В небе Сталинграда
Владимир Раткин. «Авиация в Сталинградской битве». М., фонд содействия авиации «Русские витязи», 2013, 288 стр., илл.
Книга Владимира Раткина посвящена боевому применению авиации, в первую очередь советской, в Сталинградской битве. Поскольку автор имеет самое непосредственное отношение к конструированию и производству авиатехники, воздушные схватки, развернувшиеся в небе над Сталинградом, рассматриваются в том числе и с точки зрения того, насколько те или иные конструктивные особенности наших и немецких самолетов сказываются на их применении. Раткин начинает анализ с несчастливого для Красной армии Харьковского сражения в мае 1942 года, после которого германские войска и их союзники и начали свой поход на Сталинград.
Особенно подробно описаны налеты на Сталинград с 23 по 27 августа 1942-го. Причины неудачных действий советской ПВО автор книги сводит к недостаткам, отмеченным в документах того времени: «Навязать истребителям противника воздушный бой на самолете ЛаГГ-5 из-за меньшей горизонтальной скорости нельзя… Имея превосходство в скороподъемности, истребители противника имеют преимущество в высоте во время боя, а следовательно, и лучшую позицию для атаки», «Обучение летного состава в основном сводилось только к изучению кабины… Сплошь и рядом летчики, вылетая на боевые задания, забывали закрывать кран заливки цилиндров, отсюда, безусловно, богатая смесь, перегрев, тряска и тому подобное… за счет ограниченных знаний летным составом матчасти получения максимума от мотора было невозможно… не говоря уже о том, что преподносимые указания инженерно-технического состава в пылу боя забывались». Надо сказать, что ВВС Красной армии уступали противнику не только по уровню подготовки летного состава, но и по качеству авиамоторов. За эти дни немцы потеряли не более 10 самолетов против 113 советских. Замечу, что при описании августовских бомбардировок Сталинграда автор сам себе противоречит. С одной стороны, ссылаясь на советские документы, он говорит «о приоритетах боевых целей противника». А с другой – утверждает, что «основной целью было уничтожить как можно больше гражданского населения». Тут надо все-таки определиться, что именно было главной целью германских бомбардировок. Кстати сказать, единственным серьезным недочетом книги является недостаточное использование немецких источников, что не позволяет создать двустороннюю картину боев. В отдельных случаях такого двустороннего взгляда автор достигает, например, при описании рейда 24-го танкового корпуса на аэродром в Тацинской.
Особенно подробные данные Раткин приводит из советских архивов. Согласно его подсчетам с 17 июля по 18 ноября советская авиация потеряла безвозвратно 1441 самолет. Замечу, что есть и другие данные о потерях советской авиации под Сталинградом в этот период. М. В. Зефриров, Н. Н. Баженов и Д. М. Дегтев полагают: советские безвозвратные потери составили 2063 машины, что «примерно в десять раз превышало немецкие потери» («Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО». М., АСТ, 2007, стр. 398). Возможно, разница образовалась за счет небоевых потерь. В любом случае очевидно: необходимы дальнейшие исследования первичных архивных источников как в России, так и в Германии.
Основной вывод автора сводится к тому, что «при оценке боевой эффективности авиации противоборствующих сторон в Сталинградской битве следовало бы выбрать в качестве критерия не количество побед (поскольку в данную оценку серьезно вмешивается субъективный фактор), а число самолетовылетов на одну боевую потерю по «видам» авиации: истребителям, бомбардировщикам, штурмовикам, ночным бомбардировщикам. Но при этом придется считаться с тем, что, к примеру, штурмовиков немцы практически не имели, действия ночной авиации противника были незначительны по сравнению с аналогичными действиями воздушных сил Красной армии, плюс к тому значительные потери несла транспортная и связная авиация, которую обычно к боевой не относят». С этим можно согласиться. Стоит привести соответствующую статистику 1944 года, касающуюся люфтваффе. В 1944-м немецкая авиация совершила на тех фронтах, где действовали западные союзники, 182 тысячи вылетов, а на Восточном фронте – 342,5 тысячи. А вот соотношение потерь было прямо противоположным. На западе люфтваффе потеряло в 1944 году 9768 боевых самолетов, а на востоке – только 2406. Вероятность быть сбитым для пилотов люфтваффе на западе была почти в восемь раз выше, чем на востоке (Grohler O. Starke, Verteilung und Verluste der deutschen Luftwaffe im zweiten Weltkrieg // Militargeschichte 17, 1978, pp. 316–336). И это притом что в 1944-м на Восточном фронте сражались главным образом немецкие пилоты, только что выпущенные из летных школ, а опытные летчики сконцентрированы на западе. В период Сталинградской битвы ситуация была иная. Здесь сражались признанные асы люфтваффе. И тем большего уважения заслуживает подвиг наших летчиков и зенитчиков, которые смогли сорвать «воздушный мост» к армии Паулюса. А вот утверждение Раткина, будто «лучше всего о работе летчиков судит пехота», вряд ли справедливо. Пехотинец чувствует себя спокойнее, когда в небе над ним летают свои самолеты. Тактика советского командования как раз и была направлена на моральное одобрение своих войск. В результате советские истребители барражировали по всему фронту, по образному выражению, «утюжили воздух», тогда как в тех местах, где люфтваффе реально проводило боевые операции, советских самолетов зачастую не хватало.
Почти треть рецензируемой книги-альбома составляют иллюстрации самолетов, в том числе цветные, с их тактико-техническими данными, что, несомненно, будет полезно всем специалистам в области авиации.
Источник: http://vpk-news.ru