Ходорковский: на 70% мои представления совпадают с путинскими
Михаил Ходорковский сегодня - самый известный в мире россиянин. Даже если в тюрьме ему, как он сам признается, больше всего не хватало общения с умными собеседниками, и даже если считать себя умным собеседником, - стыдно обременять его. Но и оторваться от разговора с ним невозможно - это тот уровень самообладания, прямоты и анализа, от которого мы отвыкли.
С похожим чувством Россия в 1856 году встречала декабристов: ждала увидеть дряхлых стариков, а дряхлыми-то оказались те, кто остался. Приехали свежие, бодрые, умные, с огоньком 1820-х в глазах.
- Начну со странного вопроса: с каким чувством вы узнали о смерти Березовского?
- Можете верить или не верить - но вообще я вру очень редко, не вижу в этом необходимости. Я почувствовал сильную горечь - от самого факта смерти. И определенное недоверие - по поводу ее причины. Я знал Березовского бог знает сколько лет. Он был прежде всего жизнелюбом, и представить себе, что такой человек добровольно сведет счеты с жизнью, невозможно. Однако не доверять британским коронерам тоже нет никаких причин.
- А не было у вас ощущения, что вот уехал человек, и его там достали, а вы вопреки всем советам остались, и с вами теперь ничего уже не сделаешь?
- Вы все-таки думаете, что его достали?
- Не физически, нет. Просто сделали жизнь невыносимой.
- Если бы захотели, они бы и мою жизнь легко сделали невыносимой.
- Был недвусмысленный, широко известный сигнал начальству колонии от руководства ФСИН - «мочить козла». Хотя «козел» на лагерном сленге - вполне определенное понятие, примененное здесь явно не по делу.
- Да, я слышал. Почему это требование «мочить» или «прессовать» не было последовательно проведено в жизнь - объяснить трудно, но, вероятно, дело в изначальной слабости вертикалей, где каждый боится ближайшего начальника и боится взять на себя полную ответственность. Вертикаль вообще достаточно слаба сегодня - именно потому, что каждый испытывает личный страх. А почему меня вообще не убили - на этот вопрос у меня нет ответа, я рассчитываю получить его от кого-либо из умных собеседников. Ничто не мешало. На мнение Запада давно и откровенно плевать.
- Может, просто боялись испортить карму?
- Верят ли они в карму?
- У меня есть, знаете, не очень рациональное объяснение. Вы его двойник, как в «Тени» у Шварца. Вот он и боялся... Понимаете?
- Сильная версия.
- Но ясно же, что многими вы именно так и воспринимаетесь, потому-то он и впился именно в вас...
- Почему он впился именно в меня - ответ как раз вполне рациональный: был конкретный человек, который клал на стол президенту аналитические справки. Этот конкретный человек в этих справках повторял, что я стратегически опасен, что я хочу отдать Западу контроль над российской нефтью и т.д. Фамилия этого человека многократно называлась - во всяком случае, других кандидатур я тут не вижу.
- Это Игорь Сечин?
- Я думаю, что это так. И я, повторяю, редко говорю не то, что думаю. Но насчет двойничества... Мне не хотелось бы разочаровывать тех моих сторонников и защитников, которые хотят видеть меня своим либеральным единомышленником. Однако процентов на семьдесят мои представления о целях, о стратегических путях развития России совпадают с путинскими. Я - государственник и этого не скрываю. Наиболее грозной опасностью мне тоже представляется распад России.
Иное дело, что представления о средствах различаются радикально. Меня в свое время сильно позабавила статья Черкесова о чекистском крюке, на котором удержалась Россия. Если вы падаете в пропасть и вас ловят крюком, попадающим под ребро, - это ненамного лучше падения. Есть лекарства, которые ненамного легче болезни. Да, Путин в свое время спас страну от развала, но неверно было бы говорить, что у страны не было альтернативы. Она есть всегда. В тот момент, думаю, это был Примаков. Он лучше и глубже представлял ситуацию, он был опытнее, у него был другой опыт жизни и работы. Он, думаю, протянул бы не крюк, а руку.
- Хотелось бы получить от вас рецепт такого самосохранения. Может, гимнастика какая-то особенная? Лимонов вон в Лефортово сто раз отжимался на кулаках.
- Самосохранения духовного или физического?
- Всякого.
- Что касается физического, я каждое утро до тюрьмы бегал пять километров и вообще всегда старался много ходить. В тюрьме и в лагере тоже. А духовное... Я не знаю, что вы обо мне после этого подумаете, но когда совсем-совсем плохо, действительно плохо, - вы не пробовали читать «Отче наш»?
- Да, конечно.
- Это действительно помогает. Автор этого текста знал, что предложить.
Источник:sobesednik.ru