Я согласен с оценкой этой компании в том, что дополнительно могут понадобиться трансферты в размере 1% ВВП. Я даже думаю, что понадобится несколько больше. Однако вопрос о том, будут ли такие платежи по силам федеральному казначейству – это, скорее, вопрос о желаниях. Иными словами, размер платежей регионам больше зависит от того, какую политику внутри страны хочет проводить центральная власть.

Вот в этом году произошло изменение правил налогового учета в рамках холдингов и промышленных групп. Вы видели, что ряд центральных регионов не досчитался налогов на прибыль компаний. Эти правила довольно запутаны, но их общая направленность была на то, чтобы больше денег оставлять в регионах, где производятся товары, а не стягивать в столицу. Что из этого вышло – отдельный вопрос. В будущем году должен начать действовать отдельный пакет этих правил, который должен еще больше изменить региональную картину.

«СП»: - Много ли денег не досчитаются субъекты федерации в будущем году из-за внедрения этих правил?

- Я считаю, что Москва дополнительно потеряет порядка 40 миллиарда рублей. Если учесть, что ее доходы достигают полутора триллионов рублей, получается, что столица потеряет еще 3% доходов, дополнительно к пяти в нынешнем году. При этом бюджет Москвы на 2013 год предусматривает новые займы объемом 150 млрд рублей. Так что это достаточно заметные деньги.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Fotoimedia/ Максим Стулов
Источник:http://svpressa.ru/economy/article/61062/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация